Осетия Квайса



А небо синее, моцарть!*

// В новом здании Мариинского театра провели акустический тест

В формате акустического теста Валерий Гергиев исполнил 40-минутную программу с оркестром, хором и солистами Мариинского театра на сцене только что построенного театра Мариинка-2. И более сотни журналистов, попавшие в стены «раздорного» здания, вокруг которого все еще (даже при убранных лесах) продолжаются баталии: быть или не быть, – первыми услышали в этом здании музыку.

В первой части пресс-встречи гости нового театра ознакомились с «начинкой» нового театрального здания. Огромное фойе со стеклянными лестницами и мостиками, со свисающими прозрачными «созвездиями» светильниками. Разрекламированная гигантская – по вертикали трех ярусов – желтая ониксовая стена. Панорамная стеклянная стена, открывающая вид на не слишком ухоженный город и историческую Мариинку, срочно штукатурящую себя к предстощим торжествам.

Наконец – святая святых – зал Мариинки-2 – тонированная в коричнево-бежевые тона гигантская подкова с ярусами, обтянутыми деревом и скромными вкраплениями светящихся точек светильников. Из атрибутов «роскоши» – мало корреспондирующая с убранством зала светящаяся гирлянда в центральной ВИП-ложе, куда попасть смогут только избранные по отдельному стеклянному мосту.

Но комфорт в зале обещан для всей публики – в партере его сразу оценили: удобные кресла с широкими спинками, поднимающиеся под углом, так, что не придется никому смотреть спектакль, по выражению Гергиева, «в позе вопросительного знака». На балконах тоже не будет «невидимых» мест, которых в исторических театрах, как правило, больше половины.

Во второй части «променада» в оркестровой яме каких-то невиданных размеров появился маэстро и продирижировал программу, презентовавшую разные стили, жанры, исполнительские возможности. «Сеча при Керженце», Ария Ленского в исполнении Евгения Акимова, Tuba Mirum из Реквиема Верди, огромная Стрелецкая сцена из «Хованщины» с хором и солистами Евгением Никитиным, Геннадием Беззубенковым, Андреем Зориным, Виталием Ишутиным, Адажио и финал из 5-й симфонии Малера.

Оркестр звучал по акустике впечатляюще. Солисты и хор пели только на авансцене: за задником, натянутым в виде исторического Мариинского занавеса Головина, продолжаются работы.

Гергиев заметил, что «отличие этой акустики от нашей знаменитой акустики Концертного зала Мариинского – огромное пространство за сценой. Мы тут можем проводить футбольные матчи. И это увеличивает не только технические возможности Мариинского театра, но и дает акустическое богатство. Когда мы строили этот зал, главным нашим требованием была высота зала. И мы добились, чтобы высота была, чтобы звук мог уходить во всех направлениях и обогащался. Я открывал многие залы в мире – в Пекине, в Японии, в Голландии, и этот опыт помогал мне, когда строили Мариинку-2″.

Важной в новом театре является для Гергиева и возможность работать с выдвижными сценами, которые могут заранее монтироваться к спектаклю. Это позволит не прерывать афишу в случаях, когда, например, монтируется сложнейший спектакль «Война и мир».

«По техническим возможностям, – сказал Гергиев, – новый театр не уступает ни одному театру мира. Он уже при рождении ориентировался на то, что в мире является самым передовым. Но в погоне за техническим совершенством могут пострадать живые акустические качества. Сам зал создан в идеальных пропорциях. В любой точке этого зала хорошо видно и слышно. Но нам предстоит еще колоссальная работа, потому что даже в Концертном зале Мариинки мы до сих пор что-то выверяем».

Еще один статус, которого добились здесь: у людей, которые приходят в театр и должны провести в театре несколько часов, не должно быть ощущений некомфортности.

По поводу того, что думает Гергиев о критических замечаниях в адрес внешнего вида здания, маэстро парировал:

- Мне есть о чем думать: о том, как лучше представить для публики сочинения Шостаковича, Прокофьева, Мусоргского…

Через неделю начнется продажа билетов в новую Мариинку-2. Планы на ближайшие два месяца уже сверстаны.

5 мая в Пасхальное воскресенье в новом театре состоится День открытых дверей, и каждый сможет войти и посмотреть «начинку» нового здания Мариинки-2…

* Строка из стихотворения поэта и «будетлянина» Велимира Хлебникова.

Прямая речь

Алексей ШАЛАШОВ,
генеральный директор Московской филармонии:

- Мое первое впечатление, что это звук, которого я никогда не слышал в театре. Это новый звук: звук даже не театра, а хорошего концертного зала… Прежде у меня всегда в театрах – и в Большом, и в старой Мариинке, было ощущение, что я прислушиваюсь, настраиваю свой слух.

Конечно, сейчас много говорят, что наш слух стал другим. Мы живем в шуме. И сегодня, вероятно, для того, чтобы музыка производила то впечатление, которое она производила на людей сто лет назад, нужна другая акустика. И вот он – этот театр: современный, элитный и демократичный одновременно, грандиозный по своему качеству и по своему комфорту.

У меня от атмосферы этого театра, от зрительного впечатления есть ощущение какого-то удивительного уюта, тепла. Здесь создается комфорт каждому, а не так, как в старых театрах: небольшая горстка тех, кто сидит в партере и небольшая часть, кто сидит на лучших местах в ярусе по центру. Всем остальным ничего не видно.

Это действительно другой – современный театр, который использует все достижения человечества, чтобы дать публике настоящее ощущение музыки, окунуть человека в искусство. Это я почувствовал сегодня.

Ирина МУРАВЬЕВА, Наталья ПЬЕТРА
«Российская газета», 17.04.2013