Осетия Квайса



Президента Грузии превращают в британского монарха

// Глава государства теряет рычаги управления

Борьба президента и премьера Грузии за контроль над Советом национальной безопасности (СНБ) страны обостряется. Правящая коалиция «Грузинская мечта», полностью поддерживающая премьера в этом соперничестве, разработала поправки к закону об СНБ, значительно ограничивающие возможности главы государства влиять на важнейшие процессы в сфере обороны и безопасности. Оппозиция считает происходящее «очередной склокой» в правящих кругах, наносящей вред обороноспособности государства.

Поправки к закону «О Совете национальной безопасности» разработал председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Ираклий Сесиашвили. Ранее он объяснил “Ъ” необходимость поправок «новой конституционной моделью, разграничивающей полномочия президента и правительства в данной сфере». Как сообщили “Ъ” в аппарате парламента, поправки к закону о СНБ будут вынесены для обсуждения на пленарном заседании в ближайшие две недели.

Новая конституция Грузии вступила в силу после парламентских выборов 2012 года, однако закон об СНБ, требующий квалифицированного большинства в парламенте, остался прежним. Неудивительно, что премьер Ираклий Гарибашвили, обладающий реальной властью в стране, попытался «перетянуть» основные функции СНБ в орган с аналогичным названием, сформированный при правительстве (см. “Ъ” от 23 января). Президент Георгий Маргвелашвили ответил публикацией «видения роли и функций Совета национальной безопасности при президенте», попытавшись вернуть совету при главе государства реальные функции (см. “Ъ” от 20 августа). Именно после этого, судя по всему, лидеры правящей коалиции пришли к выводу, что без изменений в закон о СНБ не обойтись.

Согласно поправкам, из состава постоянных членов СНБ выйдет министр финансов — его участие в заседаниях совета уже не будет обязательным. Кроме того, важнейших функций лишается назначаемый президентом секретарь СНБ. В случае принятия поправок он будет лишен права запрашивать у министерств информацию о выполнении ими решений СНБ и инициировать создание временных межведомственных комиссий и рабочих групп для управления кризисными ситуациями. Комментатор газеты «Премьер» Зураб Гогоберидзе заявил “Ъ”, что, ослабляя секретаря Совета, «правительство лишает президента последнего рычага влияния на процессы, превращая его в символическую фигуру — вроде британского монарха».

Более того, президент отныне сможет приглашать министров и депутатов для участия в заседании совета только с разрешения главы правительства и спикера парламента. В ведении верховного главнокомандующего и секретаря СНБ остаются лишь вопросы, связанные с разработкой концепции обороны и безопасности, а также военного строительства. Все же конкретные решения отныне должны быть согласованы с премьером. «Функция верховного главнокомандующего во время войны исчерпывается правом сказать армии одно слово: “Действуйте!”»,— отметил в этой связи парламентский секретарь премьера Шалва Тадумадзе.

Оппозиция считает происходящее вокруг СНБ «свидетельством негосударственного мышления». «Склока в правящей коалиции и постоянные препирательства между президентом и премьером наносят вред государственным институтам, ослабляя страну»,— посетовал “Ъ” один из лидеров партии экс-президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» депутат Серго Ратиани.

Георгий ДВАЛИ
«Коммерсантъ», 13.10.2014