Осетия Квайса



Патриотический набат живописи Ростика ФАРНИЕВА

Южная Осетия всегда славилась своими талантливыми художниками. Картины многих из них находятся в лучших музеях мира, в частных коллекциях, демонстрируются на разнообразных выставках. Без преувеличения можно сказать, что работы югоосетинских художников достойны того, чтобы их увидели и оценили на мировом уровне.

И если этого до сих пор не произошло, то причинами того являются 19-летняя война Грузии против Южной Осетии и неудовлетворительные материально-технические и финансовые возможности художников. Нашему обществу еще предстоит осмыслить и осознать огромную силу искусства и выстроить в Южной Осетии музеи, выставочные залы, художественные галереи. Это позволит решить жизненно важные национальные проблемы осетинского народа. Ведь язык искусства универсален и понятен всем. Искусство может сделать то, чего невозможно добиться другими способами.

Доказательством этого можно назвать прорыв информационной блокады выступлением симфонического оркестра под управлением великого осетина – Валерия Гергиева в разрушенном Цхинвале в августе 2008 г. Никто из политиков, представителей средств массовой информации, военных не смог донести до мирового сообщества истину о войне 8.08.08., о трагедии осетинского народа. Но этот концерт открыл миру правду и ужас грузинской агрессии против РЮО, изменил сознание многих, их отношение к народу, который представляют такие достойные люди мирового масштаба, как сам Валерий Гергиев.

Имеющиеся достижения национальной культуры в области изобразительного, танцевального, музыкального искусства, литературы, театра способны открыть Южную Осетию остальному миру и способствовать ее признанию.

Одним из наиболее ярких представителей современной культуры Южной Осетии является художник Ростик Гаврилович ФАРНИЕВ. Он родился 7 мая 1955 г. в с. Ерман Дзауского района Южной Осетии. После окончания средней школы поступил учиться в Цхинвальское художественное училище им. Махарбека Туганова и окончил его в 1977 г. Принимал участие во многих художественных выставках в Цхинвале, Северной Осетии, Тбилиси, Москве.

С огромным успехом прошла его выставка, посвященная Дню провозглашения независимости Республики Южная Осетия, в Государственном музее им. М.Туганова во Владикавказе в мае 2011 г. Каждая новая выставка, в которой выставляются картины мастера, свидетельствует о его целенаправленности, творческом поиске, требовательности к себе. Он пишет много картин, поэтичных и красивых, основываясь на натурных наблюдениях.

Его картины не раз становились украшением обложек такого известного журнала, как «Фидиуаг». Ростик Фарниев – член Союза художников СССР и РЮО. Про таких говорят: он – художник от Бога. А огромное трудолюбие, многогранный талант, высокий интеллект, стремление к самосовершенствованию, делают его картины интересными для тех, кому они предназначены.

Художник щедро делится в живописи своим видением картины мира. Его работы отличают профессиональное мастерство, национальные менталитет и колорит, любовь к своему народу и Родине. Удивительно сильная положительная энергетика исходит от полотен мастера. Картины Ростика запоминаются благодаря широкому взгляду художника на мир, основанному на его высокой культуре и знаниях, ему одинаково убедительно удаются пейзажи, портреты, композиции.

Многие работы мастера выполнены под впечатлением событий, участником и очевидцем которых он был сам. Свое отношение к происходившим трагическим и героическим событиям в Южной Осетии художник передает выразительными средствами изобразительного искусства. Понимая, как велика сила искусства, он сумел выразить в живописи это время борьбы добра и зла.

В картинах «23 ноября», «Геноцид», «Вестник Осетии», отражаются реальные исторические события последних двадцати лет, тема войны в Южной Осетии. В эти годы художник сам встал в ряды защитников Отечества. В работе «23 ноября» показан подвиг осетинской молодежи, преградившей путь на Цхинвал многотысячным вооруженным грузинским формированиям 23 ноября 1989 г. Трагические события в Южной Осетии, связанные с грузинской агрессией, отражены в пронзительной картине «Геноцид». Хорошо построенная композиция картины, ее отдельные элементы делают зрителей невольными участниками тех военных событий и заставляют помнить все, что произошло.

Историю нельзя забывать, чтобы подобное больше никогда не повторилось. В этом значимость данной серии картин Ростика Фарниева. Война – это смерть, разрушения, невыносимая боль утрат, страдания ни в чем не повинных людей. Достаточно всмотреться в лица людей на картине «Геноцид», чтобы понять весь ужас пережитой ими войны. Душа человека не может оставаться равнодушной к показанной художником боли и горю детей, женщин, стариков. И в то же время здесь присутствуют величие духа и героизм защитников Родины, готовность к самопожертвованию матерей, спасающих детей. Зритель невольно задумывается над тем, сколько же моцартов и эйнштейнов потеряло человечество в убитых войной талантливейших осетинских детях. Несмотря на весь ужас происходящего, художник формирует у зрителей чувство гневного протеста против чудовищного насилия и надежду на будущее без войн и страданий.

