Осетия Квайса



Алла ГАЕВА: «Начала ткачихой, а вот уже тридцать лет – как я в театре»

Марина КАДИЕВА

Куклы 1Сегодня народной артистке Северной Осетии, ведущей актрисе театра юного зрителя «Саби» Алле ГАЕВОЙ исполняется 55 лет. Этот праздничный день она планирует встретить в любимом театре в кругу друзей и коллег по творческому цеху, с которыми вот уже 30 лет выступает на одной сцене. «Какое интервью? Не надо, я никогда не общалась с журналистами», произнесла в телефонную трубку актриса, когда я ее попросила о встрече. Но после доводов, которые она сочла, скорее всего, убедительными, наш разговор все-таки состоялся.

Мы встретились с Аллой Георгиевной на следующий день в театре, недалеко от опустевшей сцены, где еще каких-то пару часов назад она играла очередную роль. Зрительный зал для нее – вся жизнь, он понятен и хорошо знаком. А вот персональное журналистское внимание, как выяснилось,  к Гаевой проявлено впервые! Но очень скоро лед сомнения растаял, и в конце  беседы она даже согласилась сфотографироваться с одной из своих кукол. С той самой Аленкой, вместе с которой и начался ее творческий путь.

– Алла Георгиевна, поздравляем вас с юбилеем!

– Спасибо!

– Как будете отмечать?

– Скромно, спокойно. Накрою в театре стол, соберу любимых коллег. Если честно, не хочется особой шумихи. А как вы вообще узнали о юбилее?

– Проглядеть такую дату было бы непростительно. Думаю, коллеги обязательно преподнесут вам сюрприз.

– Это их право (улыбается).

– Вижу, плотный творческий график пока не дает вам времени думать о празднике?

– Да, каждый день играю в каком-то новом спектакле. Например, в «Сказке о мудром Ачи и храбром Бачи» у меня положительная роль – козы Зульфии…

– Кстати, совсем недавно с этим спектаклем вы ездили в Южную Осетию. Как вас там приняли?

– Отлично. Это была благотворительная поездка, и многочисленные цхинвальские зрители остались просто в восторге. Их не было слышно, что сегодня большая редкость. Наши дети, к сожалению, стали очень избалованными. Они разучились слушать.

Алла Гаева в роли Кикиморы. Спектакль "Старомодные чудеса"

А. Гаева в роли Кикиморы. (спектакль "Старомодные чудеса")

– Шум в зале отвлекает?

– Могу сказать, бывает трудно. Приходится напрягать голосовые связки.

– А каковы впечатления о самом городе, послевоенном Цхинвале?

– Первый раз видела такую разруху. Страшно, конечно. Многие дома разбитые, и в то же время везде что-то копают, строят…

– Где выступали?

– В новом отремонтированном здании, куда пока переехал Осетинский театр. Условия достаточно неплохие. Мы отыграли и в тот же день вернулись обратно во Владикавказ.

– В каких еще постановках вы сейчас задействованы?

– Ходовыми у нас на данный момент являются такие спектакли, как  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Смерть колдуньи», «Хитрая лисичка», «Щелкунчик», «Мальчик горошек», где я играю доброго шустрого мышонка, который во всем помогает своему другу мальчику. Обожаю эту роль.  Вообще все свои роли люблю.

– Самая любимая есть?

– Не могу выделить. Каждый герой, пусть даже отрицательный, по-своему прекрасен.

– И все-таки, больше по душе положительные или отрицательные персонажи?

– Изначально, когда я пришла в «Саби», а было это тридцать лет назад, в 1981 году, мне давали только положительные роли. Через два дня после моего появления в театре начинались новогодние спектакли «вживую», то есть без кукол. Меня сразу же ввели в курс дела. Как сейчас помню, первой моей ролью стала роль Аленушки, которая превращалась в Снегурочку. Тогда я переодевалась в другой костюм. Благодаря дельным указаниям и советам режиссера, я справилась со своей задачей.

– Режиссера Михаила Гаева?

– Да.

– Вот интересно, он вам как-то доводится?

– Доводится, но насколько близко, не могу сказать. Это была замечательная, творческая личность. К работе он относился строго, был требовательным. Никому не давал поблажек. Особенно мне. Когда я пришла в театр, Михаил Евдокимович меня не знал. Я же пришла по объявлению.

Ведущие актеры театра - Владимир Рамонов и Алла Гаева. 1987 г.

Ведущие актеры театра - Владимир Рамонов и Алла Гаева, 1987 г.

– Расскажите об этом подробнее. Какая дорога привела вас именно в театр юного зрителя?

