Осетия Квайса



Как остановить дорожный беспредел?

О том, что на дорогах РФ ежегодно гибнут десятки тысяч и страдают сотни тысяч людей, свидетельствует статистика. Об этом в последнее время часто говорят и Президент, и Председатель Правительства РФ. Статистика дорожно-транспортных происшествий (ДТП) свидетельствует о том, что в Северной Осетии их количество растет из года в год недопустимо высокими темпами, тогда как должно происходить их снижение.

Рост числа ДТП в республике за два месяца 2013 года к аналогичному периоду прошлого года составил 34%, а смертность возросла на 29,4%. Эти проценты роста намного превышают общероссийские показатели. Видимо, что-то неладно с психологической подготовкой водителей транспортных средств, с выдачей водительских удостоверений (прав на вождение автомобиля), с организацией дорожного движения и другими факторами, влияющими на безопасность дорожного движения.

Считаем своим долгом обратить внимание на создавшуюся ситуацию и призвать задуматься над приведенными цифрами и над проблемой сохранения нации, особенно с учетом демографической ситуации.

Полагаем, что для решения этой проблемы необходимы определенные меры по воспитанию населения и его психологической подготовке, а также некоторые организационные мероприятия. Вот основные из них:

1. Сейчас проблема обеспечения безопасности дорожного движения выведена на самый высокий государственный уровень, и необходимо сделать ее всеобщей, всенародной. Надо, чтобы об этом не забывали на региональном уровне. В нашей республике, где особенно часто гибнут люди в автоавариях, принимаемые меры не должны отставать от темпов автомобилизации и возникающих в этой связи новых задач.

В основе решения вопросов должна лежать централизация управления дорожным движением со стороны государственных органов, а не дробление задач между разными ведомствами. Например, функции по установке и ремонту светофоров необходимо от частных организаций вновь передать ГИБДД, так как посредник в лице АМС и частной организации только замедляет работу, снижает оперативность в работе по ремонту и замене светофорных объектов и дорожных знаков, приводит к удорожанию работ по их обслуживанию и ремонту. Следовательно, денежные средства на установку и ремонт светофорных объектов необходимо вернуть ГИБДД, как это было раньше.

2. Пропаганда культуры и безопасности дорожного движения должна стать ежедневной задачей средств массовой информации и служить одним из важнейших направлений государственной пропаганды. Для этого требуется создание на государственном телевидении специальных программ, посвященных этой проблеме и подготовленных на высоком профессиональном уровне. В этой работе основной акцент должен быть сделан на пропаганде идеи общей и личной заинтересованности каждого в решении этой проблемы, необходимости разумного, ответственного, культурного поведения на дорогах, внимания и уважения участников дорожного движения друг к другу. Не нужно стесняться многократного повторения по телевидению одних и тех же жутких кадров аварий, если они могут озадачить водителей и, следовательно, привести к сохранению жизни хотя бы одного человека. Программ должно быть много с учетом возраста телезрителей.

3. Подход к обеспечению безопасности дорожного движения как к проблеме социального обслуживания.

Вопросы безопасности должны решаться не только карательными мерами, но и разумной организацией дорожного движения: расширением проезжих частей федеральных, республиканских и муниципальных дорог, в том числе – городских улиц и проспектов. Сложно соблюдать ПДД и не погибнуть в аварии, если на протяжении нескольких километров на автотрассе невозможно осуществить обгон впереди идущего грузового транспортного средства. Так часто бывает, потому что для движения в данном направлении на дороге имеется только одна полоса. Расширение проезжих частей дорог должно опережать рост числа автотранспортных средств. Это крайне запущенный вопрос, и он должен решаться на научной основе, а не по желанию лиц, которые не всегда «разбираются» в проблеме. В процессе расширения дорог необходимо предусматривать такие разделительные полосы, которые препятствуют выезду на встречную полосу движения. Тогда не будет на автотрассе лобовых столкновений с жуткими последствиями. (Следует заметить, что в последнее время в этом вопросе произошел определенный сдвиг).

Без расширения проезжих частей улиц, без изыскания возможностей проложить новые улицы во Владикавказе (в том числе, вдоль р. Терек) проблему не решить, и нас ожидает в ближайшее время транспортный коллапс. Сегодня этой проблемой в городе и районных центрах слабо занимаются. Возможно, ждут команды сверху, а команды пока нет.

При сносе старых зданий на улицах городов необходимо отступать от тротуара на несколько метров, а не захватывать часть его под строительство нового здания, как это делается сейчас во Владикавказе. Примеров можно привести много. И в этом деле должна быть проявлена политическая воля и принципиальная позиция руководителей всех уровней, должна прозвучать четкая команда на этот счет. Нельзя отдавать решение столь важного вопроса на откуп застройщикам, так как сейчас везде бизнес и коммерческие взаимоотношения, поэтому разрешение, выданное архитектурной службой города, может приводить к обострению дорожной ситуации и проблемы безопасности участников дорожного движения.

О государственном подходе при решении вопросов градостроительства со стороны чиновников местных органов исполнительной власти, о котором так часто говорили в советское время, сейчас уже никто из них не вспоминает. То, как решен вопрос при сносе бывшей Андреевской бани в г. Владикавказ и строительстве на ее месте нового здания, является наглядным примером полного отсутствия государственного подхода к решению подобных вопросов.

