Из министров – в директоры
85 лет назад, 9 июня 1940 г., новым директором завода «Электроцинк» назначен Илья ХУГАЕВ. В тот же день указом Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской АССР он был освобожден от обязанностей народного комиссара коммунального хозяйства СО АССР.
Приход Ильи Соломоновича к руководству флагмана промышленности Северной Осетии был закономерен. Уроженец югоосетинского сел. Часавал, он прошел путь на родном для себя предприятии от простого рабочего и рядового инженера до руководителя структурного подразделения, знал производство во всех деталях.
На заводе рос вместе с Ефимом Славским, который в дальнейшем станет легендарным министром среднего машиностроения СССР и кавалером 10 орденов Ленина. Оба в одно и то же время были начальниками ключевых цехов, заместителями директора. Потом их пути разошлись. Славский стал директором, а Хугаев – министром.
И неплохим министром. Когда вся республика строила Цалыкский канал, Илья Соломонович лично возглавил самый сложный участок стройки, совмещая труд прораба с деятельностью руководителя республиканского ведомства. После успешного завершения строительства в декабре 1940 года Хугаев был награжден орденом «Знак Почета» со следующей формулировкой в представлении: «…первым и досрочно закончил и сдал строительство своего участка».
А 1938 г. его избрали депутатом Верховного Совета СССР первого созыва. В семейном архиве сохранилась фотография посланцев Северной Осетии, сделанная в Кремле. В центре с папкой – Илья Хугаев.
Как только Славского перевели из Владикавказа в Днепропетровск, то его на директорском посту сменил именно уроженец Кударского ущелья.
Хугаеву довелось руководить предприятием в очень тяжелый период. В годы Великой Отечественной войны, когда фашисты подошли к стенам Владикавказа, Хугаев оставался в прифронтовом городе, а когда советские войска погнали врага, взялся за скорейшее восстановление завода.
И тут случилась злополучная авария. Техники тогда на заводе не было, все грузы возили на лошадях. И на зиму надо было заготовить корма. Илья Соломонович договорился с военными, что они помогут все сено перевезти на завод. Надо же было, чтобы армейский капитан предложил ему пересесть на «Виллис». На обратном пути машина развила большую скорость и улетела прямиком в Цалыкский канал – тот самый, который ударно строил Хугаев.
Какая ирония судьбы! После этой жуткой аварии Илья Соломонович целый год провел в Кремлевской больнице. У него были раздроблены обе ноги, и после ряда тяжелых операций врачи сумели «склеить» конечности, но полностью восстановить здоровье не смогли. Так завершилась его директорская карьера на «Электроцинке»…