– Когда я училась в восьмом классе, в школе №109 (сейчас №7)  г. Беслан, к нам из Дагестана приехала бывшая выпускница школы, директор профтехучилища города Махачкала. Не помню ее имени. Она пришла к нам на урок и стала в красках расписывать все прелести тамошнего образования, рассказала о ткацкой фабрике, о садоводстве… Одним словом, соблазнила всех девочек класса туда поступить. Она даже адреса наши записала.

В то время я еще не знала, кем хочу стать, хотя всегда тянулась к искусству, любила лепить, рисовать. Достаточно хорошо рисовала. И очень любила петь. Даже в школьном хоре солировала. Помню, мы ездили на музыкальный конкурс в г. Прохладный и заняли там то ли второе, то ли третье место. Короче говоря, после восьмого класса я поступила во Владикавказе в музпедучилище.

– Не рискнули поехать в соседнюю республику?

– Сразу нет. Но уехали некоторые мои одноклассницы. Я подумала, если не поступлю в музпед, то продолжу учиться в 9 классе. Тогда был серьезный набор, не то, что сейчас. И прошла по классу аккордеона. С чего это вдруг выбрала аккордеон, сама не поняла.

Комиссия проверяла грамотность, слух, знание литературных произведений. А я-то только что из школы, вот и прочитала выразительно какой-то монолог, спела песню «Дрозды». Она считалась сложной для молодой девушки, мне было всего 15 лет. Но я справилась, меня похвалили. Вскоре ввиду определенных обстоятельств мне пришлось бросить училище.

"Во мне всегда жила актриса..."

"Во мне всегда жила актриса..."

– Как сложилась ваша дальнейшая судьба?

– Я постоянно получала письма от своих подружек из Дагестана, которые расхваливали мне, как там хорошо. В январе они приехали на каникулы, я с ними встретилась и твердо для себя решила поехать учиться в Дагестан. Не знаю, как мама рискнула меня отпустить. Наверно, доверяла.

Хотела научиться ткать. А директор профтехучилища заволновалась: «Уже полгода прошло, как же ты справишься?» Но все-таки приняла меня.

– Не пожалели о выбранном направлении?

– Я такой человек – если даже работа мне не нравится, все равно должна делать ее хорошо. Мне удалось быстро догнать сокурсников, получала пятерки, четверки. Только одна тройка была – по электротехнике.

В один день меня спросили: «Алла, ты же училась в музыкальном училище, не хотела бы попасть в агитбригаду, петь в ансамбле?» Естественно, я согласилась. Мы пели, танцевали, выступали на праздниках, участвовали в разных конкурсах, а спустя какое-то время нас уже стали называть артистами.

– С местными общий язык нашли?

– Не знаю, как сейчас, но тогда в Дагестане жили очень культурные и высокообразованные люди. Они никогда никому не грубили, не хамили. И, главное, были добрыми.

Так вот я стала настоящей ткачихой, мое имя даже значилось на доске почета. Два раза я получала удостоверение «Ударница коммунистического труда» и продолжала «кружиться» на сцене. Между прочим, была солисткой.

– Ваш талант оценили?

– Да, более того, пригласили выступить на местном телевидении. Я очень волновалась, поскольку пришла на телевидение первый раз. Тем более, это была прямая трансляция, посвященная прекрасному весеннему празднику 8 марта. В студии собрались профессиональные певцы, о чем я узнала позже, которые должны были меня заранее послушать. Но я так стеснялась, что отказалась это делать. Конечно, музыканты вполне могли меня не допустить к эфиру, но промолчали. И тут я спела трогательную композицию «Поговори со мною, мама». Меня похвалили. Знаете, я была так напряжена, что даже не помню, как это было. После этого случая на телевидении в составе агитбригады я выступала еще несколько раз.

– Что было потом?

– Доучившись, я вернулась в родную Северную Осетию и в 1981 году пришла в театр юного зрителя «Саби». Мне было 25 лет.

С новогодних спектаклей и начался творческий путь А.Гаевой в "Саби".

С новогодних спектаклей и начался творческий путь А.Гаевой в "Саби", 1983 г.

– Как же так получилось?

– Во мне всегда жила актриса и желание ею быть оказалось настолько сильным, что я решилась откликнуться на объявление о наборе молодых актеров в театр «Саби». Но мне пришлось немного подождать, потому что как раз в тот момент театр уезжал на гастроли в Москву с отчетными спектаклями. Тогда он входил в пятерку лучших театров Советского Союза. Режиссер дал мне список специальных заданий, которые я должна была потом продемонстрировать комиссии.

Безусловно, я очень нервничала и дрожала от страха. Это был настоящий экзамен. Тогда директором был М. Тебиев. Такой добрый и порядочный человек…

– Критерии были жесткие?

– Я подготовилась, поэтому справилась. Спела песню, рассказала басни на русском и осетинском языках… В общем, меня взяли, и уже через два дня я играла свой первый спектакль. Первый же кукольный, в котором я участвовала, назывался «Сырхуадул». Полдня репетировала, а после обеда уже сыграла.

