Осетия Квайса



Смотр кавказской гвардии

// Будущее пятигорских собеседников Медведева неясно

Премьер-министр России Дмитрий Медведев проведет 19 июня в Пятигорске заседание правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Северного Кавказа. Сама комиссия собирается раз в квартал, но для Медведева это первое заседание, которое он проведет как премьер. На заседание явятся все руководители кавказских регионов, которым, как и всей остальной России, вскоре предстоит столкнуться с прямыми губернаторскими выборами.

Никто из действующих губернаторов СКФО не имеет опыта избрания — все они были назначены с 2005 по 2012 год. Ближе всех выборы главы в Ингушетии — полномочия Юнус-Бека Евкурова истекут осенью 2013 года. В 2014 году закончится первый срок главы Дагестана Магомедсалама Магомедова, в 2015-м — вторые сроки у главы Северной Осетии Таймураза Мамсурова и Кабардино-Балкарии Арсена Канокова. В 2016 году настанет очередь Карачаево-Черкесии и Чечни, а в 2017-м — Ставропольского края: его действующий глава Валерий Зеренков был в числе тех двух десятков новых назначенцев, которых Кремль успел привести к губернаторской присяге по старой схеме, пока обсуждался и принимался закон о возвращении губернаторских выборов.

И премьер, и президент несколько раз давали понять, что вектор кавказской политики после «рокировки» в тандеме принципиально не изменится: силовики продолжат воевать с боевиками, но одновременно экономисты будут заботиться о том, как сделать Кавказ более благополучным и инвестиционно привлекательным. Но смена ориентиров все равно неизбежна: в течение предыдущих семи лет в местном управлении Кремль делал ставку на назначенцев с относительно «чистым» досье. Легитимность этих назначенцев обеспечивалась волей федерального центра.

Теперь же многим из них предстоит пройти через президентские выборы — а на Кавказе прямое волеизъявление всегда было более драматическим, чем в любом другом регионе. Например, в Карачаево-Черкесии президентские выборы 1999 года едва не спровоцировали кровопролитный конфликт.

Многонациональный даже по сравнению со сложными соседними республиками Дагестан до 2004 года вообще отказывался от поста единоличного главы — там действовал своего рода «коллективный президент» в виде Госсовета из представителей 14 самых крупных этносов. Как раз в 2004 году дагестанские лидеры при поддержке Кремля задумались о том, чтобы приблизить свою политическую систему к образцам других субъектов федерации, и включили в конституцию пункт о президенте. Первые выборы должны были состояться в 2006 году, и их ждали с нескрываемым страхом, потому что один президент может относиться только к одному народу, а когда их более 100, 99 неизбежно почувствуют несправедливость и постараются исправить ее доступными способами, в том числе и с оружием в руках. В итоге после отмены выборов Дагестан оказался едва ли не единственным регионом в стране, где эту политическую реформу восприняли с энтузиазмом — чего сейчас не скажешь об идее возвращения выборов.

Большинство кавказских назначений, сделанных с 2005 года, были относительно удачными: жители республик, давно утратившие доверие к своим элитам, прочно закрепившимся у власти еще в начале 1990-х годов и, в сущности, доведшим регион до того экономически депрессивного и политически неблагополучного состояния, в котором он пребывает, надеялись, что новые президенты смогут хотя бы частично изменить ситуацию к лучшему. Парадоксальным образом эти надежды на глазах стабилизировали ситуацию, но, к сожалению, лишь временно: сейчас выданный назначенцам «кредит доверия» растрачен практически повсеместно. А губернаторы, которые не в состоянии обеспечить стабильность в своих регионах, теряют очки и в глазах Кремля.

Сейчас в кремлевском рейтинге губернаторов СКФО только один очевидный отличник — только что назначенный Зеренков. Долго и безраздельно занимавший эту позицию Рамзан Кадыров уже несколько раз за последние недели получил из Москвы сигналы о том, что федеральный центр устал от его исключительной политической самостоятельности. Еще один кавказский губернатор, с момента назначения в 2005-м бывший на хорошем счету в Кремле, глава Кабардино-Балкарии Арсен Каноков, только что оказался в центре скандала с арестом руководителя его администрации и министра госимущества республики. Чиновников обвиняют в попытке незаконного отчуждения здания филармонии в Нальчике. Источники «МН» в правоохранительных структурах несколько раз дали понять, что эти аресты — начало серьезной санкционированной на уровне главы государства антикоррупционной кампании в регионах, причем не только на Северном Кавказе. Но пока аресты не получили продолжения, а собеседники «МН» в Нальчике уверены, что они связаны исключительно с активностью политических оппонентов Канокова, в том числе и занимающих высокие посты в МВД РФ (как мы уже писали, среди них начальник управления МВД по борьбе с экстремизмом генерал Юрий Коков).

Скандал в Нальчике показал, что неприкасаемых нет и места в рейтинге губернаторов могут перераспределяться стихийным образом в любой момент. Это и означает неизбежность перестройки системы управления Северным Кавказом, которая годами выстраивалась федеральным центром с опорой на личную лояльность губернаторов, взамен получавших почти ничем не ограниченную свободу действий в своих регионах.

Иван СУХОВ,
«Московские новости», 19.06.2012