Осетия Квайса



«Осетинский след» в Конституции страны

На днях вся страна отметила 20-летие действующей Конституции. Этому документу и событию было посвящено немало статей и передач, много было написано и сказано об их значимости. И все же остается ощущение, что все это происходит не с нами, а где-то там – в высоких политических сферах, на недостижимых для «простых смертных» высотах. Но вдруг все совершенно меняется, когда рядом оказывается давно известный всей республике человек, который говорит: «Я тоже писал нашу Конституцию!» Разумеется, «СО» не могла упустить случая расспросить его об этом.

– Таймураз Джетагазович, как получилось, что все мы знаем о замминистре внутренних дел республики в начале 90-х, депутате Верховного совета России, генерале Батагове и не ведаем о вашей роли в создании Конституции?

 – Это верно в отношении сегодняшнего поколения политиков и жителей республики: для них события двадцатилетней давности, их участники – это малоизвестная и уже далекая история. А у политиков постарше, видимо, просто много других дел!

Тогда же как депутат я регулярно отчитывался перед избирателями о своей работе, в том числе и над проектом Конституции. Но надо учитывать, что в 90-х основное внимание граждан страны и жителей нашей республики было приковано к драматическим и даже трагическим событиям, которые предшествовали принятию нынешней Конституции.

Мы все были подавлены губительным для страны противостоянием депутатов Верховного совета и Президента России, которое закончилось в октябре 1993-го – расстрелом парламента из танков! А если говорить о нашей республике, то к перечисленному добавлялись агрессия против осетин в Грузии и Южной Осетии, огромный поток беженцев оттуда и из других республик бывшего СССР. Наконец, это были напряженность и затем – вооруженный конфликт в Пригородном районе.

В этой ситуации в стране даже работа над проектом Конституции превратилась не в юридический спор, не во всенародное ее обсуждение, а в идеологическую и физическую войну президента с парламентом. Ведь тогда одновременно разрабатывались два проекта Конституции новой России – депутатов и президента. К сожалению, в борьбе между ними победили не идеи и аргументы, а оружие!

– А как вообще мы тогда пришли к этой ситуации?

– В июне 1990 г. была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала работу по подготовке новой Конституции РСФСР. В числе около ста депутатов я стал членом комиссии, а ее секретарем – известный юрист-государственник Олег Румянцев.

Наша комиссия изучала и систематизировала лучший мировой опыт построения демократического государства, его законодательные основы и прежде всего конституций разных стран. Изучение проходило не только в теории, в чтении законов, но и на сопоставлении того, как они реализуются на практике, воплощаются в жизнь. Члены нашей комиссии побывали во многих странах, мне тоже довелось увидеть жизнь в Германии и Норвегии.

В нашей комиссии работали Владимир Лукин – экс-посол России в США, ныне – омбудсмен РФ, правозащитник Сергей Ковалев, будущий федеральный министр Александр Починок, президент Дагестана Рамазан Абдулатипов и еще десятки ныне известных всей стране политических деятелей.

Однако после развала СССР в декабре 1991 г. стало понятно, что теперь мы должны работать над Конституцией не союзной республики, а нового суверенного государства – Российской Федерации, России. И работа пошла в несколько ином ключе.

– И чем закончилась работа вашей комиссии?

– Мы представили проект Конституции Верховному совету и далее – президенту. Однако он не устроил Бориса Николаевича. Очевидно, наш вариант в недостаточной для него степени менял систему государственного устройства. Поэтому он и решил образовать собственную Конституцию сначала узкой группой юристов, а затем и Конституционным совещанием.

«Президентский» проект создавался под эгидой Сергея Алексеева, Анатолия Собчака, Сергея Шахрая, Виктора Шейниса и других. Однако президент Ельцин счел нужным провести оценку этого документа широким кругом экспертов – представителей самых разных слоев и групп населения, и своим указом создал Конституционное совещание.

В его состав вошли пять групп представителей органов власти федерации, субъектов, местного самоуправления, политических партий, общественных организаций и бизнеса, религиозные лидеры – всего более 800! В их число от Верховного совета РФ включили и меня.

Его первое заседание состоялось 5 июня 1993 г. в Кремле. В течение короткого времени мы должны были доработать «президентский» проект Конституции. И действительно мы внесли в него несколько сотен поправок! Первый этап нашей деятельности завершился через месяц – 12 июля – подписанием доработанного и согласованного КС проекта Конституции.

– Как на подготовку альтернативного проекта Конституции реагировали в Верховном совете России?