Однако есть и приятные исключения. Например, в Москве на территории бывшего завода ЗИЛ уже спланировали прокладку новой улицы. И в нашем городе имеются такие возможности. Ведь предприятия у нас тоже закрываются, но вместо расширения или местного уширения улиц на их территориях растут как грибы после дождя автозаправочные станции. Например, от перекрестка улиц Московская – Леонова до Китайской площади выросли четыре автозаправки. И таких примеров много.

4. Изменение подхода к выдаче прав на вождение транспортных средств, под которым подразумевается:

– изменение системы подготовки водителей в автошколах с акцентом не на изучение конструкции автомобиля (как сегодня), а на изучение ПДД, приобретение достаточных навыков вождения автомобиля и на психологическую подготовку водителя в духе точного исполнения требований ПДД;

– ужесточение требований при сдаче экзаменов на право вождения автомобиля, ибо реализация гражданином своих прав и свобод в этой области не может быть беспредельной, так как она затрагивает права и свободы других граждан и может представлять реальную угрозу для их жизни и здоровья. Свобода личности заканчивается там, где затрагивается свобода другой личности, а тем более, безопасность жизни. Поэтому права должны выдаваться гражданину с учетом не только состояния его здоровья и знаний ПДД, а главным образом как личности, обладающей соответствующим уровнем развития правосознания и способностью не угрожать благополучию и безопасности других участников дорожного движения. И эти вопросы должны решать совместно автошкола, работники ГИБДД, психологи и психиатры. Тогда можно ожидать значительного сокращения числа автохулиганов и пьяных за рулем;

– введение такого порядка, при котором водитель через каждые пять лет обязан пересдавать экзамен по ПДД. Навыки вождения со временем приобретаются, а вот Правила забываются. Кроме того, на стол экзаменаторов должны лечь при каждой пересдаче экзамена документы о всех нарушениях ПДД, допущенных экзаменующимся за последние пять лет. Анализ количества нарушений ПДД и степени их опасности позволит судить экзаменаторам о психологической подготовленности водителя к управлению автомашиной. Понимание человеком того, что через пять лет он может не получить права на вождение, остудит, и число лиц, склонных к агрессивному стилю вождения автомобиля, резко сократится. За вождение автомобиля без водительских прав необходимо принимать самые жесткие меры, вплоть до лишения свободы. Эти меры позволят оградить народ от потенциальных убийц и на порядок снизят число ДТП на дорогах.

5. Воспитание работников ГИБДД в духе выполнения функций социального обслуживания водителей, а именно: надлежащая организация дорожного движения, мониторинг состояния дорожного полотна, оперативное привлечение к ремонту дорог соответствующих служб, профилактика правонарушений на дорогах и помощь водителям. Необходимо превратить ГИБДД из «пугала» водителей в орган по обеспечению порядка на дороге, перестроить ее взаимоотношения с водителями во взаимоотношения доброжелательности, сотрудничества, взаимного заинтересованного поиска методов обеспечения высокой культуры и безопасности дорожного движения.

При этом сотрудникам ГИБДД необходимо научиться жить только на зарплату, которая сегодня не является маленькой, а их руководству необходимо издать приказ, запрещающий сотрудникам приглашать водителей в автомашину сотрудника ГИБДД, так как все вопросы водителю могут быть заданы вне автомобиля публично. Зачем сажать водителя в автомашину ГИБДД, если не для получения денег?

Необходимо помнить сотрудникам ГИБДД, что подавляющая часть водителей являются законопослушными гражданами и хотят ездить безаварийно. Однако есть небольшая часть из них, которые ездят агрессивно, и их надо отлавливать. При этом сотрудников ГИБДД нужно обеспечить должным количеством транспорта для патрулирования на улицах и выявления злостных нарушителей правил, склонных к агрессивному стилю вождения.

Сотрудникам ГИБДД – строго следить за своевременным переносом временных знаков при ремонте дорог, указателей зон их действия, перекрытием главных транспортных магистралей в городах и других населенных пунктах по различным причинам (свадьбы, похороны и пр.). Все помнят, что в советское время транспортные артерии Владикавказа никто не перекрывал, хотя умирали люди с такой же частотой, как и сейчас. Например, улицы Ленина, Кесаева, Ардонская, проспект Коста и некоторые другие, которые сейчас сплошь и рядом перекрывают, но сотрудники ГИБДД стараются не замечать этого. Значит, нет соответствующего указания, и они проходят мимо. В результате создаются невероятные заторы. Процесс получения разрешения на перекрытие улицы должен быть усложнен. Только в исключительных случаях можно разрешать перекрывать второстепенные улицы.

6. Качественный подбор кадров в ГИБДД, так как без этого порядка на дорогах не будет. Конечно, необходим комплекс мер по ужесточению профессионально-психологического отбора сотрудников ГИБДД с определением моральных качеств, культуры, образованности личности, воспитанности. Считаем необходимым подвергать их аттестации каждые пять лет, а перед этим за месяц (или два) публиковать в официальной республиканской газете список подлежащих аттестации сотрудников ГИБДД с целью сбора и систематизации отзывов о них. В любом случае такая мера будет способствовать очищению рядов ГИБДД от нечестных сотрудников, а многим поможет воздержаться от ошибок в работе. Но для принятия такого решения нужна политическая воля руководства МВД по РСО–А.

Л.КОРТИЕВ, С.ЦОРИЕВ,
доценты кафедры «Организация и безопасность дорожного движения» СКГМИ

«Северная Осетия», 01.08.2013