Осетия Квайса



Гергиев призывает обратиться к историческому опыту России

Окончательное решение по вопросу создания Национального центра искусств (НЦИ) в Петербурге будет принято во второй половине ноября. Об этом «Известиям» сообщил советник президента по культуре Владимир Толстой.

Между тем Министерство культуры, которому была поручена проработка темы, признало реорганизацию петербургской культурной жизни «нецелесообразной».

«Известия» проанализировали историю амбициозного проекта.

Директора, художественного руководителя и главного дирижера Мариинского театра Валерия Гергиева, первым высказавшего идею создания НЦИ, можно смело назвать мировым чемпионом по трудоспособности среди деятелей культуры. Как сообщила «Известиям» пресс-секретарь Мариинского театра Оксана Токранова, только в России Валерий Абисалович дает около 240 спектаклей и концертов в год. По другим данным, общее число его выступлений в пределах земного шара ежегодно колеблется между 300 и 400. В 2013 году Гергиев впервые в истории дирижерской профессии стал давать по три концерта в день в разных городах.

И этим его неуемная творческая натура не ограничивается. Он работает главным дирижером Лондонского симфонического оркестра, деканом факультета искусств Санкт-Петербургского университета, президентом Международного конкурса имени Чайковского, председателем Всероссийского хорового общества, худруком Московского Пасхального фестиваля и еще нескольких музыкальных форумов, является учредителем Фонда Валерия Гергиева.

Неудивительно, что, следя за карьерой маэстро, многие вспоминали о Дирекции императорских театров — дореволюционной мегакорпорации, объединявшей все крупнейшие труппы Петербурга и Москвы. Слухи о том, что в сферу многогранной деятельности Гергиева может войти и Большой театр, регулярно просачивались в СМИ, да и сам маэстро порой употреблял многозначительные метафоры. В мае 2013 года он рассказал «Известиям» про «полет огромной птицы, у которой два крыла, Большой и Мариинский».

Впрочем о каких-либо своих планах относительно культурной жизни Москвы маэстро никогда не заявлял. Однако совсем иными глазами смотрел на культурный ландшафт Санкт-Петербурга. Свойственный ему городской патриотизм выливался в постоянную и искреннюю заботу обо всем, что происходило в Северной столице — от проблем консерватории и университета до экономического форума.

Вероятно, именно это стремление обогатить и поднять на более высокий уровень культурную жизнь любимого города в итоге и вылилось в стройную идею: ратуя за достойные кадры для Мариинки и за общее повышение уровня музыкально-театрального искусства, Валерий Гергиев предложил объединить главные профильные институции Санкт-Петербурга в Национальный центр искусств.

В августе 2013 года он направил президенту Владимиру Путину письмо (имеется в распоряжении «Известий»), в котором попросил «в целях повышения эффективности развития академического театрального, симфонического и хореографического искусства, науки и образования» рассмотреть «возможность создания на базе Мариинского театра Национального центра академического театрального и хореографического искусства при Президенте Российской Федерации».

В документе, подписанном лично маэстро, говорится об «угрозе серьезного провала в области отраслевого образования», который «в конечном итоге негативно скажется на деятельности театра», а также о «разобщенности профильных учреждений» и участии в конкурсных процедурах «недобросовестных подрядчиков, что влечет за собой причинение иногда невосполнимого ущерба имуществу и деятельности учреждений».

Владимир Путин прочел письмо 2 сентября, оставив поверх текста визу, адресованную своему советнику по культуре Владимиру Толстому: «Прошу рассмотреть, проработать с правительством и доложить».

Приступив к изучению документов, Владимир Толстой увидел, что президентский центр, по мысли Гергиева, должны были составить нынешние Санкт-Петербургская консерватория имени Римского-Корсакова, Академия русского балета имени Вагановой (АРБ) и Российский институт истории искусств (РИИИ), присоединенные к Мариинскому театру.

При всей кажущейся неожиданности этой инициативы, в истоках ее нетрудно обнаружить ту самую Дирекцию императорских театров, о которой вспоминали в связи с триумфальной карьерой маэстро.

