Осетия Квайса



Валерий ГЕРГИЕВ: «Наша задача – не обличать, а просвещать, привлекать молодых зрителей»

576--a.0Десятый – юбилейный – Московский Пасхальный фестиваль в этом году выйдет за границы России. Фестивальный поезд проедет через Москву, Саратов, Оренбург, Челябинск, Екатеринбург, Омск, Уфу, Липецк, Воронеж, Калининград, Смоленск и остановится в Киеве, Минске, Вильнюсе, Астане, Алматы.

Это вообще в духе Гергиева – раздвигать границы, ломать барьеры. Об этом – о ломке стереотипов, целебной силе музыки и о том, где они – истинные духовные лидеры нации, – шёл разговор во время традиционного чаепития в гостях у главного редактора «Аргументов и фактов» Николая Зятькова.

В ЗЕРКАЛЕ ГОГОЛЯ

«АиФ»: – География у фестиваля широкая. Тесно вам стало, Валерий Абисалович, в столице?

Досье

Валерий Гергиев родился в 1953 г. в Москве, но вырос во Владикавказе (Северная Осетия). Окончил Ленинградскую консерваторию им. Римского-Корсакова по классу симфонического дирижирования. В 1988 г. становится главным дирижёром Кировского театра, с 1994 г. – худрук оперной труппы, с 1996 г. по сей день – худрук Мариинского театра.

В.Г.: – Московский Пасхальный фестиваль давно уже перестал быть собственностью только города Москвы. А в этом году действительно впервые в своей истории он пройдёт в пяти странах. Там – в Литве, Белоруссии, Украине, Казахстане – многие по-прежнему говорят и думают по-русски. Да и все мы, вне зависимости от того, в какой стране сегодня живём, всё равно связаны друг с другом генетически. Я, к примеру, до сих пор помню, как когда-то выступал в Гомеле, – это был чуть ли не первый мой концерт после победы на Международном конкурсе дирижёров им. Караяна.

Мы, кстати, стараемся взятый темп не снижать. За прошлый сезон Мариинский театр 740 раз давал концерты – и в России, и с разными труппами мира. Хотя гастроли театра – балет, опера, оркестр – это дорогое удовольствие и огромные организаторские усилия, они окупаются. Мы учимся у этой искренней аудитории российской провинции их очищающему, естественному восприятию музыки. Там почти невозможно себе представить, чтобы кто-то пришёл в зал с мобильным телефоном да ещё, не дай бог, начал во время концерта отвечать на звонок. Что, кстати, в столице всё ещё бывает.

«АиФ»: – Да, нашим представителям власти или бизнеса порой не хватает внутренней культуры. А ведь если интересы человека ограничены службой, он, наверное, и в профессии своей не сможет добиться каких-то вершин?

В.Г.: – Понимаете, в каждом сезоне есть особые вехи – фестивали, выставки. Кто-то считает невозможным для себя их не заметить. А кто-то полагает, что в его важнейшей деятельности в качестве чиновника ни Эрмитаж, ни театр, ни какая-то литературная новинка не играют абсолютно никакого значения.

А я тем не менее не отчаиваюсь – в этом сезоне, к примеру, надеюсь познакомить как можно более широкий круг зрителей с новой постановкой Мариинского театра – «Мёртвыми душами». Это великая опера Родиона Щедрина, не я один, кстати, ставлю это произведение в один ряд с «Войной и миром» Прокофьева или «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. С первой же минуты мы видим в гоголевских героях себя, это зеркало беспощадно метко показывает, как мы живём, какие мы жуткие и почему такими стали. Поразительно, но сегодня, в 2011 году, эта опера воспринимается гораздо острее, чем в конце 70-х, когда её впервые поставили. Гоголь обладал удивительным зрением и слухом. Только он мог увидеть и описать Россию так метко. Как вы думаете, кстати, когда было больше чичиковых – в 1977-м или в 2011-м?

«АиФ»: - Наверное, их количество увеличивается. Сегодня люди торгуют не только мёртвыми душами, но и воздухом, кладбищами, отходами. Президент приводил пример: казалось бы, ЖКХ – сфера сугубо внутренняя. Что там может быть? Канализация, вода. А деньги из этой сферы миллиардами вывозятся за границу. Вот вам, пожалуйста, Гоголь!

