Осетия Квайса



Художник Василий ЦАГОЛОВ черпает сюжеты в балете

KMO_085553_02428_1_t20628 апреля в Москве в Центре современного искусства, в галерее Марата Гельмана открывается выставка Василия ЦАГОЛОВА «У страха глаза велики». Выставка будет проходить в течение месяца. До этого проект одного из самых востребованных и актуальных современных художников Украины был представлен в Киеве, вызвав интерес зрителей и активные отзывы специалистов. И вот теперь – Москва, творческое свидание с которой для Василия Цаголова не станет дебютным.

Семь новых работ Василия Цаголова входят в серию «У страха глаза велики». Это продолжение его самой знаменитой инсталяции «Лебединое озеро».

Василий ЦАГОЛОВ родился в 1957 году в Дигоре (Северная Осетия). Окончил художественное училище во Владикавказе и Киевскую академию искусств.

В преддверии открытия выставки Василия Цаголова сайт Центра современного искусства разместил анонс, который мы воспроизводим.

Новый художественный проект Василия Цаголова «У страха глаза велики»

Киевский художник Василий Цаголов анатомирует коллективное бессознательное и визуальность масс-медиа. Он обнаруживает глубокую вовлеченность того и другого в производство фантазмов.

Пример Василия Цаголова показателен тем, как мысль об искусстве предшествует работе художника и сопровождает ее. Когда живописец Цаголов после аскезы экспериментаторства вернулся к фигуративности, он радикализовал живописную иллюзию, лишив ее плотности и создав в ней разрывы, сквозь которые зазвучал голос самой реальности с ее не всегда очевидной психоделией. Незакрашенный холст в его живописи спорил с краской и авангардно утверждал катастрофу миметической традиции и картину как объект реальности, как реди-мейд.

55508fbad761266d0b7153b6c0e323d2

Цаголова всегда интересовали разломы в постсоветской действительности, которые проявлялись в ситуациях тотального разрушения привычных моделей жизни и освоения новых и непривычных, в совмещении несовместимых реальностей. Разорванный социальный контекст указывал на онтологическое безумие обыденности, ставшей вдруг ирреальной, — именно так воспринимало действительность расколотое травмой распада империи восточно-европейское сознание. Художник сталкивал образы разных социальных пространств, конструируя зоны трансгрессии. В этих зонах обитали насилие, социальная модернизация, коммуникация, повседневность и идеология.

091710dad6eca9681bad1b0d6b7dcd78

В новом проекте «У страха глаза велики» манипуляции предметностью затрагивают уже не социальный, а физический порядок, саму субстанцию мироустройства: он соединяет живую голову и металл, балетную пачку и динамит, классическую сцену и природный пейзаж, хореографию и оружие, балерину и весла.

Василий Цаголов конструирует разрывы в восприятии, совмещая различные масс-медийные клише. Он исследует рвущиеся шаблоны рецепции в ситуации несомненного, хотя и незаметного апокалипсиса визуальных привычек. Сегодня незакрашенный холст на его картинах сообщает о новой онтологии виртуализованного и иллюзорного мира, и о внеязыковом понимании образа. Современный образ в традиционном медиуме (например, в живописи) настойчиво напоминает о своем несуществовании.  Вместе с тем обольстительное саморазоблачение образов составляет самую захватывающую часть существования зрителя.

31d49b4d2af980217be8144952889ac5Мы читаем картины Цаголова как реальность медиального, как скрытое за визуальным знаком бессознательное этой реальности. Это то место, откуда к нам приходят ночные кошмары. Содержание медиума — другой медиум. Такое осмысление характерно для новых медиа, — так, Билл Моррисон показывает реальность пленки под движущимся киноизображением и таким образом конструирует сходный с цаголовским разрыв между носителем образа и воображаемым означающим.

В проекте «У страха глаза велики» Цаголов продолжает работать с глобальными репрезентациями России, в частности, с фигурами классического балета и кавказским терроризмом. Их соединение создает невероятно комичный эффект. Художник намеренно снижает градус искусства через дикий сюжет, традиционную технику, Мы видим трепетных девушек на сцене, слишком узкой для танца, но они танцуют, обмотанные тротиловыми шашками, к их ногам брошены цветы. Балерина в лодке на веслах. Балерина с автоматом Калашникова. Этот запредельный абсурд на фоне гор зритель пробует связать в историю, выходит не очень, Зритель защищается смехом.

Картина служит проводником смыслов, неустранимо паразитирующих на изнанке масс-медиа. Она — медиум абсурда, но не сам абсурд. Чтобы не осталось никаких сомнений, с неба свисает театральная кулиса, пейзаж пересекает полоса орнамента, напоминающая о картинке в книжке. Разные медиареальности соединяются, чтобы разоблачать наше не наблюдающее за собой воображение.

Живопись Цаголова становится все более виртуозной и легкой, но важнее ее отношения не с формой, а с присутствием: она оставляет нас в реальности, оставляет нас наблюдать за наблюдающим, словно мы смотрим ТВ. Дело, однако, в том, что зритель теперь тот, за кем наблюдают, а наша реальность — и есть реальность телевизионного шоу.

Александр ЕВАНГЕЛИИ

Василий ЦАГОЛОВ. «У страха глаза велики»

Центр современного искусства Винзавод. Галерея «М&Ю Гельман»

Выставка проходит с 28 апреля по 29 мая 2011 г.

Выставка работает со вторника по воскресенье: с 12:00 до 20:00

Выходной – понедельник. Вход свободный

Телефон: 228-11-59, телефон/факс: 228-13-39

4-й Сыромятнический пер., 1, город Москва