Осетия Квайса



В Хазби осетинский народ видит самого себя

Марина КАДИЕВА

221--5170 лет назад, 10 июня 1940 года, республиканская газета «Социалистическая Осетия» напечатала рецензию Владимира Кулаева о пьесе основоположника осетинской драматургии Елбыздыко Бритаева «Хазби». А уже через несколько дней 18 июня 1940 года молодежное издание «Арыгон большевик» («Молодой большевик») выступило с критической репликой об этой рецензии. Что же послужило причиной бурных дебатов М.Черджиева и В.Кулаева, которые громогласно обвиняли друг друга в некомпетентном отношении к обсуждаемому вопросу? Поиск истины или идеологические мотивы и установки того времени беспощадно карать «неправильных» идейных интерпретаторов?

Для начала приведем отрывок из нашумевшей рецензии Кулаева:

«Содержание пьесы «Хазби» – национально-освободительное движение в эпоху покорения Кавказа. Для показа этого движения автор взял исторический эпизод – сражение осетин во главе с бесстрашным «Хазби» против колонизаторов, против князя Абхазова в ущелье Кобань.

Но Е.Бритаев, находившийся в стороне от марксистского понимания истины, неправильно показал картины исторического прошлого осетинского народа. Он недопонимал, что против нашествия царизма были не все осетины, а колонизаторы покоряли народы Кавказа с помощью местной знати, местных феодалов, этих пособников самодержавия; что ожесточенную борьбу за свою независимость вел только трудовой народ, и в Осетии одновременно с национально-освободительной войной происходила внутренняя классовая борьба.

Автор не замечал, что за покорение и подчинение Кавказа выступал не русский народ, а царизм, колонизаторы, что русские солдаты, гонимые генералами под угрозой расстрела на войну против горцев, не питали никакой вражды ни к осетинам, ни к ингушам, ни к какой-либо другой нации, эти русские люди не могли отвечать за действия покорителей русского народа.

В результате немарксистского подхода к историческим событиям пьеса «Хазби» оказалась с националистической окраской: нация – против нации, русские – против осетин».

В ответ на это М.Черджиев заявил своему оппоненту, что тот совершенно не владеет информацией о марксистском освещении национально-освободительных войн. Он выступил против утверждения, что «ожесточенную борьбу за свою независимость вел только трудовой народ» и покритиковал даже то, чего в статье Кулаева вовсе не было. В заключение М.Черджиев сделал не совсем грамотный, но совершенно категорический вывод: «Как бы то ни было, но тов. Кулаев не понимает этот вопрос».

Чтобы лучше разобраться в споре полувековой давности, корреспондент сайта «Осетия-Квайса» связалась с кандидатом филологических наук, автором диссертации «Художественный мир драматического творчества Елбыздыко Бритаева» Зариной ДЖИКАЕВОЙ. Вот что она сказала:

«В царское и советское время опала на пьесу «Хазби» была большая. Ее неоднократно запрещали, потому что в ней красной нитью проходила тема царизма на Кавказе – войны горских народов против царских войск. Самое интересное, что здесь кто-то почему-то увидел межнациональную подоплеку. Идея совершенно другая – борьба горцев за свободу, и это главное. Хазби – это не вымышленный персонаж, как многие утверждали, а реальный герой – Хазби Аликов.

В первой постановке пьесы в Северо-Осетинском драматическом театре Хазби играл сам Елбыздыко Бритаев. Его тогда арестовали прямо на сцене, а пьесу запретили. Но спустя годы она снова появилась на театральном небосклоне в главной роли с Бибо Ватаевым и имела большой успех».

Осетинский народ ценит и любит своего исторического героя Хазби. Ценит и любит потому, что в его образе он видит все то лучшее, что было и есть в природе трудового осетина: благородство, честность, гостеприимство, чувство долга перед обиженными и униженными, храбрость, любовь к свободе, готовность жертвовать своей жизнью, когда это требовало дело чести, дело защиты прав горцев, дело свободы.

На протяжении нескольких десятилетий Хазби служил примером для лучших устремлений молодежи; про его подвиги народ сложил песню, которая до сих пор является одной из популярнейших героических народных песен.

Умный, рассудительный Хазби знал, что идет на верную смерть. «Видеть осетинский народ закабаленным, видеть, как князья и офицеры будут издеваться над беззащитными женщинами или умереть героической смертью?» И он выбрал смерть в бою за свободу народа!

«Хазби» Е.Бритаева в постановке осетинского театра – по сей день поистине удачный и ценный спектакль. В этом большая заслуга не только прославленного автора, но и талантливых актеров и режиссеров. В действиях главного героя осетинский народ видит самого себя, именно поэтому пьеса всегда актуальна и злободневна.