– Положение членов КС от Верховного совета было двойственным: с одной стороны, мы оставались его членами, соавторами «депутатского» проекта, с другой – не могли не участвовать в работе над Основным законом страны по указу ее законно избранного президента!

Конечно, если бы мы знали, чем закончится противостояние Верховного совета и президента, наверное, повели бы себя иначе! Я ведь тоже, скорее всего, оказался бы в «Белом доме» во время его расстрела, если бы не был в этот день в командировке в республике!

– В таком случае, что вы считали самым главным в работе над проектом «президентского» проекта Конституции лично для себя?

– Как я уже говорил, время моего депутатства пришлось на самые сложные годы жизни нашей республики. И все восемь депутатов Верховного совета от Северной Осетии делали очень многое для привлечения внимания руководства страны к ситуации в регионе, для предотвращения того, что в итоге все-таки случилось, и для ликвидации последствий двух вооруженных конфликтов.

Однако на меня, Георгия Козаева, Казбека Доева ложилась основная ноша этих проблем, так как только мы втроем были не просто депутатами от республики, но и членами Верховного совета на постоянной основе.

 Не раз и не два с трибун Съезда народных депутатов и Верховного совета, в кулуарах этих органов, в личных беседах с Борисом Ельциным, видными политическими деятелями в Москве и во время их приездов в Пригородный район мы говорили о взрывоопасности закона «О реабилитации репрессированных народов», о катастрофических последствиях объявленного президентом «парада суверенитетов» республик…

С нами соглашались, в глаза говорили одно, а потом делали совершенно противоположное!

Поэтому в Конституции нового государства – Российской Федерации – для меня было самым важным закрепить неизменность границ ее субъектов. И я с полной ответственностью заявляю, что пункт 3 статьи 67 Основного закона об этом был предложен и написан мной, а потом я настоял и на его включении в текст Конституции!

– Скажите: вы горды тем, что участвовали в создании нашей Конституции?

– Разумеется, это так! Ведь, несмотря на тяжелейшие потрясения, наша страна остается одной из крупнейших и самых демократичных держав планеты. А определяет это положение и курс на десятилетия вперед ее Конституция – Основной закон.

Конечно, на практике мы имеем многочисленные отступления и даже нарушения норм Конституции – «буквы и духа», как говорят юристы. Однако это проблема не ее разработчиков, а исполнителей – властных органов и каждого из нас! В частности, это касается позиции отдельных федеральных политиков, по недомыслию или сознательно сеющих враждебность между народами России.

Это прямое нарушение и статьи 19 Конституции страны, и уголовного законодательства. И, думаю, сферу межнациональных отношений должно курировать специальное федеральное ведомство, каким был Миннац.

Но то, что основной документ страны создавался на долгие годы, ясно уже теперь. Судите сами: за двадцать лет в него внесли всего две поправки, третья сейчас обсуждается в Госдуме.

Это говорит о том, что наша Конституция всеобъемлюща, полна и очень добротна. Она прослужит нам верой и правдой не один десяток лет, а значит, является основой политической стабильности нашего общества, нашей страны с тысячелетней историей, и все мы в ответе за то, чтобы эта история никогда не прервалась!

Беседовал В.РЯЗАНОВ; Фото – К.ФАРНИЕВ
«Северная Осетия», 18.12.2013

*   *   *

Таймураз Джетагазович БАТАГОВ родился 16 февраля 1940 г. в Беслане. Выпускник Саратовского юридического института. Далее – оперуполномоченный, начальник отделения, заместитель начальника и начальник уголовного розыска, с 1984 г. – замминистра внутренних дел МВД Северной Осетии.

За успешное проведение операции «Гром» по освобождению 30 детей-заложников в 1988 г. награжден орденом Красного Знамени, заслуженный работник МВД СССР.

В 1990 г. избран депутатом и членом Верховного Совета РСФСР (с 25 декабря 1991 г. – ВС РФ) на постоянной основе, член Конституционной комиссии, участник Конституционного совещания.

В декабре 1991 г. стал последним в СССР, кому было присвоено звание «генерал-майор».

За работу над проектом Конституции РФ получил благодарность Президента России.

После роспуска Съезда народных депутатов и Верховного совета РФ в сентябре 1993 г. продолжил работу в Конституционном совещании, а затем – на посту замминистра МВД Северной Осетии.

 С 1998–2010 гг. – первый зампредседателя Арбитражного суда республики.

 Генерал-майор юстиции в отставке, женат, имеет двоих дочерей.