Символом мира и свободы стал «Вестник Осетии». Воин – победитель возвещает о долгожданной и выстраданной, завоеванной в бою, свободе. Над многострадальной Южной Осетией расцветают жизнеутверждающие яркие краски национального аланского флага. И это придает людям силы жить.

Военная серия произведений живописи Р.Фарниева – это сильное оружие против зла, войны, ненависти, агрессии. Это память о погибших, и это память о героизме и силе духа победителей. Через свои картины художник обращается к человечеству с посланием и призывом к сохранению мира.

Одним из источников вдохновения Ростика являются окружающие его люди, их неповторимые лица и характеры. Художник создал целую серию замечательных портретов, в которых он апеллирует непосредственно к чувствам зрителей, их умению сопереживать героям произведений или восхищаться ими. Мастер прежде всего интересуется внутренним миром своих героев, не гонится за внешними эффектами. Освещая их спокойным ровным светом, он создает ощущение течения времени, в котором они пребывают, открывает их душевный настрой. Не признавая шаблонных решений, художник находит для характеристики каждого своего персонажа индивидуальные точные средства.

Эмоционально выразительно показаны дети художника в работах «Портрет сына» и «Портрет дочери». В еще детском личике Сармата уже просматривается духовная мощь и потенциал великих предков. В портрете дочери художника можно увидеть лучшие черты, издревле присущие осетинке. Традиционное уважение и почтение кавказских народов к старшим показано в нескольких портретах стариков. С полотен смотрят на зрителя мудрые старцы, в облике которых ощущается былая сила и красота, твердость характеров. Вместе с тем в смотрящих из-под густых бровей глазах чувствуется грусть, усталость и озабоченность неразрешимыми противоречиями жизни. В противоположность этим портретам художником создана картина «Молодой долист», отдающая невероятным весельем. Во всем облике радующегося жизни молодого человека ощущается безграничная нартовская удаль, восхищение самой жизнью, вера в то, что весь мир создан только для него. В его характере нет места унынию и печали.

Особое место в творчестве мастера занимают пейзажные работы. В них сосредоточилась его бесконечная любовь к родному краю. Художником точно подмечены и переданы приметы всех времен года в Южной Осетии. Обозначилась его героико-романтическая трактовка образа природы, которая находится в прямом соответствии с судьбами людей. На полотнах художника умиротворенно-лирическое состояние природы сменяется активным проявлением ее жизни.

Работая на натуре, художник привнес в пейзажи живое непосредственное дыхание до боли знакомой и родной природы. Он сумел создать глубоко продуманный и прочувствованный образ Родины. Как сказочные видения предстают перед зрителем знакомые уголки родной страны. Неповторимое многообразие цветов позволяет художнику показать внутреннюю мощь природы Южной Осетии. Человек же является свидетелем ее силы, и должен жить, не нарушая ее красоты и гармонии.

Утонченно изысканны пейзажи, в которых изображены с.Гуфта, река Лиахва, уголки старого Цхинвала с резными балконами домов. Рериховским величием веет от родных аланских гор. Вековые башни и дзуары напоминают о великой истории осетинского народа. И, конечно, особое внимание уделяется художником родному селу Ерман. Здесь издревле находится один из главных энергетических центров Ирыстона, и поэтому созданные здесь картины имеют глубокий сакральный смысл. «Два дерева», молодое и старое, символизируют взаимоотношения поколений.

Внимание художника привлекли и современные новостройки. В частности, он зафиксировал момент строительства нового микрорайона Московский. На тяжелые раздумья наводит картина «Дорога в Дзау», на которой изображена часть Транскавказской магистрали в районе Чъехской теснины. Долгие годы в этом скорбном месте грузинские агрессоры обстреливали автотранспорт, захватывали путников, подвергали их мучительным пыткам и убивали ни в чем не повинных людей. Сегодня здесь идут строительные работы, и, на полной мира картине художника, ничего не напоминает о тех трагических событиях. Наоборот, кажется, что вот-вот на дороге появится тот, кто ее проложил, великий осетин, инженер Рутен Гаглоев…

Сегодня Ростик Фарниев, поистине народный художник Ирыстона, – находится на вершине своего творческого подъема. Он отдает всю свою творческую энергию благородной цели – пробуждению высоких чувств человеческой души, формированию патриотизма и любви к своему народу и к своей Родине. Несомненно, живописные полотна художника войдут в золотой фонд осетинского изобразительного искусства, и украсят будущие музеи, выставочные залы, картинные галереи. А их продвижение в другие страны мира будет способствовать признанию и уважению Республики Южная Осетия.

Аза ТИБИЛОВА, доцент Юго-Осетинского государственного университета
«Южная Осетия», 27.11.2012