Осетия Квайса



Серебряные струны Феликса АЛБОРОВА

5-1Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения мэтра осетинской национальной музыки, заслуженного деятеля искусств Северной и Южной Осетии, лауреата государственной премии им. К.Л.Хетагурова, члена Союза композиторов России, автора музыки национального гимна Республики Южная Осетия Феликса АЛБОРОВА. Это уже второй юбилей великого композитора, который в Осетии отметят без него – Феликс Шалвович не дожил до своего семидесятилетия всего несколько месяцев.

Вечера памяти композитора, посвященные нынешней круглой дате, планируется провести в конце сентября, когда музыкальные коллективы и исполнители народных песен после летних отпусков войдут в ритм рабочих будней. А пока идет усиленная подготовка концертной программы, пишется сценарий, отбираются фотографии и сочинения – широко известные и редко исполнявшиеся на публике…

«Мне бы хотелось, чтобы празднование началось в Южной Осетии – на родине Феликса, а продолжилось уже здесь, во Владикавказе», – поделилась своими мыслями со специальным корреспондентом сайта «Осетия-Квайса» Мариной КАДИЕВОЙ вдова композитора Лариса ОСТАЕВА.

Все эти годы без Феликса Алборова он часто оказывается рядом с нами. И тогда, когда мы смотрим фильмы, в которых звучит его музыка, и тогда, когда на официальных мероприятиях звучит гимн. Главное, что мы помним об этом чрезвычайно одаренном, порядочном, интеллигентном человеке. А память – категория вечная.

Композитор Феликс Алборов родился 8 сентября 1935 года в столице Южной Осетии – Цхинвале. Он был пятым ребенком в большой многодетной семье. И все, казалось, было прекрасно, но судьба распорядилась иначе – вскоре их с братом осталось всего двое. Бремя воспитания подрастающих мальчиков взяла на себя мама Феликса – необыкновенно добрая, теплая и талантливая женщина.

Из воспоминаний Феликса АЛБОРОВА

Мы с братом с детства были увлечены музыкой. Когда я уже ходил в музыкальную школу, мне нередко приходилось дома разучивать этюды на скрипке. А в мое отсутствие брат брал мой инструмент и по памяти воспроизводил эти же этюды. Все это, конечно же, благодаря маме – она очень хорошо играла на гитаре и часто пела, сама себе аккомпанируя.  Да, мы с братом пошли в Тадтаевых.

В семь лет Феликс Алборов уже играл на всех народных музыкальных инструментах. А их дома всегда было достаточно. Раритетная коллекция дяди – маминого брата, среди которой был и хъисын-ф?ндыр, пользовалась большим успехом у любознательного мальчика. Феликс с детства знал, что должен быть музыкантом, потому что чувствовал – музыка навсегда поселилась в его открытом сердце.

Феликс Алборов был виртуозным музыкантом. Цхинвал, 1967 год.Феликс Алборов был виртуозным музыкантом. Цхинвал, 1967 год.

Чтобы поступить в музыкальную школу, нужно было заплатить, а в те трудные послевоенные годы – 1945-1946-е – возможностей никаких не было. Все решил случай. На творческом пути Ф.Алборова появилась добрая женщина – машинистка, близко знакомая с директором Центральной музыкальной школы при Тбилисской консерватории. Когда она увидела у юноши необыкновенное рвение к музыке и его виртуозное умение играть на всех инструментах, то попросила директора, чтобы он бесплатно устроил юношу в эту школу.

Феликса зачислили на отделение скрипки, где не надо было платить. Вскоре по окончании учебы он еще совсем мальчишкой уехал в Тбилиси, сдал экзамены в Центральную музыкальную школу для одаренных детей при Тбилисской консерватории и проучился там на дирижерском отделении до 1956 года. Там оказались добрые, отзывчивые люди, настоящие профессионалы, которые правильно направляли музыканта. После этого последовала Тбилисская государственная консерватория им. В. Сараджишвили и класс композиции профессора И.И.Туския.

Из воспоминаний Феликса АЛБОРОВА

В консерватории мне преподавал профессор И.И.Туския – идеальная личность во всех отношениях, как говорится, «ходячая энциклопедия». Не знаю даже, в чем он сыграл большую роль в моей судьбе – в становлении меня как музыканта или просто как человека в его наилучшем развитии. Он выстроил мой внутренний стержень. Он это умел. Я ему очень благодарен. Это был хороший, всесторонне развитый музыкант.

По окончании консерватории в 1961 году Феликс Шалвович Алборов переехал во Владикавказ и устроился на работу. А через несколько месяцев в Цхинвале забили тревогу о том, что Северная Осетия переманивает ценные кадры. После этого первый секретарь Северо-Осетинского обкома КПСС Владимир Агкацев вызвал Алборова к себе, извинился перед ним и предложил ехать в Южную Осетию. Для молодого композитора прислали специальную машину, а когда он добрался до Цхинвала, тут же с улицы без всяких переговоров завели в Юго-Осетинский государственный ансамбль.

