Осетия Квайса



Размышления у ворот государства

Всем хорошо известно, насколько тесные связи имеются между Северной Осетией и Грузией. Даже кровавые конфликты, разыгранные политиками, не могут заглушить стремление людей по обе стороны границы общаться друг с другом. С какой радостью и надеждой было воспринято сообщение об упрощении пропуска, а затем и упразднении виз для поездки в Грузию!

С нашей стороны за короткий срок был построен один из самых современных пропускных пунктов – «Верхний Ларс».

До ввода в эксплуатацию этого комплекса мы хорошо помним, какие трудности испытывал законопослушный гражданин при пересечении границы. Это в первую очередь многочасовые ожидания под палящим солнцем, под дождем, при отсутствии туалета и невозможности купить хотя бы воду.

С вводом в эксплуатацию этого комплекса появилась надежда, что такое простое и понятное желание – видеть родственников, а то и просто хороших друзей – не будет сопровождаться такими мытарствами для человека, тем более, что в настоящее время работа пункта осуществляется в круглосуточном режиме.

Но, увы, действительность опровергает все самые радужные надежды. Мне пришлось недавно быть в Грузии и через день вернуться назад домой. И что же я увидел? Вновь те же самые многочасовые очереди на российской границе.

В общей сложности мне пришлось простоять в очереди 4 (четыре!!!) часа. В ответ, я уверен, мне будет сказано, что в связи с большим наплывом автомобилей даже современный пункт пропуска не справляется с таким числом людей. Но, опять-таки, почему на грузинской границе нет таких очередей?

Одна из причин массового скопления людей и автомобилей, на мой взгляд, заключается в неправильной организации работы пропускного пункта. Как могут справиться с таким потоком всего лишь две сотрудницы, которые осуществляют паспортный контроль на въезд в Россию? Отсутствие кадров? При проектировании пропускного пункта ведь учитывались и закладывались соответствующие штаты. У нас в Осетии столько молодых безработных… Почему не подготовить сотрудников из этой категории?

Наконец, кто-то же контролирует ситуацию на автомобильной дороге при подъезде к российской границе? Ведь не секрет, что очень часто трудности возникают в связи с тем, что некоторые автомобилисты нарушают все мыслимые и немыслимые правила дорожного движения, пытаются вклиниться без очереди. Неужели фактически у дверей российского государства действует закон силы, наглости, отсутствия элементарных правил поведения? Все это вредит имиджу российского государства.

Такие очереди возникают сейчас, а что будет в разгар сезона отпусков или в конце августа в преддверии нового учебного года, когда многие наши соотечественники вместе с детьми будут возвращаться домой? Кто же наведет в концов концов здесь порядок?

Н.БУРДУЛИ, проректор СОГМА, заслуженный врач РФ, заслуженный врач РСО–А,
доктор медицинских наук, профессор

ОТ РЕДАКЦИИ. Действительно, потепление межгосударственных отношений между Россией и Грузией влило свежую струю в деятельность пункта пропуска «Верхний Ларс», позволив перевести режим его работы на круглосуточный вариант. Но, как видим, в любом нововведении всегда имеются свои пробуксовки: транспортные, товарные и пассажирские потоки возросли в разы. Дело вроде бы хорошее, но вот штатный состав постовых служб остается пока в прежнем количестве. Таможенники и пограничники физически не справляются с оформлением документов проезжающих граждан и перемещаемых товаров, что, конечно же, создает немало нервозных моментов.

В Северо-Осетинской таможне пояснили, что в эти дни очередь из скапливающихся у шлагбаума пункта пропуска автомобилей достигает 1,5 тысячи единиц.

Такой наплыв техники на границе объясняется тем, что в обе стороны едет транзитный транспорт из Армении, жители России и Грузии пересекают границу намного активнее, направляясь на летний отдых, отметили в управлении. И это, несмотря на то, что реконструированный пункт пропуска «Верхний Ларс» оснащен шестью полосами в одну и шестью в другую стороны. Сейчас его нагрузка составляет 1,5 тысячи автомобилей в сутки, а это почти втрое больше проектной пропускной способности. Да и вопрос создания хотя бы элементарной придорожной инфраструктуры, бытовых условий для стоящих в очереди людей все еще не решен на межведомственном уровне. Разве что на днях МЧС Северной Осетии установило на дороге дежурный пост на случай возникновения нештатных ситуаций.

И в таможне, и в погрануправлении заверяют, что уже разработан алгоритм действий по выправлению ситуации, прорабатывается вариант увеличения численного состава сотрудников на посту, и вскоре километровые очереди на Военно-Грузинской дороге удастся укротить. И все же наверняка аналитические, экономические службы этих ведомств загодя владели прогнозами серьезного увеличения транспортных потоков на данном участке госграницы. Теперь приходится пожинать горькие плоды проявленной нерасторопности. Увы…

Т.ЗУРАБОВ
«Северная Осетия», 09.07.2013