Осетия Квайса



Приднестровье собирается с селами

// Территориальный конфликт усиливается по мере сближения Молдавии с ЕС

Перед очередной годовщиной вооруженного конфликта в Приднестровье противостояние на Днестре грозит перерасти в новую войну. Власти ПМР приняли закон о госгранице, предусматривающий установление контроля над населенными пунктами, находящимися под юрисдикцией Кишинева. Собеседники «Ъ» в правительстве Молдавии увидели в законе «элементы возможного использования оружия». Эксперты же и западные дипломаты в Кишиневе усматривают в действиях Приднестровья «руку Москвы», которая хочет не допустить сближения Молдавии с ЕС — как когда-то помешала сблизиться Грузии с НАТО.

Приднестровский президент Евгений Шевчук подписал закон о госгранице, вызвавший жесткую реакцию Кишинева и ОБСЕ. В нем территорией непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) объявляются несколько населенных пунктов, находящихся под юрисдикцией Кишинева. Речь идет о сросшемся с городом Бендеры селе Варница на правом берегу Днестра, а также о левобережной части Дубоссарского района, где расположены села молдавского подчинения Дороцкое, Кошница, Пырыта и Погребя. Они находятся в Зоне безопасности, наводненной силовиками с обеих сторон, и не раз становились поводом для территориальных споров.

Согласно новому закону, «до признания суверенитета и независимости» ПМР власти республики устанавливают «в одностороннем порядке меры по защите своего суверенитета на госгранице». Что подразумевают эти меры и как Приднестровье будет брать под контроль пять сел — непонятно. Зато известно, кто должен обеспечить исполнение закона, который вступит в силу 24 июня. По указу господина Шевчука от 11 июня, ответственность за охрану границы несут главы КГБ, МВД и таможни. Этим же указом упомянутым ведомствам предписано в трехмесячный срок представить предложения по установке на границе пунктов пропуска. Таким образом, к обустройству очерченной законом границы планируется приступить осенью.

Молдавские власти отреагировали бурно. Правительство назвало приднестровский закон «противоречащим юридическим нормам и логике урегулирования конфликта», а действия Тирасполя «односторонними и открыто игнорирующими принципы и механизмы Зоны безопасности». Парламент же назначил на 20 июня экстренное заседание по ситуации вокруг Приднестровья, на которое позовут президента и премьера. Обеспокоенность действиями Тирасполя выразил и председательствующий в ОБСЕ глава МИД Украины Леонид Кожара.

Обостренная реакция Кишинева объясняется и тем, что за последние несколько месяцев в зоне прямого соприкосновения молдавских и приднестровских силовиков произошла серия инцидентов, которые едва не закончились кровопролитием. В конце апреля приднестровские таможенники попытались установить в Варнице вагончики «для борьбы с контрабандой» — в ответ молдавские силовики перебросили туда несколько десятков своих людей. А за пару недель до того приднестровские спецназовцы уложили на асфальт молдавских полицейских, которые попытались не пропустить через полицейский пост в той же Варнице автомобиль с сотрудниками милиции ПМР.

Виновные в тех инцидентах по сей день не установлены. Деятельность Объединенной контрольной комиссии, отвечающей за обстановку в Зоне безопасности, сейчас заблокирована. Решения в ней принимаются консенсусом, но представители Кишинева и Тирасполя никак не согласуют повестку дня.

«Почему 20 лет такого закона не было, а сегодня появилась необходимость его принять? — прокомментировал «Ъ» закон о границе вице-премьер по реинтеграции Молдавии Евгений Карпов.— В нем есть элементы возможного использования оружия. Население обеспокоено, и у нас есть сигналы, что идут приготовления для принятия (приднестровской стороной.— «Ъ») дополнительных мер. На протяжении полугода мы сталкиваемся с действиями, которые не вписываются ни в политические, ни в юридические рамки».

В Тирасполе удивлены нервной реакцией Кишинева. «Закон не затрагивает положения граждан Молдовы и не меняет правила пересечения границы ПМР,— пояснила «Ъ» глава МИД Приднестровья Нина Штански.— Он зафиксировал текущее положение дел и дублирует положения конституции. Не секрет, что отдельные приднестровские территории находятся под юрисдикцией Молдовы». Вопрос о том, как закон будет исполняться, госпожа Штански посоветовала задать «на стадии его исполнения».

Эксперты же усматривают в происходящем вокруг Приднестровья неблагоприятную тенденцию. «Закон теперь требует исполнения. Варница — теперь Приднестровье, а если кто-то против, надо применять силу,— рассуждает экс-глава приднестровского МИДа Валерий Лицкай.— Это сильно накаляет ситуацию. Все зависает до попытки что-то предпринять, ведь если ты объявил закон и не выполняешь — сам себя дискредитируешь».

В Кишиневе многие видят причины напряженности в приближении ноябрьского саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе, где Молдавия и ЕС объявят о завершении переговоров о безвизовом режиме и парафируют соглашение об ассоциации. «Марионеточный приднестровский режим решает геополитические задачи РФ. Он и задумывался как механизм удержания Молдовы от объединения сначала с Румынией, а теперь и от сближения с ЕС. Соперничество Москвы и Брюсселя в регионе принимает конкретные контуры,— говорит известный политолог Николае Киртоакэ.— Мы являемся свидетелями создания плацдарма жесткого давления на Молдову».

Этот тезис разделяют и западные дипломаты в Кишиневе. «Все начинает напоминать события в Грузии в 2008 году,— заявил «Ъ» дипломат, участвующий в переговорах по урегулированию приднестровского конфликта.— Не нужно забывать, что в Вильнюсе будут заключены договоренности не только с Молдовой, но и с Украиной, которая к тому же занимается Приднестровьем, будучи председателем ОБСЕ. Дестабилизация обстановки на Днестре ударит и по Кишиневу, и по Киеву».

Владимир СОЛОВЬЕВ
«Коммерсантъ», 14.06.2013

История вопроса

Как решали конфликт в Приднестровье

31 августа 1989 года Верховный совет Молдавской ССР принял закон об установлении в республике единственного государственного языка — молдавского. В ответ городские советы на территории Приднестровья приостановили его действие на своей территории.

2 сентября 1990 года Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) провозгласила независимость в составе СССР, после чего в регионе возник вооруженный конфликт.

21 июля 1992 года в Москве президенты Молдавии и России Мирча Снегур и Борис Ельцин подписали соглашение о принципах урегулирования конфликта. 29 июля начался ввод миротворческих сил.

8 мая 1997 года в Москве подписан меморандум о путях нормализации отношений, предусматривающий построение взаимоотношений сторон в рамках общего государства в границах бывшей Молдавской ССР.

25 ноября 2003 года Молдавия неожиданно отклонила предложенный Россией план урегулирования, предусматривающий существование Приднестровья и Гагаузии в качестве субъектов «асимметричной федерации».

17 сентября 2006 года в Приднестровье прошел референдум, на котором 97% жителей высказались за присоединение к России.

19 февраля 2008 года МИД ПМР заявил о необходимости признания независимости республики по примеру Косово. В марте Госдума констатировала, что Приднестровье — это отдельный случай и Россия видит его частью Молдавии с особым статусом.

В июле 2012 года российский МИД подтвердил свою позицию о базовых принципах урегулировании конфликта путем федерализации Молдавии и получения твердых гарантий ее нейтрального статуса.