Осетия Квайса



Махар ВАЗИЕВ: «Вся моя улица, все мои соседи – мои родственники!»

pics.116 июня Махарбеку ВАЗИЕВУ, руководителю балета миланского театра La Scala, исполняется 50 лет.

Заместитель Председателя Правительства РСО-Алания, Полномочный представитель республики при Президенте РФ Александр Тотоонов тепло поздравил юбиляра с этим событием.

«Вы посвятили свою жизнь балету и добились широкого признания не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Талант и искренняя увлеченность профессией позволили Вам с успехом руководить балетной труппой прославленного Мариинского театра. А сегодня мы гордимся тем, что Вы ставите замечательные балетные спектакли на сцене одного из известнейших театров мира и дарите многочисленным зрителям радость встречи с прекрасным. Желаю Вам здоровья и неиссякаемой энергии, дальнейших творческих успехов и реализации самых амбициозных планов!»

Накануне юбилея Махарбек Хасанбекович Вазиев рассказал noar.ru о работе в театре La Scala и своих планах на ближайшее будущее.

- Несомненно, La Scala – бренд. Состоялся ли Ваш «роман» с этим знаменитым театром? Нет ли языкового барьера?

- Очень люблю этот театр, с благодарностью воспринял предложение поработать здесь. Конечно, поначалу для меня все было в новинку, ведь Мариинский театр – это совсем другая система. Словами объяснить разницу очень сложно. Чтобы ее почувствовать, нужно здесь поработать. La Scala – один из ведущих театров мира с богатейшей историей, прежде всего оперной, ну а потом уже и балетной. На самом деле, мне очень нравится здесь. Могу сказать одно: весьма доволен тем, что я сделал вместе с коллективом театра за то время, что я в La Scala. Работы много, и работы интересной и серьезной.

Что касается языка, то я немного говорил по-английски, а итальянского не знал, но быстро освоил. Когда вокруг все говорят на нем, волей-неволей научишься. Хотя и осетинский не забываю.

- Сколько лет Вы проработали в Мариинке? Можете ли сказать сейчас, почему ушли из театра?

- 29 лет, в том числе 13 – в качестве руководителя балетной труппы. Будучи достаточно законопослушным человеком, я не разделяю позицию людей, которые после ухода начинают лить грязь на бывших коллег. Считаю, что, если вам дана возможность работать, нужно заниматься именно этим. Причины моего ухода просты. По истечении 13 лет работы я пришел к выводу: нужно что-то менять в своей жизни. Решиться на такой шаг было непросто, поскольку я работал с великим человеком. Поверьте, это не громкие фразы. То, что делает Валерий Абисалович Гергиев для развития российской культуры, невозможно описать словами. Не так давно он приезжал в La Scala с концертами. Конечно же, мы встретились, пообщались. Затем я разговаривал с музыкантами La Scala. Когда я у них спросил о Валерии Абисаловиче, услышал однозначный и емкий ответ: «Гений». Считаю, что у этих людей есть право давать оценки: каждый сезон они работают с двумя-тремя лучшими дирижерами мира.

- Каковы сегодня, на Ваш взгляд, основные тенденции развития балета? Быть может, классический танец уходит на второй план?

- Классический балет никуда не уйдет. Ведь тогда исчезнет все. Любая современная постановка базируется на классике. Классический балет требует высокого исполнительского качества. В целом же, то, что происходит в балете – это вполне нормальное развитие. Не можем же мы жить вечно только с тем классическим наследием, которое нам досталось. Да и ярких личностей, к сожалению, в современном балете не так много. Считаю, что современного балета в России нет и пока не может быть. Для его появления необходимо давать возможность развиваться, изменяться, расти, давать больше пространства, как это происходит на Западе. Что касается классического балета, то убежден, что школа классического русского балета – лучшая в мире.

- В Москве на Днях Осетии, прошедших при поддержке Постпредства, с большим успехом был представлен танец с участием артистов La Scala. Почему Вы решили отобрать именно этот номер?

- Я ничего случайного не делаю, поскольку являюсь должностным лицом. Рад, что номер понравился.

- Расскажите о своих новых проектах. Значится ли в них в какой-то перспективе Осетия?

