Осетия Квайса



БТК заработает через год

// Транспортные направления Южного Кавказа совпали с геополитическими устремлениями субъектов региона

В реализацию проекта строительства железной дороги Баку–Тбилиси–Карс (БТК) внесена ясность. Работы будут завершены в 2014 году. Это позднее, чем планировалось изначально, но новых переносов срока сдачи дороги в эксплуатацию больше не будет. Заявивший об этом журналистам председатель ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Ариф Аскеров пояснил, что оптимизм объясняется незначительным объемом оставшихся работ.

 По словам Аскерова, первый и второй этапы строительства дороги уже завершены и сейчас идут работы в рамках третьего этапа. «Продолжается строительство тоннеля между Грузией и Турцией протяженностью 4,3 километра. В турецкой части работы завершены на расстоянии 2,2 километра, в грузинской части выполняются земляные работы на расстоянии 200 метров», – сказал Аскеров.

 Тем не менее в Баку, видимо, окончательное спокойствие наступит лишь когда дорога заработает. Дело в том, что после смены власти в Грузии новое правительство этой страны подвергло ревизии все крупные проекты своих предшественников. Дело дошло до того, что премьер-министр Бидзина Иванишвили публично выразил сомнения в целесообразности строительства БТК. После этого на грузинском участке железной дороги началась какая-то чертовщина.

 Президент Грузии Михаил Саакашвили выезжал на какие-то ее участки и под телекамеры исторгал фонтаны возмущения тем, что Иванишвили загубил «проект мирового уровня». «Еще вчера тут кипели работы! А теперь работы лишились сотни людей. Мы могли предложить НАТО вывозить вооружения из Афганистана именно по этой дороге и могли заработать. Но новое правительство похоронило эту возможность», – гневался грузинский президент, а телекамеры демонстрировали какое-то заброшенное строительство.

 Вслед за ним в экранах возникал представитель правительства, обвинял президента в сознательной дезинформации, а по телевизору одновременно демонстрировался сюжет о «стройке века». Фактическое двоевластие привело к тому, что понять, в каком состоянии находится грузинский участок БТК, стало невозможно. Бывшие власти говорили о замораживании строительства. Новые – о превышении графиков работ, оговаривая при этом, что дорога Грузии как бы не очень и нужна.

 Туман стал рассеиваться лишь после визита Бидзины Иванишвили в Баку, где, по кулуарной информации, его напрямую спросили о судьбе очень важной для Азербайджана стратегической артерии. При том, что азербайджанская сторона, по сути, полностью финансирует все работы, предоставив той же Грузии льготный кредит почти в 1 млрд. долл. под символический 1%. Отказ грузинской стороны от выполнения обязательств мог обернуться большим скандалом.

 Неожиданная игра вокруг БТК, затеянная Тбилиси, возможно, объясняется тем, что у него появились свои региональные идеи по транспортному сообщению. Во всяком случае именно в тот период на различном уровне стали звучать заявления о готовности грузинской стороны к запуску абхазского участка железной дороги. Одновременно о том же заговорили и в Армении, где в силу полублокадного положения восстановлению абхазской дороги придают исключительное значение.

 Месседжи из Тбилиси и Еревана благополучно дошли до Москвы. Некоторые эксперты отметили, что ввод в эксплуатацию абхазской дороги способен снизить эффективность БТК, особенно ее грузинского участка. А также о том, что Россия получит прямой выход на турецкий рынок и что может в этом смысле потеснить Азербайджан. Это еще больше насторожило Баку. Но когда казалось, что дело уже на мази и работы по реабилитации абхазского участка вот-вот начнутся, неожиданно для многих категорически против этого выступил Сухуми. Президент Абхазии Александр Анкваб объяснил, что дорога за годы простоя пришла в такое плачевное состояние, что по большому счету надо прокладывать новую. Тем более что существующая не рассчитана и на большегрузные составы. Однако истинная причина несговорчивости абхазских властей, по мнению наблюдателей, в недоверии к грузинской стороне, а также в желании извлечь из ситуации максимальные политические дивиденды. Свою роль сыграло и то, что процесс нормализации российско-грузинских отношений пошел не так быстро, как того хотелось его сторонникам, а главное – не устранил тех глубинных противоречий между Россией и Грузией, которые привели к существующему отсутствию дипломатических отношений.

 В результате ни одной причины отказываться от реализации проекта БТК или «саботировать» его у Грузии не осталось. Армения, осознавшая нескорую перспективу открытия абхазской дороги, интенсифицировала действия по строительству ветки, которая соединит ее железнодорожную систему с дорогами Ирана. И таким образом строящиеся и проектирующиеся транспортные артерии Южного Кавказа сегодня вполне вписываются в две геополитические оси, которые конкурируют друг с другом: Азербайджан–Грузия–Турция и Россия–Армения–Иран.

Юрий РОКС
«Независимая газета», 17.10.2013