Осетия Квайса



Трепетная мелодия гор

Говорят, архитектура — застывшая музыка. Если это действительно так, то какова в таком случае живопись и мелодична ли она? Еще как мелодична! С этим, думаю, согласится каждый, кто побывал в выставочном зале Союза художников республики на юбилейной выставке работ заслуженного художника РСО-Алания Ирины ЧЕДЖЕМОВОЙ. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, интерьеры…

Ирина Чеджемова — автор невероятно талантливый и многогранный. И творчеством художница начала заниматься очень давно. Шутка ли сказать, но первая персональная выставка Чеджемовой состоялась еще в школьные годы! Тогда юная Ира представила на суд зрителей свои рисунки, художественную вышивку, сконструированную и сшитую ею одежду. Выставка имела успех и вдохновила на дальнейшие свершения. Надо ли говорить, что с тех пор Ирина Заурбековна творчески подходит ко всему, с чем соприкасается: по-прежнему самолично конструирует и шьет себе костюмы, занимается совсем не женским ремеслом — резьбой по дереву, плетет кружева, изготавливает кукол, проектирует интерьеры. В Художественном фонде, где она долгое время работала, ею не только проектировались интерьеры, но и самостоятельно исполнялись все виды работ. А еще виновница торжества пишет стихи, поет романсы, да так, что дух захватывает! Словом, она яркая индивидуальность, и индивидуальность эта проявляется во всем.

 Более 100 работ художницы представлены на ее юбилейной выставке. Особо хочется остановиться на портретах, натюрмортах, пейзажах, писанных маслом и акварелью. Подруга и коллега Ирины Чеджемовой по творческому цеху Валентина Третьякова назвала представленную выставку трепетной и нежной мелодией гор. И вплетаются в эту мелодию щемящие напевы Дзинаги и Джимары, Фиагдона и Кобани, старого аула Ауонага и святилища Реком. Яркие, красочные, чарующие горные пейзажи!

 Невозможно отвести взгляд и от портретов кисти Ирины Чеджемовой. Портрет скульптора Лазаря Гадаева с его потрясающе красивыми руками, отца — Заурбека Темиркановича Чеджемова — защитника Владикавказа, матери, дочерей, внуков Заура и Зарины. Сколько в них достоинства и благородства, мудрости и красоты! Они словно из другой, отшумевшей эпохи, той самой, где честь неизменно была в чести. А эти потрясающие натюрморты с канделябрами, свечами, гусиными перьями, коими записывали свои вирши поэты-романтики!

 Открывая выставку, со словами приветствия и поздравления к виновнице торжества обратились председатель Союза художников Северной Осетии Таймураз Маргиев («Я третий день хожу по залу и все смотрю-смотрю. Каждая работа написана Ириной Заурбековной с любовью, и это чувствуется. Видно и то, что для нее не существует второстепенных предметов. Все детали тонко выписаны»), коллеги по творческому цеху Борис Дзугкоев («Меня поразило количество выставленных работ, что свидетельствует о необыкновенном трудолюбии Ирины Чеджемовой, которая всегда была и остается для нас примером для подражания»), Евгений Шугаев («Сколько великолепных работ, радостных, солнечных, прекрасных! Ира всегда относилась с любовью к тому, что делает»), Михаил Дзбоев («Я испытал душевный подъем, когда увидел работы, представленные на выставке, они такие же красивые, как и сама художница. Присутствие красоты облагораживает человека. Искусство Ирины Чеджемовой приподнимает зрителей»), Людмила Гассиева («К этой выставке подходят такие эпитеты, как “нежность”, “красота”, “любовь”, “доброта”. Ирина Чеджемова — многогранный художник, она талантлива во всем и ни на кого не похожа»), Валентина Третьякова («За что бы ни взялась Ирина, у нее в руках все спорится. Она резала по дереву, плела тончайшее кружево. А потом она запела. Да как!.. Все картины, представленные на выставке, можно назвать трепетной, нежной мелодией гор»). Свои поэтические посвящения Ирине Чеджемовой подарили педагоги Алла Хурумова и Лариса Смагина. К сожалению, как отметили выступавшие, на вернисаже не было замечено никого из Министерства культуры…

 Сама же виновница торжества была растрогана добрыми словами в свой адрес. Она поблагодарила всех собравшихся и призналась, что, чем труднее было жить, тем более светлый и радостный мир она старалась создавать на своих полотнах, дабы зрители, в земной юдоли которых предостаточно невзгод, могли отдохнуть от негатива.

Ольга РЕЗНИК
«Пульс Осетии», № 15, апрель 2014