Осетия Квайса



Центр не справляется с Северным Кавказом

// Новый федеральный округ так и не явил миру экономического чуда

Федеральная политика по развитию Северного Кавказа неэффективна, можно говорить об ее кризисе. Несмотря на усилия властей и вливания в северокавказские регионы бюджетных денег, многие проблемы там лишь усугубляются. Среди них инвестиционная непривлекательность, незащищенность прав собственности, разгул коррупции, искусственная монополизация рынков, отсутствие безопасности. Доклад с такими выводами обнародовали вчера специалисты Института экономической политики (ИЭП) имени Е.Т. Гайдара.

После многолетних полевых исследований они решили разрушить мифы о Северном Кавказе. Ведь эти мифы приводят федеральную власть к постановке неверных диагнозов и принятию сомнительных стратегий. Опрошенные «НГ» эксперты добавили, что многие перечисленные проблемы не решаются не только на Северном Кавказе, но и во всей стране.

На Северном Кавказе до сих пор не видно принципиальных экономических сдвигов, не улучшается инвестиционный климат, до сих пор фактически нет гарантий прав собственности, соблюдения контрактов, физической безопасности. Об этом пишут в своем докладе сотрудники ИЭП Ирина Стародубровская и Константин Казенин.

По указу президента четыре года назад, 19 января 2010 года, в России был создан Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО). В него вошли Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия – Алания, Ставропольский край, Чечня. Полномочным представителем президента в округе стал Александр Хлопонин.

Была утверждена Стратегия социально-экономического развития округа до 2025 года. В течение 2010–2012 годов власти планировали улучшить деловой климат на Северном Кавказе и запустить наиболее значимые инвестиционные проекты.

При этом федеральный Центр был очень щедр на бюджетные вливания в СКФО. «Доля бюджетных инвестиций в целом по СКФО в 2012 году почти в три раза превышала среднероссийскую», – отмечают авторы доклада. Притока частных инвестиций в округ власти ожидали с 2013 года.

Однако пока что успехи в реализации стратегии достаточно умеренны. Более того, выявились и негативные последствия. «Это усиление конфликтности, связанной с распределением выделенных на модернизацию ресурсов (финансовых, земельных и т.п.); недовольство местных сообществ; коррупционные скандалы, связанные с деятельностью ответственных за реализацию стратегии структур», – перечисляют авторы доклада. Стоит отметить, что авторы основываются на результатах собственных многолетних полевых исследований, а не только на статистических сводках, достоверность которых может вызывать вопросы.

Исследователи попытались выяснить, почему федеральная политика по развитию Северного Кавказа столь неэффективна. По их мнению, главная причина в том, что федеральная власть поставила Северному Кавказу неверный диагноз. Как считают авторы доклада, власти исходят из следующего посыла: «Кавказ – это отсталое, архаичное общество с депрессивной экономикой и высокой безработицей. Бедность и безработица – причины того, что радикальные исламские идеи, внедряемые в регион из-за рубежа, находят благодатную почву». И было решено модернизировать там экономику, создавать новые рабочие места, чтобы убить двух зайцев сразу – обеспечить динамичное развитие региона и подорвать базу экстремизма и терроризма. При этом власти решили, что у северокавказских регионов нет внутренних ресурсов для развития, поэтому нужны инвесторы со стороны, а чтобы их привлечь, надо дать инвесторам государственные гарантии.

Такой подход, судя по всему, слишком однобок, потому что северокавказские регионы очень разные. Далее авторы попытались разрушить существующие мифы.

«Во-первых, Северный Кавказ не является архаичным, застойным, глубоко традиционным обществом», – пишут исследователи. Это общество по-своему трансформируется и модернизируется. На некоторых территориях рождаемость при смене поколения сократилась в разы, идет миграция горцев на равнину, сельские жители стекаются в города, модернизируются быт, информационное пространство.

«Во-вторых, Северный Кавказ не является обществом с депрессивной экономикой и поголовной бедностью», – продолжают авторы доклада. На Северном Кавказе можно найти очаги активного развития товарного сельского хозяйства как в рамках официальной, так и теневой экономики. Также авторы доклада упомянули горнолыжные курорты, промышленные предприятия.

Другое дело – занятость в неформальном секторе жители не воспринимают как работу в прямом смысле слова и причисляют себя к безработным. Что объяснимо: неформальный сектор не дает никаких социальных гарантий, нестабилен.

Основные источники дохода на Северном Кавказе – «неформальная приусадебная экономика или другой мелкий бизнес, отходничество (сельскохозяйственные работы в южных российских регионах, работа в торговле, на стройках в крупных городах), заработки на нефтегазовых месторождениях в Сибири». По данным авторов доклада, «широкое распространение получило также такое уродливое явление, как получаемые за взятки «липовые» инвалидности, пенсии».

Внутренние ресурсы на Северном Кавказе есть, пишут исследователи. Просто они направляются не на развитие, а на «непроизводительное престижное потребление» и покрытие коррупционных издержек, связанных в том числе с решением семейных и бытовых проблем жителей округа.

Поэтому попытки действовать по шаблонам, не учитывая разнообразие слабых и сильных сторон региона, приводят к провалам федеральной политики на Северном Кавказе, уверены исследователи.

Опрошенные «НГ» эксперты согласились с основными выводами доклада. Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич назвала этот доклад «началом большого серьезного обсуждения» проблем Северного Кавказа. Она подтвердила, что действительно власти исходят из «неверных диагнозов», что в северокавказском обществе происходят сложные процессы трансформации и модернизации.

«Ключевой вывод доклада состоит в том, что политика федерального Центра в отношении Северного Кавказа в сферах экономики, местного административного управления, привлечения инвестиций на данный момент не очень эффективна, – комментирует ситуацию старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Вадим Муханов. – И авторы доклада показывают реальную палитру причин, связанных в том числе с общефедеральными проблемами – например, с тотальной коррупцией. Согласитесь, это проблема не только Северного Кавказа».

Эксперт обратил особое внимание на то, что действительно, как и пишут авторы доклада, нельзя объяснять все проблемы Северного Кавказа только межэтническими конфликтами. «Я сторонник той версии, что межэтнические конфликты – это всего лишь один из многочисленных факторов нестабильности на Северном Кавказе. Но гораздо важнее социально-экономическое развитие Северного Кавказа, которое прикрыто межэтническими и национальными столкновениями», – поясняет Муханов.

С одной стороны, как говорит эксперт, «у людей, которые контактируют с местными элитами, участвуют в проектах вокруг олимпийских объектов, курортов Северного Кавказа, на самом деле никаких иллюзий нет».

Но с другой – такой кризис управления на Северном Кавказе действительно развивался сверху. «У нас есть документы, которые приняты на федеральном уровне. Например, Стратегия развития округа до 2025. Там прописаны очень интересные вещи и благие намерения, но они оторваны от сегодняшней действительности», – замечает эксперт. Например, возникают вопросы к рентабельности и востребованности туристического кластера на Северном Кавказе, где не решена проблема с безопасностью. А ведь ожидается, что этот кластер должен составить конкуренцию европейским горнолыжным курортам.

В аппарате Александра Хлопонина пообещали прокомментировать критические выводы доклада позднее.

Анастасия БАШКАТОВА
«Независимая газета», 15.01.2013