В.Г.: – Согласен. Многие из тех, кто уже побывал на спектакле, поразились, сколь актуален он сегодня. И тема христопродавцев, и пассаж о том, что «один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». Зрители смеются в этом месте, но смеются-то они над собой. А потом задумываются о том, что почти два века прошло и при этом мало что изменилось. Только не воспринимайте мои слова как выступление музыканта, который торжествующе заявляет о том, что вот как опера обличает, развенчивает…  Не в этом задача Мариинского театра! Наши задачи не обличать, а просвещать, постараться сделать так, чтобы в зале сидело огромное количество молодых зрителей. А также выдвигать молодых музыкантов на первые позиции и немедленно предлагать им проявить себя перед публикой. Так, событие для русской пианистической школы – выступления в Москве трёх из пяти лауреатов XVI Международного конкурса им. Ф. Шопена. А в память жертв чернобыльской трагедии состоится концерт Михаила Петренко – одного из лучших послов музыки с серьёзной международной репутацией, которого сегодня очень хорошо знают в Петербурге, а теперь смогут услышать и оценить и московские слушатели. Я настоятельно рекомендую не пропустить эти концерты.

КТО ВЫЛЕЧИТ МИР

«АиФ»: – Вы очень эмоциональный, неравнодушный человек. Сегодня, предположим, у вас концерт, но произошло землетрясение в Японии или началась бомбёжка Ливии. Вы как-то откликаетесь на произошедшее?

В.Г.: – В Японии у нас много друзей. Очень много! Безумно жаль людей, которые пострадали в катастрофе. Но поражаешься дисциплине, выдержке японцев – какая коллективная сплочённость невероятная! Мы посвятили жертвам японского землетрясения и цунами исполнение реквиема Верди в Концертном зале Мариинского театра. В рамках Пасхального фестиваля в Москве 4 мая исполним это произведение при участии Ольги Бородиной и Ильдара Абдразакова – это то малое, что могут сделать артисты Мариинского театра. Но я помню и то, как японцы откликнулись на трагедию в Беслане. Слушатели заполнили огромный Сантори-холл, где я с оркестром Венской филармонии через несколько недель после произошедшего давал благотворительный концерт. Мы собрали немалые средства, которые были переправлены в помощь семьям, пострадавшим в том страшном теракте. Такие вещи забыть невозможно, и память у меня не короткая.

Мне кажется, что у человека духовно развитого есть некий свод жизненных принципов: это и самоуважение к себе, к своей стране и культуре, и как минимум любопытство, желание познать культуру других. Это любопытство и нашим величайшим писателям, мыслителям, художникам было свойственно. Они ведь не замыкались в пределах Москвы и её истории или в бескрайних просторах России. И поэтому я уверен: мир будет зависеть от лидеров политических, но гораздо больше мир зависит от лидеров, может быть, невидимых, неформальных, которые имеют отношение к глубинной – духовной – жизни мира. И лечить, настраивать инструмент национальный и интернациональный будут не только политики, но и мыслители, писатели, кинорежиссёры, религиозные деятели. Это будут те настоящие лидеры, которые, собственно, и представляют народ. Ведь народ – это не только те, кто жжёт машины или объединяется в группировки. Самые яркие, талантливые, мыслящие личности витрины бить не пойдут.

«АиФ»: – В этом-то и проблема. Когда какие-то личности принимают решения, они ссылаются на интересы народа. Но потом страдает именно народ. Скажем, тот же Советский Союз – зачем его так быстро нужно было разваливать, вместо того чтобы искать нормальные формы сотрудничества?

В.Г.: – Не мне судить о том, можно ли было сохранить Союз. Но как человек, который привык действовать, я постараюсь сделать так, чтобы фестивальные выступления коллектива Мариинского театра в Белоруссии, Казахстане или на Украине стали событием. Потому что именно это закладывает столь долгожданное позитивное восприятие друг друга и страны в целом. Придёт на концерт Виктор Янукович или Александр Лукашенко, не придёт – это не является для меня вопросом номер один. А вот люди придут точно.

Николай ЗЯТЬКОВ,
«Аргументы и факты», 20.04.2011