Осетия Квайса



Ветром сдуло

// В Дагестане исчезают наскальные рисунки XV века до н.э.

Ученые и археологи бьют тревогу: в предгорьях Дагестана исчезают древние сакральные рисунки — петроглифы. Несмотря на то что эти исторические памятники, найденные только в середине прошлого века, находятся под охраной государства, доступ к петроглифам свободен для всех. Наскальные рисунки никак и никем не охраняются, а многие даже и не догадываются о ценности древних изображений, признанных достоянием человечества.

Культура народов Дагестана имеет поразительную специфику: она сохраняет в себе устойчивые архаические элементы, которые прослеживаются в археологических памятниках неолита, эпохи бронзы, а многие идеологические воззрения уходят в глубь тысячелетий — в палеолит и мезолит. Один из таких уникальнейших памятников находится в Буйнакском районе Дагестана. Это наскальные изображения середины II тыс. до н.э. — начала I тыс. н.э. После их открытия в ученых кругах древние петроглифы получили название «капчугайские», так как находятся они на склоне горы Накалаалсу, что расположена рядом с ныне разрушенным селением Капчугай.

«Рисунки охоты с луками, направленными на оленей, считаются своеобразными магическими пожеланиями древней охоты, а изображения плодородия — женскими знаками. Изображения горных козлов некоторые ученые связывают с культом горного козла, приносящего счастье. Ряд изображений представляют собой своеобразные обращения к животным — покровителям рода».

Артур ТАЙМАЗОВ, младший научный сотрудник
Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН

Есть еще одна версия значений наскальных рисунков. По мнению дагестанского ученого-геолога Магомеда Исрапилова, петроглифы — не просто рисунки на скалах, а целые древние обсерватории с изображениями солнечного и лунно-солнечного календарей.

Петроглифы, найденные в Буйнакском районе, включены в список памятников культуры государственного значения. Но сегодня большинство местонахождений петроглифов несут на себе следы природного и антропогенного воздействия, в силу чего контуры многих фигур не распознаются, а некоторые группы изображений, зафиксированные некогда учеными, и вовсе не существуют. Доступ к местонахождениям наскальных изображений сегодня совершенно свободный: полотнище с петроглифами пестрит именами, фамилиями и изречениями из Корана, которые оставляют здесь периодически туристы и местные.

В прошлом году в том же Буйнакском районе ученые нашли новые наскальные изображения. Открытые недавно петроглифы находятся на скальной гряде, протянувшейся с запада на восток по правобережью реки Шура-озень в районе кутана Чиканах. Доступ к этим изображениям также свободен.

В соседнем Азербайджане, к примеру, подобные петроглифы были найдены в 30-х годах прошлого столетия. По мнению азербайджанских ученых, они относятся к разным эпохам: от XVIII–X тыс. до н.э. до Средних веков нашей эры. Петроглифы были найдены в горах, на юго-востоке Большого Кавказского хребта, в 60 км от Баку. Теперь это местечко называется Гобустан. С 1966 года территория Гобустана объявлена заповедником. Наскальные изображения огорожены от посетителей лентой, то есть туристы не могут их касаться. Сегодня это настоящий музей под открытым небом, в действительности охраняемый государством.

Учитывая географию расположения капчугайских петроглифов, уход за ними тяжело осуществить физически, так как рисунки встречаются на протяжении 6 км. Как сообщил SmartNews источник в Министерстве культуры Республики Дагестан, «эта местность сейчас не заселена людьми, потому специально для этого нанимать охрану — пока непозволительная роскошь». Кроме работы над сохранением петроглифов, ученым предстоит также их длительное изучение. Дать точный ответ, какой смысл несут в себе эти наскальные изображения, исследователи пока не могут. В скором времени местонахождение капчугайских петроглифов будет обозначаться в туристических маршрутных картах как объект культурно-исторического назначения.

Ева МАЙСУРАДЗЕ; фото – Артур ТАЙМАЗОВ
SmartNews, 13.03.2013