Осетия Квайса



Москва и Тбилиси начинают переговоры в Женеве

// Налаживание отношений между двумя странами может затянуться надолго

Сегодня в Женеве состоится первая за последние четыре года официальная встреча представителей Москвы и Тбилиси, посвященная межгосударственным отношениям. С российской стороны в переговорах участвует замглавы МИДа Григорий Карасин, с грузинской – спецпредставитель премьер-министра по вопросам улучшения отношений с Россией Зураб Абашидзе. Дипломаты прекрасно знакомы друг с другом, и в условиях разорванных между РФ и Грузией дипотношений наблюдатели их личным взаимоотношениям придают немаловажную роль.

После августовской войны и признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии Грузия объявила об отзыве посла из Москвы и прекращении дипотношений.

Произоло это 28 августа 2008 года. С того дня официальных контактов между представителями властей двух стран не было, не считая регулярных Женевских консультаций с участием делегаций Абхазии и Южной Осетии, посвященных превенции конфликтов в регионе.

Российская сторона достаточно жестко объявила, что с режимом Михаила Саакашвили никаких разговоров вести не будет. Сам грузинский президент, периодически рассуждая о своей готовности к диалогу с Москвой, завершал размышления вслух тезисом о бессмысленности переговоров, пока «Абхазия и Цхинвальский регион находятся в оккупации».

Новые грузинские власти от «Закона об оккупированных территориях» отказываться не собираются. Но при этом премьер-министр Бидзина Иванишвили объявил нормализацию отношений с Россией одной из главных задач и создал специальный институт, которому поручил заняться решением проблемы. Назначением же его руководителем опытного дипломата Зураба Абашидзе, возглавлявшего в свое время посольство Грузии в Москве, Иванишвили продемонстрировал реальную озабоченность удручающим состоянием дел. Это действительно знаковое назначение, если вспомнить, что Саакашвили направлял послами в Москву иногда даже случайных людей – например, сотрудника своей пресс-службы. Такое отношение на грани пренебрежения не могло оставаться незамеченным в российской столице. Тем более что сама Москва к вопросу назначения послов в Грузии относилась с куда большим вниманием, изощрившись до командировки в 2002–2006 годах в Тбилиси Владимира Чхиквишвили.

Весть о том, что «российским вопросом» поручено заняться Зурабу Абашидзе, в Москве была воспринята благосклонно. Григорий Карасин, комментируя назначение, заметил, что хорошо знаком с опытным дипломатом, «подобное решение новых грузинских властей достойно внимания» и что с Абашидзе «вести диалог, несомненно, можно». Понадобился еще месяц, чтобы диалог начался.

Больших ожиданий, связанных с первой за четыре года встречей официальных представителей Москвы и Тбилиси, нет. И было бы наивно предполагать, что в Женеве Карасину и Абашидзе с ходу удастся некий прорыв. Министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе признала, что встреча будет носить технический характер: вероятно, дипломаты договорятся о частоте переговоров, о месте их проведения, о составе делегаций и конкретно обрисуют те составляющие российско-грузинских отношений, которые имеет смысл обсуждать сегодня.

Понятно, что на начальном этапе переговоров не будет места абхазскому и югоосетинскому вопросам. Диаметрально противоположное видение ситуации Москвой и Тбилиси моментально заведет диалог в тупик. Как следствие, не будет рассматриваться и полноформатное восстановление российско-грузинских отношений, поскольку у сторон есть жесткие предусловия. В Тбилиси эту возможность связывают с фактическим отзывом Москвой признания суверенитетов грузинских автономий. В свою очередь, Москва считает, что «Тбилиси пора воспринять новые реалии», то есть официально признать бесповоротную утрату юрисдикции над Абхазией и Южной Осетией. Затрагивать эти темы сейчас бесперспективно.

