Осетия Квайса



О крановщиках, авиауслугах и не только…

Каким был для промышленных предприятий республики 2014 год? Что удалось сделать, с какими трудностями сталкивались в ходе производственной деятельности заводы и фабрики? На эти и другие вопросы «СО» попросила ответить министра промышленной и транспортной политики РСО–А Алана ДЖИБИЛОВА.

– Говоря об итогах минувшего года в промышленности, нельзя не отметить тот позитивный факт, что 31 декабря Президент России Владимир Путин подписал Закон «О промышленной политике в РФ». Документ принят впервые в новейшей истории и по замыслу разработчиков позволит повысить конкурентоспособность промышленности и ее эффективность, а также поддержать программу замещения импорта. Надеюсь, что в соответствии с этим законом на федеральном уровне будут разработаны новые механизмы оказания помощи промышленности. Сегодня основная форма господдержки инвестиционных проектов в отрасли заключается в погашении части процентной ставки по кредитам, которые предприятие должно получить самостоятельно.

При этом Минпромторг России в гражданских отраслях промышленности работает с проектами от 150 млн до 2 млрд рублей. К сожалению, этого недостаточно для наших предприятий, которые зачастую не имеют даже необходимой залоговой базы для получения заемных средств. Наше министерство выстраивает свою работу исходя из Госпрограммы развития промышленности и пассажирского транспорта Республики Северная Осетия – Алания в 2014–2016 годах. Как известно, индикаторами-показателями этой программы в области развития промышленности РСО-А являются индекс промпроизводства, объем отгруженной продукции, численность работающих в производстве и среднемесячная заработная плата в отрасли.

Прошлый год был достаточно напряженный, однако, несмотря на имеющиеся трудности, индекс промышленного производства составил 100,3%. Средняя зарплата за 11 месяцев 2014 года по предприятиям министерства составила 19,586 тыс. руб., что выше соответствующего периода 2013 года на 10,7%.

Подробнее хотел бы остановиться на тех отраслях промышленности, которые вносят основной вклад в производство продукции. На металлургических предприятиях, как известно, объемы по промпроизводству обеспечивают заводы «Электроцинк» и «Победит».

На ОАО «Электроцинк» продолжает действовать программа перспективного развития до 2017 года, в соответствии с которой инвестиции составят 920 миллионов рублей. Основные направления – продолжение технического перевооружения и строительство нового цеха электролиза. Объемы производства на предприятии увеличились по сравнению с 2013 годом на 22,7% в действующих ценах. На ОАО «Победит» в минувшем году выпуск продукции возрос на 6%. Завод продолжает работу по исполнению экспортного контракта, заключенного российской стороной с иностранным заказчиком, по поставке специзделий.

В машиностроении основные объемы обеспечивает ОАО «ВВРЗ». В 2013 году здесь возникли проблемы по причине уменьшения в четыре раза объема заказов на ремонт грузовых вагонов. Это связано со снижением грузоперевозок в целом по стране. Кроме того, продолжает действовать решение межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта при Правительстве РФ о приостановке капремонта грузовых вагонов с продлением срока службы до разработки и утверждения нового положения. На сегодняшний день мощности предприятия загружены недостаточно для рентабельной работы. В настоящее время прорабатывается вопрос о размещении дополнительных заказов со стороны Министерства обороны РФ.

На предприятиях электронной отрасли промышленности в 2014 году выпущено продукции на 490,9 млн руб. Темп роста к предыдущему году составил 112,7%. Продолжается реконструкция заготовительного производства на ОАО «Бином». Завершено строительство цеха гальванопокрытий на заводе «Радуга», ведутся работы по освоению производства доплеровского метеолокатора. По отрасли подготовлены предложения по импортозамещению, однако остается открытым вопрос финансирования этих работ.

Несмотря на многочисленные проблемы в легкой промышленности, наши предприятия работу не приостанавливали, объемы производства на них даже увеличились. Достойно завершили год «Моздокские узоры», «Ирафская швейная фабрика», «Моздокская швейная фабрика», ОАО «Одежда» и «Владикавказский УПП ВОС». Положительный эффект дало постановление Правительства РСО–А по утверждению требований к школьной форме, что позволило, в частности, фабрике «Одежда», крупнейшему производителю школьной формы в республике, увеличить объемы швейного производства примерно на 30%.

Рост производства в деревообработке обусловлен отличной работой лидера отрасли – ЗАО «Рокос», которое с каждым годом наращивает мощности и имеет более 70 дилерских центров по всей стране. В 2014 году объем выпуска увеличился на 14% по сравнению с 2013 годом. ОАО «Кавдоломит» остается передовиком среди предприятий добывающей отрасли – рост производства составил 40%.

В целом можно сказать, что те предприятия отрасли, с которыми взаимодействует министерство, по итогам 2014 года сработали не хуже, чем в 2013 году.

– Алан Олегович, повлияли ли санкции, введенные против России западными странами, на производственную деятельность наших предприятий?

– Конечно же, повлияли, возникли определенные проблемы, связанные в первую очередь с ростом цен на сырье и материалы. По отдельным позициям они увеличились вдвое. Это приводит к тому, что многие предприятия не могут спланировать потребность рынка в выпускаемой продукции. Так, например, в конце года стоимость полиэфирного волокна, не выпускаемого в РФ и являющегося исходным сырьем для изготовления гардинного полотна «Моздокские узоры», возросла уже в декабре – на 40%, увеличились цены на белорусское сырье, на 60% – на турецкое. Аналогичная ситуация и с сырьем для производства лавсановой пленки, которое ОАО «Кетон» получает из Белоруссии. Такое положение дел отразится на итогах работы предприятий во II квартале текущего года. Труднее стало решать вопрос кредитования предприятий, так как существенно возросли банковские ставки, то есть теперь сложнее заниматься техническим перевооружением и пополнением оборотных средств.

