Осетия Квайса



«Есть имена, и есть такие даты»

Поэтические строки А. Твардовского, вынесенные в заголовок, как нельзя лучше вписались в канву юбилейного вечера, посвященного 130-летию со дня рождения известного ученого-медика, антрополога и этнографа, видного общественного деятеля и организатора науки Магомета МИСИКОВА. Вечер памяти проходил в минувший четверг во Владикавказе в зале Республиканского совета ветеранов.

К юбилейной дате была приурочена и презентация научно-популярного издания «Этнографические сведения об осетинах», являющегося этнологическим разделом труда М. Мисикова «Материалы для антропологии осетин», изданного в Одессе в 1916 году.

О том, почему книга Магомета Мисикова была издана в Одессе и как вообще он оказался в столице Новороссии, довольно подробно написал в предисловии к изданию доктор исторических наук, профессор СОГУ, специалист по скифо-сарматской и аланской истории и культуре Руслан Бзаров. Он, собственно, и был ведущим вечера, участники которого делились своими мнениями, в том числе и личными воспоминаниями о человеке, незаслуженно забытом (труды Мисикова никогда не переиздавались, его вклад в становление науки, культуры и образования в Осетии долго замалчивался).

Итак, что же нам сегодня известно о Магомете Мисикове? Родился он 15 июля 1881 года в с. Шанаевском  (ныне с. Брут). Начальное образование получил в двухклассной (четырехлетней) сельской школе. Благодаря стараниям младшего брата отца, блестящего офицера и героя русско-японской войны Сосланбека Мисикова, мечтавшего дать племяннику хорошее образование, окончил гимназию в Кутаиси, где Сосланбек служил при военном губернаторе. Кстати, свою главную книгу «Материалы для антропологии осетин» Магомет Мисиков с благодарностью посвятил памяти дяди, Сосланбека, павшего на поле брани и удостоенного высшего народного признания – героической песни.

По окончании гимназии Мисиков учился на медицинском факультете Новороссийского университета в Одессе, окончив который в 1907 году поступил на службу в Одесскую городскую больницу интерном, а уже через год был назначен помощником прозектора. Спустя еще 4 года начал читать лекции по анатомии и физиологии человека в высшем фармацевтическом техникуме, фельдшерском училище и зубоврачебной школе, где вскоре возглавил педагогический совет. В том же 1912 году Магомет Мисиков встал во главе лекционного комитета Одесского научно-технического общества, в котором состоял с 1908 года.

Революционные события 1917 года он застал в должности прозектора и старшего врача (выборная должность) Одесской губернской больницы. В годы гражданской войны и первые годы советской власти Мисиков оставался в Одессе, где был востребован как врач и пользовался большим авторитетом и доверием у населения. Посему неудивительно, что в самое тяжелое время разрухи и голода (1917–1918 гг.) молодой доктор заведовал всеми общественными столовыми Одессы. А в 1919 году он возглавил Санпросвет Одесской губернии и заведовал всеми школами по ликвидации санитарной безграмотности и курсами красных сестер.

В начале 20-х Мисиков читал курсы анатомии и физиологии человека, патологоанатомии, антропологии в Одесском медицинском институте, преобразованном из медицинского факультета Новороссийского императорского университета. После гражданской войны он также выступил организатором народных университетов как в самой Одессе, так и в Одесской губернии, был избран председателем Одесского научно-технического общества, костяк которого составляли около 100 ученых (добрая половина из них являлись профессорами вузов), вошел в состав губернского руководства профсоюза научных работников.

Только в 1924 году Магомет Мисиков вернулся в родную Осетию. Поселившись во Владикавказе, он сразу же бросился исполнять свой врачебный долг. Нескончаемой вереницей потянулись к нему люди, нуждавшиеся в помощи, нарочных присылали даже из далеких сел. Мисиков принимал всех в любое время дня и ночи, сам ездил по Осетии, сам покупал лекарства и раздавал их больным. Но и этим его деятельность не ограничивалась. Магомет Асланикоевич изучал и прописывал (!) народные средства, читал популярные лекции, публиковал на осетинском языке разъяснительные тексты, издал брошюру о туберкулезе, который косил измученных войной и разрухой людей.  Такое бескорыстное служение и снискало доктору Мисикову всенародную славу.

Эльбрус КУЧИЕВ, заслуженный врач России:

«Будучи ребенком, летом на каникулах я приезжал из села к родственникам во Владикавказ. Гуляя по улицам города, неоднократно видел Магомета Асланикоевича Мисикова. Каждое утро он проезжал мимо на фаэтоне. И все идущие ему навстречу останавливались и в  знак уважения снимали шляпы».

С 1925 года Магомет Мисиков стал профессором кафедры нормальной анатомии и лечащим врачом Горского педагогического института, членом совета пединститута от профессорской курии. С 1926 года по совместительству – заведующим кафедрой физиологии человека, с 1927 года – еще и председателем естественно-исторической предметной комиссии.

Известный фольклорист Александр Бязров с теплотой вспоминал о том, как внимательно Магомет лечил студентов, какой популярностью пользовались его медицинские лекции, сколько людей собиралось на публичные сеансы гипноза, блестящим мастером которого был артистичный красавец-профессор.