Из воспоминаний Феликса АЛБОРОВА

В первый же день мы поехали на гастроли в районный центр Квайса. Так все и началось. В должности художественного руководителя и главного дирижера юго-осетинского ансамбля песни и танца «Симд» я провел два года.

Ансамбль «Симд» на гастролях в Ленинграде. Дирижирует Феликс Алборов. 11 марта 1962 г.

Ансамбль «Симд» на гастролях в Ленинграде. Дирижирует Феликс Алборов. 11 марта 1962 г.

Как настоящий профессионал, мастер своего дела, Феликс Алборов поднял уровень ансамбля на существенно более высокий, присущий государственному коллективу культуры уровень. Он пригласил постановщиков танца, хореографов, сделал настоящую концертную программу, с которой не стыдно было выступать и в тогдашнем Союзе. Именно Ф.Алборов впервые вывез музыкальный коллектив в Кремлевский театр – предшественник  Кремлевского Дворца Съездов. Московские гастроли «Симда» (так называл этот творческий прорыв Алборов) прошли на «ура», и были оценены «маэстро» как «шикарные». Это было торжество народной осетинской музыки в самом высоком смысле этого слова.

А. ДЖИГКАЕВ, бывший солист хора ансамбля «Симд»,
заслуженный артист ГССР

У нас в ансамбле были хор, оркестр и три группы танцоров. В то время, когда Феликс Шалвович работал у нас в ансамбле, коллектив гремел. Ведь от руководителя зависит многое. Как себя он поведет, так подчиненные и будут исполнять свои обязанности. Ф.Алборов так прекрасно руководил нашим ансамблем, его так все уважали, что работа у нас шла замечательно.

Все его мысли – прекрасны, он любит свой народ – как людей, связанных с искусством, так и простых тружеников. Все артисты для Феликса Шалвовича одинаковы любимы. А тот, кто хорошо живет с народом, того народ любит и приветствует.

На экзамене в музыкальной школе. г. Цхинвал,1963 г.

На экзамене в музыкальной школе. г. Цхинвал,1963 г.

Когда Феликс Алборов ушел из ансамбля «Симд», то решил больше не возвращаться к этой деятельности, потому что все, что он мог сказать, он сказал в свои 29-30 лет. Для него было легче создать что-то новое, чем перестраивать старое.

В 1963 году композитор стал директором Цхинвальской музыкальной школы, а затем организованного им же Цхинвальского музыкального училища, ныне носящем его имя.

К. САРКИСЯН, директор музыкального училища в Цхинвале, 1996 г.

Просто сказать, что Феликс Шалвович основоположник училища и его директор – недостаточно. Он многому научил не только меня, своего непосредственного заместителя, но и наш коллектив, всех наших учеников. Прежде всего, он научил нас по-настоящему любить свою родину. Он научил нас общению друг с другом, умению сотрудничать. Я бы назвала его учителем с большой буквы и пожелала бы ему большого количество последователей, потому что он обладает огромным житейским и профессиональным опытом. Это все вызывает уважение и желание подражать. Очень многие достижения нашего училища связаны с Феликсом Алборовым.

Цхинвальская музыкальная школа и ее директор – непревзойденный Феликс Алборов.

Цхинвальская музыкальная школа и ее директор – непревзойденный Феликс Алборов.

Алборов много сил отдавал училищу, во все вникал, все делал досконально. Ни одно сколько-нибудь значимое мероприятие в Южной Осетии не проходило без Феликса Алборова. Все всегда советовались именно с ним. Его постоянно приглашали на просмотры, прослушивания, творческие вечера… Несомненно, он бы сделал больше в творческом плане как композитор, если бы был более свободен от повседневных дел. И, тем не менее, коллекция его музыкальных произведений поистине золотая, Алборов-композитор внес неоценимый вклад в музыкальную культуру осетинского народа.

Павел ЯДЫХ, народный артист России и Северной Осетии

Феликс Алборов – это личность, абсолютно индивидуальная по образу мысли, интеллигентности, чувству. Ему удается выбирать такие ноты, которые мы до этого никогда не слышали.

Он миниатюрист, как мне кажется. Хотя я прекрасно знаю и его крупные произведения, скажем, я дирижировал его концерт для фортепиано с оркестром. А это – признак особого мастерства.

Феликс Шалвович Алборов много десятилетий выступал с концертами как пианист, органист и дирижер. В его богатом творческом диапазоне – хоровые, оркестровые и фортепианные произведения. Широкую известность и признание ему принесли музыка к кинофильмам «Ах, любовь», «Во всем виновата Залина», «Легенда горы Тбау», знаменитая обработка героической песни «Об Акиме», опера «Фатима», популярнейшие песни и мелодии для национальной гармоники.