Только спустя какое-то время мне дали конкретную роль – Лисы в постановке «Медвезайцы». Там было много песен, танцев. Пели мы живьем. Тут-то и понеслась моя настоящая актерская работа…

– С куклами быстро подружились?

– Сначала режиссер М. Гаев показал мне секреты движения кукол, а потом уже при поддержке актеров я стала справляться сама. Так и научилась. Обожаю куклы.

– Держать куклу на высоте на протяжении всего спектакля, наверно, непросто?

– Тяжело, вы правы. Рука быстро устает. Но за столько лет я привыкла.

– Вам нравилась такая работа?

Коллектив театра "Саби" на гастролях в Болгарии, 1989 г.

Коллектив театра "Саби" на гастролях в Болгарии, 1989 г.

– Конечно, я много работала над собой, брала перед репетицией куклу, отшлифовывала каждое движение, каждую фразу, и так с каждым днем набиралась опыта. Вначале играла в основном положительные роли. Помню, был у меня такой хороший персонаж – пушистенький желтенький цыпленок, очень справедливый и наивный. Играла девушек, мальчиков, бабушек, в живом плане Кикимору («Старомодные чудеса»), Бабу-Ягу («Новогодние подарки»)…

Раньше наш театр часто выезжал на гастроли в другие города, мы объездили всю Украину, были и в Болгарии. Надо сказать, болгары нас приняли прекрасно. Мы в свою очередь подарили им национальный спектакль вместе с прекрасными куклами, а когда уезжали обратно, у всех на глазах наворачивались слезы. Через какое-то время болгарские актеры нанесли нам ответный визит. Сами понимаете, на каком уровне мы их встретили. Такие культурные обмены имели большое значение в творческой жизни нашей республики.

– Пока престиж театра постепенно не начал падать…

– Об этом периоде, честно говоря, не хочется вспоминать. Проблемы, связанные со сменой руководства, отсутствием взаимопонимания между хозяевами и актерами, стрессы и унижения пускай останутся в прошлом. Сейчас театр «Саби» переживает свое второе рождение.

– Какая у вас зарплата, если не секрет?

– Актерам всегда платили мало. Сейчас зарплата тоже пока еще маленькая. Последний раз получила 3947 рублей. Может, этот вопрос в ближайшее время решится благоприятно для нас, не знаю…

– И это зарплата народной артистки Северной Осетии?!

– Народной я стала летом прошлого года на юбилее театра во многом благодаря нашему новому директору Владиславу Колиеву, который буквально добился для меня и моих коллег этих высоких государственных наград. Будет, не скромно, но признаюсь – мы это своей кропотливой работой за столько лет, наверное, заслужили.

Был смешной случай. Когда в 1996 году я была удостоена звания заслуженной артистки Северной Осетии, мне пришла телеграмма от Бибо Ватаева, в которой известный актер поздравлял меня с титулом «народной». Про себя подумала: «Здорово! Хорошая примета! Значит, и это звание не за горами». Однако оно оказалось на расстоянии в 15 лет.

Дети - самые преданные и верные зрители.

Дети - самые преданные и верные зрители.

– Актеры «Саби» довольны своим молодым художественным руководителем?

– Очень. Обстановка в театре намного улучшилась с его приходом. Владислав Владимирович все делает для возрождения «Саби», для его популяризации. Даже добился того, чтобы частично отремонтировали здание театра к юбилею.

– Хочу сказать, юбилей у вас прошел на высшем уровне. Такого душевного капустника я давно не видела.

– Спасибо большое. Мы очень старались, хотя времени на организацию было мало.

– Алла Георгиевна, вам когда-нибудь хотелось сыграть серьезную роль в каком-нибудь драматическом театре?

– Как и любому актеру, конечно. Мне кажется, я смогла бы сыграть трагедийную роль.

– Что бы вы пожелали театру и своим зрителям в 2011-м году?

– Хочется, чтобы театр «Саби» поднялся на ноги, как в былые времена, чтобы в нем постоянно кипела творческая жизнь. Желаю, чтобы у актеров не пропадал интерес к своей профессии, чтобы они чувствовали свою нужность. Желаю всем нам много разных ролей! И пусть в финансовом плане станет хотя бы чуточку лучше. Мирного неба родной Осетии!

– А себе что загадаете в юбилей?

– В первую очередь, здоровья, творческого роста – всегда есть, к чему стремиться, и новых интересных образов.

– Пусть будет так! Мы поздравляем вас с юбилеем и желаем больших успехов и творческих сил на пути возрождения доброй сказочной планеты под названием «Саби».

Спектакль Н. Саламовой "Арсой", 2001 г.

Спектакль Н. Саламовой "Арсой", 2001 г.