Осетия Квайса



Долги регионов превысили их доходы

// Эксперты объяснили, кто виноват в нарастании задолженностей субъектов и что с этим делать

Более того, нарастающие долги ставят под вопрос выполнение указов президента по увеличению зарплат бюджетникам. Ведь это повышение должно в основном обеспечиваться за счет казны регионов. Поэтому Минфину вместе с призывами повысить финансовую дисциплину и эффективность региональных расходов придется в любом случае находить способы облегчить долговое бремя регионов.

Согласно рассчитанному «РИА-Рейтинг» с использованием данных Минфина рейтингу регионов по уровню долговой нагрузки, на 1 января 2013 года соотношение совокупного долга регионов к объему их собственных доходов (без учета безвозмездной федеральной помощи) за 2011 год составило 26,1%. В абсолютных цифрах он составил 1,355 трлн руб., увеличившись за 2012 год на 15,6%. В 2011 году рост долга был скромнее — 7%.

Самое низкое соотношение регионального долга и собственных доходов в Ненецком АО — 0%, самое высокое — в Мордовии: 179%. В группе аутсайдеров — Республика Северная Осетия-Алания (108%), Вологодская область (92%), Рязанская область — 91%. Выше в рейтинге стоят еще десять регионов с объемом долга более 70% от их доходов. Регионов с долгами объемом от 50 до 70% их доходов — 19. Высокий уровень долга у регионов мог накапливаться годами. Минфин неоднократно обвинял некоторые регионы в безответственной финансовой политике. Регионы же указывают на свою специфику. Так, бывший глава Мордовии, а ныне глава Самарской области Николай Меркушкин огромный размер долга объясняет необходимостью развивать сельское хозяйство при отсутствии дотаций. По его словам, объем производства сельхозпродукции в республике вырос за последние годы в восемь раз.

Низкий уровень долговой нагрузки — меньше 10% от объема собственных доходов — имеют всего 11 регионов. В их число входят все основные нефтегазовые регионы страны: Тюменская область, ЯНАО, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ненецкий АО, Сахалинская область. Как считают эксперты «РИА-Рейтинг», это в целом вполне объяснимо — мощные доходные базы бюджетов этих субъектов РФ позволяют не только обеспечивать собственные потребности, но и существенным образом питать бюджет страны.

Динамика долга в отдельных регионах в 2012 году существенно различалась. Как показал анализ, 63 субъекта нарастили его объем, 19 — снизили. Более чем в два раза долг вырос у семи регионов. Среди них лидер — Республика Ингушетия с ростом более чем в 15 раз, в основном за счет увеличения объема госгарантий. Лидерами по снижению госдолга в 2012 году являются Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Иркутская область и Пермский край. В 2012 году они снизили свои долги соответственно на 60,4, 42,3 и 40,1%. Еще у трех субъектов РФ долг снизился более чем на 30%.

Эксперты «РИА-Рейтинг» прогнозируют, что в 2013 году объем совокупного долга регионов может подрасти с 26 до 28–29% от их доходов. Причина — увеличение с 2013 года социальных обязательств регионов (указы президента по повышению зарплат и т.д.) при отсутствии возможностей наращивания налоговых поступлений.

В связи с возросшими социальными обязательствами регионов правительство отказалось от планов уже с 2014 года перестать предоставлять им бюджетные кредиты. Поэтому в 2013 году структура долгового портфеля регионов вряд ли существенно изменится в сторону роста доли ценных бумаг и коммерческих кредитов, как ранее полагали эксперты. Основным источником финансирования по-прежнему будет федеральный бюджет. Но дальше по мере сокращения бюджетных кредитов все большую роль будут приобретать ценные бумаги.

Однако, как отмечает директор «РИА-Рейтинг» Валерий Третьяков, для многих регионов использование долговых бумаг может не решить проблему — ставки размещения могут быть достаточно высокими в силу большого объема долга при слабых бюджетных и экономических показателях. Он также указывает, что высокий уровень долга сам по себе не является однозначным свидетельством предбанкротного состояния региона. Ключевую роль играет не только абсолютное значение долга, но и его временная структура, а также соотношение текущих выплат и возможностей бюджета.

По данным Минфина, российские регионы в 2013 году должны будут погасить перед федеральным бюджетом около трети общего объема своего долга, или 420,6 млрд руб., что составляет 8% от уровня объема доходов без учета безвозмездных поступлений в 2012 году.

Ирина ГРАНИК, Лана САМАРИНА
«Московские новости», 12.03.2013

Банкроты, по сути, банкроты…

«Мы видим, что постоянное увеличение нагрузки на бюджеты субъектов федерации и муниципальные образования оборачивается и ростом заимствований. Мы все больше о внешних долгах последнее время говорим. Но очень большую озабоченность у Счетной палаты вызывает высокий уровень госдолга субъектов России, который на 1 января 2013 года составил 1,36 трлн руб., а сегодня еще и увеличился…

В отдельных регионах госдолг почти равен объему налоговых и неналоговых доходов. В Костроме он составляет уже 97%, в Саратовской области — 91%, а в республиках Мордовия и Северная Осетия-Алания этот долг превысил этот объем на 182 и 117% соответственно (данные на февраль). Банкроты, по сути, банкроты…

Сергей СТЕПАШИН, председатель Счетной палаты РФ
(из доклада в Совете Федерации 6 марта 2013 года)