Николай КАБОЕВ, дирижер и композитор

Для кинематографа приход такого эрудированного, высокоинтеллигентного человека с колоссальным кругозором был настоящим подарком. Ведь Феликс прекрасен во всем. Вы посмотрите, как он пишет, какой у него каллиграфический почерк. Вы скажете, что это выдает в нем педанта… Нет. Это выдает в нем отношение ко всему, что выходит из-под его рук. Он во всем хочет найти прекрасное и старается это делать. Я думаю, что это был очень хороший и красивый опыт работы в кинематографе. Это была одна из самых ярких граней и проявлений его музыкального таланта.

Когда я учился в училище искусств, Феликс Шалвович часто слушал, как я играю, интересовался моими успехами. А когда я учился в Ростовской консерватории, наши контакты еще более упрочились, хотя расстояние между нами увеличилось. Однажды он пригласил меня на дни культуры Южной Осетии с тем, чтобы я исполнил его фортепианный концерт с оркестром. Позже это произведение записал и симфонический оркестр Северной Осетии.

Феликс Алборов никогда не отрывался от своих корней. Он делал все возможное, чтобы осетинская музыкальная культура не потеряла свое национальное лицо. Это был прекрасный, признанный композитор, при этом необыкновенно скромный, готовый всегда помочь коллегам словом и делом, оказать действенную поддержку молодым талантам. У него не было «звездной болезни» – поэтому он до сих пор так любим, поэтому он до сих пор так велик.

Нафи ДЖУСОЙТЫ, писатель, поэт, ученый

Феликс был очень хорошим собеседником, веселым человеком. Жизнь трудна, она поворачивается к нам не только своими розами, но и шипами. И, несмотря на это, он всегда оставался оптимистом, потому что считал, что мы живем только один раз и надо горести и радости переносить по-человечески, быть чуть-чуть выше них.

Последний юбилей маэстро. С супругой Ларисой Остаевой в день 65-летия.Последний юбилей маэстро. С супругой Ларисой Остаевой в день 65-летия.

Феликс Алборов был хорошо известен не только как блестящий музыкант, но и как большой ученый, который на протяжении всей своей творческой деятельности скрупулезно занимался исследованием традиционной музыкальной культуры осетин. Он мечтал, чтобы народные инструменты стали достоянием учебных заведений, чтобы на них обучались профессионально. «Оркестр с такими музыкантами потом сможет играть любые вещи», – говорил он.

Этой кропотливой работой он занимался и будучи старшим научным сотрудником Северо-осетинского института гуманитарных и социальных исследований (1990), и будучи музыкальным руководителем Северо-Осетинского академического государственного ансамбля танца «Алан» (1998). Итог десятилетий труда, неустанного поиска и глубокого анализа он увидел лишь в 2004 году, когда в свет тиражом в 1000 экземпляров вышла его книга «Музыкальная культура осетин».

Kniga_55_mНачав работать над книгой еще в студенческие годы, заслуженный деятель искусств и Северной и Южной Осетии Феликс Алборов не только собрал воедино уже известные сведения о музыкальном творчестве осетинского народа, но и попытался раскрыть его наиболее древние пласты, ведь все более удаляясь от нас во времени, они становятся все менее понятными, а потому интерес к ним утрачивается. «Этого ни в коем случае нельзя допустить», – считал известный композитор.

Его книга – это попытка вписать мелодику, ритмику народных песен в классические музыкальные каноны, классифицировать их, а, кроме того, это первый системный научный взгляд на инструментальную культуру осетин. Изучив не один десяток инструментов из живого быта, музеев и частных коллекций, Феликс Алборов открыл новые культурные и исторические связи предков осетин с другими древними цивилизациями.

Из воспоминаний Феликса АЛБОРОВА

Книга может стать хорошим подспорьем для дальнейшей учебы молодых людей, серьезно занимающихся музыкой, да и просто быть востребована читателями, интересующимися музыкальным творчеством осетин. А если хотя бы несколько сотен людей уловят неповторимые ритмы и мелодии, некогда звучавшие над величественными вершинами Древней Алании, самобытной культуре нашего народа, ее колориту забвение не грозит.

Второй том «Музыкальной культуры осетин» Ф.Алборов так и не успел издать – тяжелая болезнь и внезапная кончина не позволили завершить одно из главных дел его жизни.

Феликса Алборова нет с нами вот уже шесть лет, но память о нем навсегда останется в наших сердцах. Потому что его музыка – это серебряные звуки Осетии, это олицетворение возвышенного лирического духа осетинского народа.