И все же медицина была хотя и главной, но всего лишь частью жизни профессора Мисикова. Двенадцать лет, прожитых им на родине, стали еще и вкладом в развитие институтов национальной культуры и научного осетиноведения. В 1925 году Мисиков был избран заместителем директора, заведующим Естественно-историческим отделом, председателем музейной комиссии (заведующим музеем) и членом редакционной коллегии в создававшемся научно-исследовательском институте краеведения, открытом в феврале 1925 года.

Но и в этой деятельности разносторонняя личность Мисикова никак не укладывалась в возведенные рамки. Прекрасный знаток языка и народной культуры, он принимал участие в важнейших гуманитарных научных проектах, в числе которых –  завершение и подготовка к изданию Осетинско-русско-немецкого словаря академика В. Ф. Миллера. Музыкально одаренный и хорошо осведомленный о репертуаре народных исполнителей, с удовольствием помогал известному композитору В. И. Долидзе в собирании и изучении осетинских мелодий… Магомет Мисиков, несомненно, мог бы принести еще немало пользы своему народу, которому и как врач, и как человек всегда служил верой и правдой. Но жизнь оборвалась на взлете.

Его арестовали 10 мая 1938 года. После чего последовали четыре месяца жестоких пыток. Магомет Мисиков погиб в застенках – седьмого сентября 1938 года его не стало.

Народная молва связывала арест ученого с его отказом помогать чекистам, которые якобы хотели научиться поизощреннее пытать тех, кто попал к ним в руки. Люди, знавшие Магомета Мисикова и наслышанные о нем, судя по всему, не только не верили в его виновность, но ни на йоту не усомнились в его порядочности.

На самом же деле поводом для ареста могли стать и непролетарское происхождение советского профессора (он вырос в селе, где добрая половина жителей принадлежала к традиционной осетинской знати, и его семья не была в этом смысле исключением), и область его научных интересов. Ведь антропологию, которой занимался Магомет Асланикоевич, советская наука принципиально отрицала, более того, считала ее классово чуждой. Это обстоятельство, которое могло являться вероятной причиной ареста Мисикова, в купе с клеймом врага народа помешало объективной и своевременной оценке вклада ученого в науку.

Азамат ХАДИКОВ, заместитель председателя парламента РСО-Алания:

«Врач, ставший жертвой интриг, он прожил короткую, но красивую жизнь, и умер не своей смертью. Людям он нес только добро. Спасибо тем, кто издал его труд – пусть небольшой, но емкий. Память о тех, кто этого заслуживает, должна быть увековечена».

Руслан БЗАРОВ, доктор исторических наук, профессор СОГУ:

«После ареста в 1938 году его забыли на три десятилетия. Лишь в последней трети ХХ века имя Магомета Мисикова вновь появилось в открытой печати. Значение его книги как важного источника по этнографии осетин было отмечено Борисом Калоевым. Высокую  историографическую оценку «Материалов для антропологии осетин» дал и Ахурбек Магометов. Я уже не говорю о том, что Мисиков был истинно народным врачом, каковыми являлись Чехов, Вересаев, Булгаков, и одним из самых авторитетных руководителей осетинской медицины».

Сергей ПЛАХТИЙ, профессор СОГМА:

«Слава богу, сегодня возвращаются забытые имена. Добрые дела никогда не должны забываться. Хочу сказать, что медицинская интеллигенция Осетии издавна отличалась тем, что не замыкалась в рамках своей профессиональной деятельности. К плеяде тех замечательных врачей относится и Магомет Мисиков. Одним из первых о нем на основании архивных материалов в своей книге «На страже здоровья» написал другой удивительный доктор Николай Александрович Гиоев. Магомет Мисиков был истинным патриотом, интеллигентом, высоконравственным человеком, красивым внешне и внутренне. Память о нем должна быть увековечена».

Собственно, первый шаг к увековечению памяти о Магомете Мисикове и был сделан Институтом истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания при СОГУ, издавшем книгу «Этнографические сведения об осетинах». В научно-популярное издание вошел этнологический раздел труда М. Мисикова «Материалы для антропологии осетин». То была докторская диссертация, которую ученый защитил в Одессе в 1916 году.

Примечательно, что антропологию, как заметил в предисловии к изданию Руслан Бзаров, доктор Мисиков понимал в самом универсальном, сегодняшнем смысле этого слова, не отделяя ее физические аспекты и медицинские закономерности от особенностей культурно-исторической среды, от повседневной жизни народа. А посему книга «Материалы для антропологии осетин», вышедшая в 1916 году в Одессе, содержит самое обширное и наиболее полное к тому времени этнографическое описание Осетии. В ней впервые была предпринята попытка целостного этнографического описания, включающего хозяйство, общественную жизнь и культуру жизнеобеспечения осетин.

Что касается самого Магомета Мисикова, то 130-летний юбилей, к которому приурочено издание «Этнографических сведений об осетинах», стал достойным поводом задуматься о месте, которое занимает деятельность ученого в истории осетинской культуры. И первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Ольга РЕЗНИК,
«Пульс Осетии», 1.11.2011