Осетия Квайса



Королева сцены

// 13 октября – 130 лет со дня рождения русской советской актрисы, народной артистки Северной Осетии Марии РЕПИНОЙ-РАППОНЕТ

Она приезжала во Владикавказ еще до того, как стала для зрителей в городе на Тереке всегда желанной актрисой. Окончив в Киеве музыкально-драматическую школу, Мария Репина еще до революции гастролировала по стране в  театральных труппах, а в годы Советской власти осела во Владикавказе сначала на относительно небольшой период, а потом – навсегда.

Двадцать три года провела она на сцене Русского театра столицы Северной Осетии. И снискала искреннее уважение коллег и такую же искреннюю любовь театралов. Как писала впоследствии «Театральная энциклопедия», «ее творчество отличалось мягким, теплым юмором, порой остротой внешнего рисунка».

С большой радостью Мария Николаевна встретила рождение в Осетии национального осетинского театра, подружилась со многими осетинскими актерами, помогая молодым талантам и добрым советом, и постоянным вниманием.

В годы Великой Отечественной войны, когда враг рвался к Владикавказу, Репина-Раппонет едва ли не каждый день выступала в военном госпитале перед ранеными бойцами. Она одна заменяла целую труппу: ее, неутомимого чтеца, увлекательного рассказчика, всегда ждали благодарные слушатели.

За большие заслуги в развитии искусства М.Н.Репина-Раппонет была удостоена звания народной артистки Северо-Осетинской АССР.

Старейший актер, заслуженный артист России 89-летний Вениамин Панов, который до сих пор играет в Тюменском драмтеатре, оставил воспоминание о театральном Владикавказе 1947-50 годов. Он пришел в театральную студию при Русском театре, когда Мария Николаевна была уже актрисой с непререкаемым авторитетом.

«Мне никогда не забыть, как заботливо пестовала нас народная артистка республики Мария Николаевна Репина-Раппонет, – написал Панов. – Французская часть ее двойной фамилии никогда не упоминались, говорили просто – Репина, хорошо знали и любили ее поколение за поколением городских зрителей. Многие из них наивно и почтительно называли ее: «Наша Яблочкина!» Начиная с двадцатых годов, она постоянно работала в этом театре, стала своеобразной достопримечательностью и гордостью города. Худенькая, щупленькая, небольшого росточка, она обладала колоссальной жизненной и творческой энергией, великолепно играла и глубоко-драматические и острокомедийные роли, была неисчерпаема в благожелательности и доброте своей…

До сих пор помню Марию Николаевну в «Маскараде», – нет, не в роли, там нет роли для старухи – а в одном проходе, когда от мертвой Нины выходят представители высшего света, идут мимо поникшего Арбенина и бросают ему свои язвительные реплики. Марию Николаевну проводили под руки, обессиленную от горя и рыданий… Только и всего! Но горе ее поражало зрителей, захватывало до слез… Мы, молодежь, всегда смотрели на это, как на чудо… Как она достигала этого?!»

7 декабря 1951 года Мария Николаевна сыграла свою последнюю роль в спектакле А.Токаева «Женихи». Но, уйдя с театральной сцены, она не изменила творческому вдохновению, став частым гостем в республиканском Доме пионеров и школьников, где сказки и волшебные рассказы в ее исполнении ребята слушали неотрывно.

Популярность Марии Репиной-Раппонет в ее звездные времена на сцене и в общественной жизни была так велика, что ее дважды избирали депутатом Верховного Совета Северо-Осетинской АССР. Она была также награждена орденом «Знак Почета», не раз отмечалась Президиумом Верховного Совета РСФСР, а, главное, оставила яркий след в театральной летописи Осетии.

Камилла БАДОЕВА