Вместе с тем есть и положительные моменты. Так, увеличился портфель заказов у предприятий оборонно-промышленного комплекса, в частности, у заводов «Радуга», «Разряд» и некоторых других. Государство больше внимания стало уделять вопросам импортозамещения.

– В настоящее время на ОАО «Радуга», ОАО «Электроконтактор», ОАО «Победит» и ряде других предприятий востребованы люди рабочих специальностей. Скажите, как будет решаться в дальнейшем кадровая проблема?

– К сожалению, общей проблемой для всех отраслей является дефицит высококвалифицированных кадров. Министерство ежегодно проводит работу по прогнозированию потребностей регионального рынка в специалистах различных направлений. Информация направляется в Комитет РСО–А по занятости населения и Министерство образования и науки Северной Осетии. Вакансии – от высококвалифицированных рабочих до инженеров. Остродефицитными стали такие специалисты, как токарь, электрогазосварщик, электромонтер, швея, слесарь, водитель. Подобная ситуация наблюдается и в других производственных сферах – сельском хозяйстве, строительстве, ЖКХ.

Молодежь не мотивирована на получение рабочих и инженерно-технических профессий и не информирована о реальной ситуации на рынке труда, не осведомлена об уровне зарплаты высококвалифицированного крановщика или экскаваторщика и, соответственно, не может сделать правильный выбор профессии. Мы также сотрудничаем с СКГМИ и направляем абитуриентов от предприятий на бюджетное целевое обучение по специальностям, которые востребованы в промышленности.

– Алан Олегович, актуальными остаются вопросы, связанные с работой общественного транспорта. Перевозки пассажиров на некоторых маршрутах осуществляются автобусами, которые отработали все сроки эксплуатации. Ожидается ли обновление подвижного состава?

– Перевозку пассажиров в республике осуществляют предприятия различных форм собственности, пять из которых подведомственны министерству. На сегодняшний день общее количество автобусов на автотранспортных предприятиях составляет 188 единиц, из них 125 сроком службы до 7 лет и 63 – свыше 7 лет. Треть автобусов эксплуатируется с полностью истекшим амортизационным сроком. Износ некоторых из них достигает 80%. Техническая эксплуатация таких транспортных средств экономически не эффективна, так как требует значительных затрат на ремонт и обслуживание. Это влечет за собой снижение уровня безопасности перевозочного процесса и рост транспортных издержек.

На федеральном уровне сегодня активно прорабатывается вопрос перевода автомобильного транспорта на использование газового моторного топлива. Согласно распоряжению Правительства РФ «О расширении использования природного газа в качестве моторного топлива» к 2020 году в городах с численностью населения более 300 тысяч человек в субъектах Российской Федерации уровень использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб должен быть доведен до 30%.

Большая часть автобусов, на которых осуществляются пассажирские перевозки в нашей республике, работает на дизельном топливе. При этом 90% пассажирского транспорта – автобусы марки «Hyundai», которые невозможно переоборудовать для работы на газомоторном топливе.

Госпрограммой развития промышленности и транспорта в РСО–А предусмотрено приобретение автобусов, работающих на газомоторном топливе. До 2020 года мы планируем на условиях софинансирования из федерального бюджета приобрести 90 единиц автотранспорта. Это, безусловно, позволит решить проблему нехватки подвижного состава и повысить качество обслуживания пассажиров.

– И последний вопрос. Скажите, когда будет полностью завершена реконструкция аэропорта «Владикавказ», появятся ли новые перевозчики?

– Тот факт, что наш аэропорт возобновил работу, сам по себе очень важен. Напомню, что заказчиком работ по реконструкции аэродромных покрытий и замене светосигнального оборудования в аэропорту «Владикавказ» является ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)». Конкурс на право осуществления работ выиграла московская компания «Стройновация». И обычно в таких случаях объект полностью закрывается на весь период реконструкции. Однако в связи с тем, что аэропорт имеет важное стратегическое значение, удалось достичь договоренности о прекращении полетов только на время замены асфальтового покрытия взлетно-посадочной полосы. С 3 декабря, как вы знаете, аэропорт открыт для приема и выпуска воздушных судов в светлое время суток.

Что касается времени окончания работ по замене светосигнального оборудования, дату их завершения подрядчики уже несколько раз сдвигали, обосновывая плохими погодными условиями. Надеюсь, во второй половине февраля аэропорт сможет работать в круглосуточном режиме.

Относительно привлечения новых авиакомпаний могу сказать, что в Северной Осетии появился новый бюджетный перевозчик «Победа». Компания возникла на рынке недавно, к качеству обслуживания у пассажиров есть определенные нарекания, однако именно благодаря сотрудничеству с ней у жителей республики, хоть и с некоторыми оговорками, но появилась возможность приобрести недорогие авиабилеты.

Завершая ответ на заданный вопрос, хочу отметить, что невысокий уровень спроса населения на авиаперевозки не позволяет привлечь в республику большее количество компаний. Летать с полупустым салоном в убыток не может себе позволить ни одна из них, и этот факт необходимо учитывать.

М.ГАБАРАЕВ
«Северная Осетия», 28.01.2015