Дирекция была учреждена в 1766 году по велению Екатерины II. Со временем она стала мощным театральным концерном с огромной инфраструктурой и централизованным управлением. По количеству, масштабу и значимости подведомственных учреждений его можно сопоставить разве что с нынешним Министерством культуры, причем большинство организаций, долженствующих по мысли Гергиева войти в НЦИ, имело к Дирекции императорских театров непосредственное отношение.

Дом № 2 по улице Зодчего Росси с 1836 года принадлежал дирекции, и именно она перевезла Театральное училище, ныне АРБ, в это роскошное здание. Там же располагался и офис дирекции (сейчас в этих помещениях работает Санкт-Петербургский музей музыкального и театрального искусства), и ее библиотека (сегодня — библиотека Мариинского театра). Воспитанники училища в XIX веке, как свидетельствовал директор Императорских театров Владимир Теляковский, не просто могли, а обязаны были заниматься в балетных классах Мариинки.

Что касается консерватории, то она располагается в перестроенном здании бывшего Большого (Каменного) театра, который был одной из главных площадок дирекции.

Только РИИИ не имеет никакой связи с императорским концерном по линии недвижимости. Тут Гергиев мог бы сослаться на то, что у дирекции был свой печатный орган («Ежегодник»), в приложениях к которому публиковались научные исследования по театральной тематике.

Маэстро и сам не скрывает преемственности между легендарной театральной империей XIX — начала XX века и президентским центром искусств: в письме Путину он называет новый орган «продолжателем исторических традиций Дирекции императорских театров».

Поручение президента попало на стол вице-премьеру правительства Ольге Голодец, а от нее — 12 сентября — министру культуры Владимиру Мединскому. Был запущен процесс консультаций с деятелями искусства, и уже 20 сентября министр провел открытую встречу с представителями творческой интеллигенции.

Результаты экспертного обсуждения оказались не в пользу идеи создания НЦИ. Против высказались ректор Петербургской консерватории Михаил Гантварг, тогдашний ректор Академии русского балета Вера Дорофеева, директор РИИИ Ольга Кох, худрук МХАТа имени Горького Татьяна Доронина, худрук Малого театра Юрий Соломин, глава СТД Александр Калягин, худрук Санкт-Петербургской филармонии Юрий Темирканов, глава МГАСО Павел Коган, худрук МДТ Лев Додин, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, художник Михаил Шемякин и другие.

26 сентября Владимир Мединский направил ответное письмо Ольге Голодец (есть в распоряжении «Известий») с вердиктом: реализация предложений Гергиева «преждевременна».

Доводы министра касались как содержательной стороны дела, так и юридической: он сослался на статус «особо ценных объектов культурного наследия», которым наделены театр, консерватория и академия, и который не позволяет перепрофилировать или изменять форму собственности этих учреждений.

Минкультуры заручилось также отрицательными отзывами Минфина, Минэкономразвития и 11 октября, после очередного этапа служебной переписки, заявило более определенно: «реализация проекта нецелесообразна».

Однако приговором Минкультуры история амбициозной инициативы не заканчивается. Владимир Толстой пояснил «Известиям», что окончательное решение будет принимать лично президент страны. А до тех пор, пока бумаги попадут на стол к Владимиру Путину, их содержание может существенно измениться.

— У меня была встреча с Валерием Абисаловичем, — сказал «Известиям» советник президента. — Он говорит, что идея объединения принадлежит не ему. И вообще считает, что его не совсем правильно поняли и интерпретировали. Его беспокоит падающий, с его точки зрения, уровень подготовки солистов балета и оперы, и он хочет поднять именно этот вопрос. Его цель — вернуть качественный уровень советской школы. У него есть опасения относительно конкурса Чайковского, относительно того, что крупные театры вынуждены бороться за одних и тех же исполнителей, что есть нехватка качественно подготовленных солистов. Мы все это обсудим и постараемся найти какое-то согласованное решение.

Ярослав ТИМОФЕЕВ
«Известия», 01.11.2013