Осетия Квайса



Заслуженная артистка России и Северной Осетии Лариса СОКОЛОВА: «Моя жизнь – это театр»

000738.1Сегодня у актрисы драматического театра имени Пушкина, заслуженной артистки России и Северной Осетии Ларисы Соколовой – юбилей. Лариса Геннадьевна – представительница актерской семьи Бурэ. За 28 лет работы в нашем драмтеатре ею было сыграно около восьми десятков разноплановых ролей. Наш корреспондент побеседовал с артисткой накануне юбилея.

– Лариса Геннадьевна, когда к вам пришло желание стать актрисой?

– В школе я активно участвовала в художественной самодеятельности – это было очень интересно. Наверное, у меня были какие-то задатки, потому что моя учительница по математике сказала: «Лариса, тебе надо поступать в театральный институт». Мне так это запало в голову! Я поехала поступать в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии… и поступила.

– С первого раза?

– С первого раза!

– Откуда вы приехали?

– Из Чувашии. Есть такой город – Алатырь. А вообще-то я жила у бабушки, закончила сельскую школу-десятилетку.

– Помните ваше первое самодеятельное выступление?

– Помню, ставили пьесу на тему колхозной жизни. Я играла какую-то тетку, которая была очень отрицательной. Это была комедийная роль, зрители остались довольны, очень смеялись.

– Лариса Геннадьевна, а где вы познакомились с Юрием Валерьевичем Бурэ?

– В Волгограде, где я училась и работала. После окончания института на дипломные спектакли приезжали режиссеры, предлагали свои театры. У меня было несколько предложений, но я выбрала Волгоград. Почему я это сделала? Когда-то проезжала мимо этого города, и мне он показался таким солнечным, красивым! К нам приехал Рафаил Рахлин, который только что стал главным режиссером Волгоградского драматического театра, и меня пригласил. Все сложилось удачно: я сразу получила хорошую роль в спектакле «Варшавская мелодия» (Гелена). От хорошей роли, от того, как ее сыграешь, зависит, как тебя будут воспринимать в театре. Юрий Валерьевич работал в Театре оперетты, он ставил спектакль на военную тему… Обычно актеры всех театров встречаются, знакомятся друг с другом – так и у нас получилось.

– Ваша первая роль еще в самодеятельности была комедийной. И сейчас у вас много таких. Как вы прочувствовали перемену амплуа в спектакле «Отец» по Горькому?

– Но я ведь различные роли в театре играла – сначала – молодых героинь, лирических и трагедийных. За «Варшавскую мелодию» и трагедийную роль в «Мастерах» Рачи Стоянова я получила первое место на зональном конкурсе и была награждена путевкой в Польшу. Поначалу я играла серьезные роли, а на комедийные уже начала переходить в силу возраста: разноплановый актер больше востребован в театре. Такой переход – это счастье, ведь некоторые привыкли играть героев и героинь, а характерная роль им не дается.

– Можно сказать, что это какая-то ирония над собой?

– Это внутреннее чувство юмора. А вообще Станиславский говорил: «Не бывает нехарактерных ролей». Да и героическая роль с элементами характера получается интереснее, объемнее. Ну и, естественно, обязательно должно быть чувство юмора.

– Как вы получили звание заслуженной артистки Северной Осетии?

– Когда мы были на гастролях в этой республике, меня решили отметить… Я много ролей там играла — гастроли длились целый месяц.

– После Волгоградского театра вы сразу попали в Курск или работали еще в других городах?

– Мы поехали в Орловский драматический театр. Юрий Валерьевич – очередным режиссером, а я за ним – актрисой. А уже после этого Юрия Валерьевича пригласили в Курский драмтеатр в качестве главного режиссера, и, естественно, я – за ним.

– Расскажите, пожалуйста, сколько регионов Советского Союза вы объездили с гастролями?

– Очень много. Мы и на Украине были, и в Северной Осетии, и в Омске, и в Белоруссии, и в Башкирии – фактически всю страну объездили… Были и за границей – в Монголии, Германии, Венгрии. В ГДР мы ездили со спектаклем «Люди, которых я видел» в наши советские воинские части. А в Венгрии у нас были обменные гастроли. Мы там свои спектакли показывали, они у нас – свои.

– Лариса Геннадьевна, у вас есть любимая роль?

– Ролей-то я много сыграла, и все их люблю, потому что они – как мои дети. Даже те, которые, и с моей точки зрения, и с точки зрения зрителей, неудачные. Все равно они мои! Потому что вкладываешь частицу своей души. А любимые – «Звезды на утреннем небе» – Анна, «Стакан воды, или Причины и следствия» – Королева, «Поминальная молитва» – Голда, «Ох уж эта Анна!», «Филумена Мартурано», «Ханума»… Во всех есть характерность.

– Ваша последняя работа – Софья в «Отце». Насколько она вам близка?

– Матери, случается, в неодинаковой степени заботятся о своих детях. Софья, например, переживает, что она немножко упустила момент становления духовного родства с детьми. Произошла трагедия: распадается семья, и она чувствует свою вину и ответственность за то, что в семье нет понимания, в ней царит дух ненависти. Она пытается двух младших детей каким-то образом спасти от неверия, цинизма… В общем-то, ей это не удается.

– Ваша работа – театр. А есть ли у вас какие-то увлечения?

– Да нет, собственно… Я люблю читать, но именно хобби, как говорят, у меня нет. Я, например, умею хорошо готовить, вязать, шить, вышивать. Но сказать, чтобы это было мое увлечение, – нет. Моя жизнь – это театр, и я не представляю, что могло бы быть мне так интересно.

Марина ФЕДОРОВА,
«Городские известия» (Курск), 9.11.2010