- Проектов много. Думаю, не надо оглядываться назад, быть увлеченным тем, чем занимаешься. В любом проекте участвуют актеры, хореографы, музыканты. Это сложная работа. Недавно мы ставили балет «L’altro Casanova» («Другой Казанова»), где Казанова – женщина. Это был довольно амбициозный проект, он оказался успешным. В следующем сезоне у меня два новых проекта. Один – с американским хореографом, а другой – с нашим Алексеем Ратманским. Словом, идей много, будем работать.

Что касается Осетии, то это – моя Родина! Несколько раз возникали какие-то предложения. Конечно, я бы хотел привезти балет La Scala в Осетию, но пока это сделать очень сложно. И дело даже не в финансах. В нашем театре очень сложная система планирования. Но о таких гастролях я мечтаю.

- Случалось ли Вам в Милане встречаться с «тамошними» осетинами?

- Более того. Была замечательная история. Маэстро Гергиев дирижировал в La Scala «Турандот». Потом мы пошли с его гостями в ресторан. Там сидела семейная пара с ребенком. Они, естественно, узнали Валерия Абисаловича, попросили разрешения сфотографироваться с ним. И тут выяснилось, что они – осетины. Такое бывает, и даже часто.

Помню, был в Канаде. В гостинице мне позвонили и сказали, что со мной хочет встретиться человек, который утверждает, что он мой земляк. Выяснилось, что он родом из Садона. Уехал из России еще до войны или после войны в 15-летнем возрасте. Он пригласил нас домой, мы просидели с ним до утра, разговаривая об Осетии.

- А в Осетии родственники есть? Часто бываете в Осетии?

- Да, ведь у меня там – мама, сестра, брат. На самом деле, вся моя улица, все мои соседи на улице Льва Толстого во Владикавказе – мои родственники, и это правда! Я уехал из Осетии в довольно юном возрасте, но безмерно счастлив, что это – моя малая родина. То, что мне дали в Осетии – база, на которой строилось все остальное. Мы росли в такой любви со стороны родственников, соседей. Мне иногда кажется, что это был чудесный сон. Дочь моя тоже бывает там, хоть и не так часто. Ей сейчас 22 года, она учится в консерватории.

- Планируете праздновать юбилей?

- Не особенно люблю устраивать такие праздники. Тем более, в это время у меня много работы в Милане. А позже приеду домой и там с мамой что-нибудь придумаем.

*   *   *

Наша справка:

Махарбек Хасанович ВАЗИЕВ родился 16 июня 1961 года в городе Алагир Северной Осетии. Окончил Академию Русского балета им. Агриппины Вагановой (класс Юрия Умрихина).

В 1981 году Вазиев был приглашен в труппу Театра им. С.Кирова в Ленинграде (ныне  Мариинский театр в Санкт Петербурге). Исполнял сольные партии в балетах: «Жизель», «Дон Кихот» , «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и др.

В 1995 году Махарбек Вазиев стал заведующим балетной труппой Государственного академического Мариинского театра оперы и балета.

Под руководством М. Вазиева Мариинский балет с успехом гастролировал в лондонских театрах Coliseum и Ковент Гарден, в театре Colonn Буэнос Айреса, в мадридском Teatro Real, в театрах Токио, Гонконга, в Большом театре.

При поддержке Махара Вазиева на авансцену русского балета выдвинулось новое поколение петербургских балерин, среди которых Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Светлана Захарова, Майя Думченко.

С 1 января 2009 года занимает пост руководителя балета миланского театра Ла Скала.

Махарбек Вазиев – заслуженный артист России (2002), лауреат премии «Душа танца  2002″ в номинации «Рыцарь танца».

Женат, имеет дочь. Жена Ольга Ченчикова – бывшая прима и педагог Мариинского театра.

Оценки критиков:

«…один из самых ярких представителей петербургского классического танца, артист, ставший «своим» в лучших американских, европейских и японских балетных труппах».

«Талант, прекрасная школа и мужественная внешность позволили молодому артисту сразу занять положение танцовщика, исполняющего все ведущие партии классического репертуара. Он блестяще владеет всеми секретами классики, безупречно знает и понимает истинный смысл дуэтного танца. На таких профессионалах как Махар Вазиев держится репертуар театра».

«В лице Вазиева балетный театр постепенно обрёл современно мыслящего и действенного лидера».