Осетия Квайса



Путин поручил Минкультуры оценить идею Гергиева о Центре искусств

// Главы Петербургской консерватории, Академии русского балета и Институт истории искусств опасаются захвата исторических зданий и забвения традиций образования

Владимир Путин поручил Министерству культуры рассмотреть идею Валерия Гергиева о создании «Национального центра академического театрального и хореографического искусства при президенте Российской Федерации» на базе Мариинского театра. В центр должны войти Петербургская консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, Академия русского балета им. А.Я. Вагановой и Российский институт истории искусств. Об этом «Известиям» сообщил советник президента Владимир Толстой.

Владимир Толстой подтвердил факт существования письма Валерия Гергиева Владимиру Путину. В нем, в частности, говорится о разобщенности упомянутых культурных учреждений и крайней нестабильности финансирования, и следует вывод, что объединившись и получив общие деньги, эти учреждения будут эффективнее.

В театре, которым руководит маэстро, о его письме и планах по переустройству культурной карты Санкт-Петербурга не смогли сообщить ничего определенного. Пресс-атташе Мариинского театра Оксана Токранова предположила, что у Гергиева существуют свои каналы связи с президентом.

«Известиям» не удалось побеседовать с Валерием Гергиевым — в данный момент он занят подготовкой к открытию сезона в Метрополитен-опере, но его пресс-секретарь Анна Касаткина, переговорив с маэстро, пояснила, что присоединение к театру других культурных учреждений может улучшить кадровую ситуацию музыкально-театрального Петербурга.

— Недавно открылась вторая сцена Мариинского театра. Сегодня этот театр — крупнейшая культурная институция в стране, которая своим появлением обострила проблему нехватки кадров, — заметила пресс-секретарь.

Советник президента Владимир Толстой сказал, что «пока не готов комментировать ситуацию»:

— Четыре абсолютно разных учреждения предполагается соединить в сложную схему — это серьезный вопрос, который требует проработки.

«Известия» обратились к руководителям культурных институций, которые перечислены в письме, с просьбой прокомментировать идею Валерия Гергиева.

Ректор Петербургской консерватории, народный артист России, профессор Михаил Гантварг назвал ее «абсолютно мертворожденной» и подчеркнул, что весь коллектив «категорически против объединения».

— Консерватория не имеет никакого отношения к коммерческой деятельности, которой занимается Мариинский театр, — заявил Михаил Гантварг.

По его словам, консерватория это прежде всего образовательное учреждение, где люди «воспитываются и учатся», и после выпуска не обязательно должны принимать участие в театральных постановках или концертах.

— Мариинский театр — не единственный, где работают наши выпускники, — сказал ректор  и добавил, что «если уж присоединять, то Мариинский театр надо присоединить к консерватории, а не наоборот».

18 сентября в консерватории состоялось заседание ученого совета, члены которого единогласно проголосовали против проекта присоединения консерватории к Мариинскому театру. По итогам заседания в СМИ было разослано письмо следующего содержания:

«Профессорско-преподавательский состав и студенты Санкт-Петербургской консерватории категорически возражают против этой идеи, т.к. она нанесет огромный вред системе музыкального образования. Мировая практика показывает, что ни один самый великий театр не руководит и никогда не руководил ни одной консерваторией. Слияние консерватории с Мариинским театром грозит фактическим исчезновением Санкт-Петербургской консерватории и прерыванием традиций отечественного музыкального образования».

Ректор Академии русского балета им. Вагановой, профессор Вера Дорофеева полагает, что «прикрываясь красивыми словами», Валерий Гергиев пытается осуществить «рейдерский захват».

— Рано или поздно старое здание Мариинского театра уйдет на ремонт и репетировать артистам станет негде. Здесь к месту получить дополнительные помещения, тем более что у нас они отлично отреставрированы. Никакого обсуждения этой идеи быть не может. Нам 275 лет, и при любой власти мы были совершенно самостоятельными — никто и никогда на нас не посягал, — заявила ректор «Вагановки».

Директор Российского института истории искусств, профессор Ольга Кох продемонстрировала более лояльную позицию, заметив, что «идея создания «Национального центра искусств» сама по себе выглядит плодотворной и интересной», однако выразила сомнение, что ее стоит «осуществлять на базе существующих учреждений культуры»

— Этот вопрос требует серьезного обсуждения экспертным сообществом деятелей культуры. Мы готовы его обсуждать, — заключила Ольга Кох.

В то же время сотрудники института уверены, что новая инициатива о «слиянии» является результатом политики, проводимой Министерством культуры.

— Если опросят сотрудников, то, естественно, все они выскажутся против, — уверена председатель профсоюза РИИИ Джамиля Кумукова. — Когда мы говорили о том, что готовится слияние, министр культуры все опровергал и обещал, что никакого объединения института с другими учреждениями не планируется.

Сам же министр культуры Владимир Мединский подчеркнул, что если идея не получит поддержки, от нее откажутся, как отказались от воссоздания Музея нового западного искусства.

Экспертная оценка инициативы Валерия Гергиева должна быть оглашена в министерстве 20 сентября. Сейчас ведомство Владимира Мединского занимается опросом деятелей культуры, на основании их мнений будет создано заключение.

Все учреждения, которые Валерий Гергиев предполагает объединить под эгидой Мариинского театра, занимают почетное место в отечественной культурной табели о рангах и находятся в зданиях, имеющих статус памятников архитектуры.

Санкт-Петербургская консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова основана в 1862 году и является старейшей консерваторией России. В данный момент там учатся полторы тысячи студентов (в том числе на заочном отделении) и работают полторы тысячи сотрудников, включая профессорско-преподавательский состав. Здание консерватории, расположенное на Театральной площади, напротив Мариинского театра, воздвигнуто в 1896 году архитектором Владимиром Николя на месте Большого каменного театра.

Академия русского балета им. А.Я. Вагановой (300 учащихся), основанная в 1738 году и расположенная на улице Зодчего Росси, является одной из старейших в мире балетных школ.

Институт истории искусств (100 сотрудников и 50 аспирантов), основанный в 1912 году, занимает здание на Исаакиевской площади, ранее принадлежавшее графу Зубову, который был первым директором института.

Олег КАРМУНИН
«Известия», 18.09.2013