Осетия Квайса



Знак бесконечности авангардистов Владикавказа

IMG_0978-1Ольга РЕЗНИК

Лаконичное «Восемь» – такое название носит выставка работ восьми молодых живописцев, открывшаяся во Владикавказе в выставочном зале Союза художников РСО-Алания. Молодые, впрочем, не так уж и молоды. Все они, довольно известные и состоявшиеся, уже разменяли третий десяток. А объединяет этих мастеров, по мнению председателя Союза художников Северной Осетии Таймураза Маргиева, стилевое созвучие и духовное сродство.

Да что там говорить, даже мастерские художников, чьи полотна представлены на выставке «Восемь», находятся рядом – по ул. Гадиева. Поэтому взаимопонимание и взаимовлияние заметны, как говорится, невооруженным глазом, как, впрочем, и творческое направление – приверженность авангардному стилю. Из североосетинских  молодых художников, заверил Таймураз Маргиев, эта восьмерка наиболее смелая, раскрепощенная, новаторская.

Т.Датиев. «Стражи».

Т.Датиев. «Стражи».

Знакомясь с творчеством авангардистов, что ни говори, невольно начинаешь обращать внимание на символы и верить в неслучайность и взаимосвязанность всего сущего. Ведь восьмерка – это еще и знак бесконечности. Вот и их восемь –  пытающихся приподнять завесу времени, дабы в старине глубокой отыскать ответы, на мучащие сегодня вопросы. В своем творчестве Залина ДЖИОЕВА, Юрий ПРИЩЕПА, Ирина ПЛИЕВА, Алан КОКАЕВ, Дариджан ЧЕРТКОТИ, Тамерлан ДАТИЕВ, Александр СКОМОРОХОВ и Зураб МОСТИЕВ обращаются к эпическим и библейским сюжетам, легендам, мифам.

Совершенно очевидно: они движимы желанием поделиться со зрителями своим оригинальным прочтением и видением того, что было, и тем как это «было» может проецироваться на день сегодняшний и даже завтрашний. Не в том ли отдаленном прошлом затерялись истоки истинной мудрости, нравственности, божественности? А знать эти тайны не только можно, но и нужно, во всяком случае, уверяют художники, к этому следует стремиться.

Впрочем, свои тайны и секреты и у каждого из этой великолепной восьмерки. Они  есть в сложных, экспрессивных, символичных композициях Залины Джиоевой, и в натюрмортах с национальным колоритом и автопортретом Зураба Мостиева, и в необычных, порой просто поражающих воображение работах Юрия Прищепы – «Инфанте» и «Падении фаэтона», в мифическом «Яблоке нартов» и мимолетном «Прикосновении», и в оригинальном прочтении евангельских сюжетов Александром Скомороховым, и в таинственности и неразгаданности образов отшумевшей эпохи Тамерлана Датиева, и в «Обряде», «Предании», «Эпическом сюжете», «Легенде» Алана Кокаева, и в ярких, запоминающихся, праздничных творениях Дариджан Черткоти, и в желании добраться до глубины и докопаться до самой сути Ирины Плиевой. Художники, и обращаясь к современности, будто намекают, что ответы  не здесь, а там, в старинных фолиантах. А связь времен –  категория непрерывная.

Праздник авангардного искусства продлится во Владикавказе до первых дней сентября. А уже 6-го числа откроется новая персональная выставка работ заслуженного художника РСО-Алания Николая ВАСИЛЕНКО. По признанию самого Николая Филипповича, она будет весьма разнообразной по тематике. Чистый пейзаж и пейзаж с православной символикой, изображение животного мира и  композиции, повествующие о жутких, оставивших послевкусие беды 90-х, портретная живопись, книжный дизайн и книжная графика – все это сполна будет показано поклонникам таланта Николая Василенко.

Впрочем, и эта еще далеко не последний вернисаж уходящего года. Владикавказским ценителям прекрасного еще предстоит побывать на персональных выставках заслуженной художницы РСО-Алания  Людмилы ГАССИЕВОЙ и старейшего художника Осетии Реваза НАРТА, а также посетить традиционный «Осенний вернисаж», где будут представлены новые работы многих осетинских мастеров.

З.Джиоева. «Кольцо».

З.Джиоева. «Кольцо».

А.Скоморохов. «Ковчег».

А.Скоморохов. «Ковчег».

А.Кокаев. «Рыцарь».

А.Кокаев. «Рыцарь».

И.Плиева. «Мелодия призрачного города».

И.Плиева. «Мелодия призрачного города».

Ю.Прищепа. «Яблоня нартов».

Ю.Прищепа. «Яблоня нартов».

З.Мостиев. «Натюрморт с автопортретом».

З.Мостиев. «Натюрморт с автопортретом».

Д.Черткоти. «Душа».

Д.Черткоти. «Душа».