Осетия Квайса



«Кларнетист был неопытен и слабоват»…

// Осетия и Владикавказ 75 лет назад

Парк культуры и отдыха в городе на Тереке – один из старейших на Северном Кавказе. В советские времена появилась традиция, что в нем в летний период регулярно играл симфонический оркестр. Причем, эта традиция возникла до Великой Отечественной войны.

Нельзя сказать, что горожане массово жаловали классическую музыку, особенно в ранние советские годы. Но расчет был и на то, чтобы широкие слои населения, включая передовой рабочий класс и всех трудящихся к высокой культуре.

В эпоху Брежнева, как и сейчас, в парке сезонные концерты давал симфонический оркестр Северо-Осетинской государственной филармонии. А изюминкой предвоенных лет было то, что оркестр (за отсутствием на тот период своего) приглашали во Владикавказ из других регионов страны.

За выполнением немаловажной задачи музыкального просвещения масс усердно следила общественность и республиканская печать. Любопытная заметка, например, появилась 75 лет назад в «Пролетарии Осетии», которая сочно передает нам и стилистику того времени.

Итоги гастролей симфонического оркестра

На днях заканчиваются гастроли симфонического оркестра в орджоникидзевском парке культуры и отдыха.

Состав оркестра Запорожского музыкального техникума, будучи в основе ученическим, за лето сильно вырос в музыкально-техническом отношении. Дирижер оркестра Пресич приложил немало сил и энергии для совершенствования оркестра. Но все же у оркестра были дефекты, которые, к сожалению, остались невыправленными до конца сезона.

Прежде всего оркестр страдал отсутствием сильных солистов: лишь недавно в его состав вошли сольные исполнители Манов (скрипка) и Рилло (виолончель). Состав первых скрипок был весьма недружный – второй пульт (Клэр и Клур) систематически не считался с концертмейстером и подчас портил весь скрипичный ансамбль. Дурно повлияла на сыгранность оркестра и смена двух концертмейсетров.

Кларнетист был неопытен и слабоват, очень слаб и гобоист. Волторны были тоже технически слабоваты. Убыль контрабасиста и двух виолончелистов с реди сезона лишили оркестр густоты фона и звучности. Но все же при всем этом основная масса репертуара была выполнена хорошо.

Крупным дефектом в работе оркестра было полное отсутствие контакта с публикой. Дирижер Пресич не искал с ней связи. Был случай, когда он не принял списка пьес по желанию публики и отослал слушателя со списком к директору парка.

В противоположность предыдущим годам в нынешнем сезоне отсутствовали пояснения пьес и доклады о композиторах и их важнейших произведениях. Было только одно пояснение к концерту Бетховена, и то не совсем удачное.

Дирекция парка совершенно не заботилась о популяризации концертов. Не было ни объявлений в газетах, ни афиш. Программы концертов не объявлялись заранее, так что не только публика, но и оркестранты подчас не знали, что будет исполняться.

Директор парка Здоров не раз высказывал мнение о том, что симфонический оркестр в парке совершенно не нужен, что для публики достаточно и духового оркестра на танцевальной площадке.

Пренебрежительное отношение директора парка к оркестру, нежелание помочь в его нуждах, популяризовать его выступления привели к тому, что гастроли прошли почти незамеченными. Выступления симфонического оркестра не стали достижением широкой публики.

Надеемся, что высказанные замечания будут приняты к сведению при организации концертов в будущем. В частности, впредь этим делом надо будет заняться управлением по делам искусств при Совнаркоме СО АССР.

В.ТАБЕНЦКИЙ
«Пролетарий Осетии», 16.09.1938