Грузинская сторона достаточно четко обрисовала, чего ждет от российской в ближайшее время. Об этой программе-минимум перед выездом в Женеву говорил и Зураб Абашидзе. Тбилиси будет удовлетворен восстановлением торговых отношений, то есть открытием российского рынка для грузинской продукции, облегчением визового режима, а еще лучше – его отменой. По сути, речь по упомянутым вопросам идет о введении равнозначности, поскольку со стороны Грузии никаких препятствий для российского экспорта нет, а визовый режим для россиян, изначально носивший символический характер, более года как вовсе упразднен.

С отменой торгового эмбарго, похоже, проблем нет. Во всяком случае, с его политическим подтекстом. Судя по недавнему заявлению главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, положительное решение о допуске грузинского вина, минеральных вод, сельскохозяйственной продукции уже принято. Остается техническая сторона процесса, требующая времени. С отменой виз несколько сложнее.

Опасения Москвы по поводу того, что «в России моментально объявится половина Грузии», вроде бы небеспочвенны. Но, с другой стороны, тот контингент грузинских граждан, «кому очень нужно», проблему пребывания в России давно и успешно для себя решил. Серьезные затруднения с приездом в РФ остались по большому счету у обычных людей, имеющих в бывшей метрополии родственников, друзей или даже просто сохранивших духовные и культурные потребности в посещении России – виза очень дорогая и, как сказали корреспонденту «НГ», «получить ее, как все круги ада пройти».

Таким образом, пожелания Тбилиси на начальном этапе лежат сугубо в практической плоскости и при наличии доброй воли Москвы они вполне решаемы и без предъявления встречных условий. Потому что встречные условия, сопоставимые по своей значимости с тбилисскими, грузинской стороной так или иначе уже выполнены и без переговоров.

Во-первых, кардинально изменилась риторика Тбилиси, и возврата к раздражающим или даже оскорбляющим Москву эпитетам не будет. Во-вторых, новая власть во всеуслышание объявила об отказе от подпиток в любой форме северокавказского сепаратизма. Она же исключила из повестки дня вопрос геноцида черкесского народа, который любили педалировать предшественники. В-третьих, заявила об участии Грузии в сочинских Олимпийских играх, и никаких разговоров об их бойкоте уже нет. И в качестве завершающего штриха – новая власть не сделала ничего для восстановления вещания спутникового регионального телеканала ПИК, получившего известность антикремлевскими пропагандистскими потугами и переставшего работать по финансовым причинам. Как сказал «НГ» источник в Тбилиси, «мяч на стороне Москвы, и только от ее решений и действий зависит целесообразность дальнейших переговоров».

Дальнейшие переговоры можно условно подвести под второй этап. Речь может пойти о не устраивающем Россию внешнеполитическом векторе Грузии. Если более конкретно – ее стремлении интегрироваться в НАТО. Пусть сегодня новые власти Грузии и заявляют категорично о неизменности внешнеполитического курса. Но вопрос – останется ли он таковым, если они получат альтернативный вариант с очевидными достоинствами? И неплохо учесть то обстоятельство, что Запад очень настороженно относится к новым грузинским лидерам, а они, в свою очередь, крайне болезненно реагируют на его критику, считая ее не имеющей ничего общего с нынешними реалиями в Грузии.

В этом свете поле для «второго этапа» переговоров представляется обширным, а их результативность – взаимоприемлемый практический компромисс – может создать благоприятную основу для «третьего этапа», подразумевающего рассмотрение наиболее острых и болезненных вопросов: Абхазия и Южная Осетия. Пусть Москва сегодня, не менее категорично, чем Тбилиси о стремлении в НАТО, и заявляет о неизменности решения, уже принятого в отношении бывших грузинских автономий.

Путь у начинающих диалог Григория Карасина и Зураба Абашидзе представляется долгим. Но он будет таковым, если им удастся удачно начать сегодняшние переговоры в Женеве.

Юрий РОКС
«Независимая газета», 13.12.2012