Осетия Квайса



Рубрики 5.09.2013

ОДН, или… Отъем Денег у Населения?

Страсти в коммунальной сфере не утихают. Их накал в обществе действительно велик, о чем «СО» пишет постоянно. Хочу выразить большую признательность газете «Северная Осетия», лично корреспонденту Нелли Бетчер, за то, что именно газета подает постоянный сигнал «SOS» по поводу проблем в коммунальной сфере. Сколько актуальных вопросов затронуто в статьях Э.Адамовой, Н.Гера, В.Пинуса, А.Купцова, и как поверхностны ответы на них прокуратуры и представителей «Севкавказэнерго»!..

Все материалы на тему ЖКХ меня волнуют, т.к. наша комиссия постоянно сталкивается и с проблемой растущих тарифов, диктатом монополистов, и с плохой организацией работы управляющих компаний, а в последнее время – и с начислением платы за ОДН.

До сих пор слабо проводится понятная разъяснительная работа с каждым собственником, которая помогла бы разбудить его инициативу, побороть пассивность. Не секрет, что ряд законодательных актов несовершенен, они не стыкуются между собой. Куда годится, в сентябре 2012 г. вводится постановление № 354 по правилам предоставления коммунальных услуг, которое еще не успели как следует изучить, а в апреле и мае 2013-го уже новые постановления №№ 416, 344, 290, вносящие в него изменения! По нескольку раз в год вносятся комментарии, добавления и в Жилищный кодекс, принятый в 2005 г. Но кто с этими изменениями четко и ясно знакомит население?

Многим ветеранам непонятно, почему многочисленные государственные структуры, в том числе Общественная палата, Центр общественного контроля, Счетная палата, Роспотребнадзор, Антимонопольная служба, Госжилинспекция, депутаты, прокуратуры и суды, наконец, не могут обуздать хотя бы одного монополиста-энергетика, чтобы он не лоббировал свои интересы, не ущемлял права граждан.

 У нас в республике заведено проводить выезды в районы представителей министерств, РСТ, руководителей служб ЖКХ, но каков КПД подобных встреч? В конце мая в наш район приехали представители Региональной службы по тарифам, но ясного ответа на свои вопросы от них мы так и не услышали. В том числе и на такой: почему проигнорировано поручение Президента РФ В.В. Путина, высказанное 25 февраля, по определению экономически обоснованного и социально справедливого роста тарифов в этом году, ограничив его шестью процентами? А на деле?

Как известно, главной составляющей в тарифе на тепло является газ, а тариф на него вырос на 14,9%. Оптовая цена в десяти субъектах России – 3,10 руб. за 1 м3, а розничная – в Осетии разная. Но она выше, чем у соседей, в 4,92 руб. за 1 м3, только транспортные, снабженческие, НДС, накрутки в тарифе составили 27%.

Почему цена на газ у нас дороже, чем в соседних республиках? И тариф на электроэнергию выше? Сколько можно об этом говорить?

Казалось бы, в этом году на 6,6% повысили пенсию, но эту прибавку сразу «съели» газовики. А вслед за повышением пенсии выросла на 20% цена на хлеб. И чего не ожидали, «подарок» сделал и почтовый монополист: цена конверта с 16,50 выросла до 18 рублей.

Необходимость пересмотра норматива на тепловую энергию назрела давно: еще в 2010 году вопрос высокого тарифа на нее в Моздоке был предметом обсуждения на парламентской комиссии, на страницах «СО». Однако вопрос, почему в Алагире, Ардоне, Беслане, Пригородном районе тариф ниже, чем в Моздоке, хотя климатическая зона одна, остается по-прежнему без ответа.

Нам, моздокчанам, непонятно, почему в нашей республике никак не снижается планка максимально допустимой доли расхода граждан на оплату услуг ЖКХ в совокупном доходе семьи. У нас – 22%, а вот у соседей на Ставрополье – 15%. Вот где забота о малоимущих. Нетрудно подсчитать, на сколько больше жителей там получают субсидий на оплату ЖКХ.

В публикации «Под зонтиком нерешенных проблем» («СО», 5 июня 2013 г.) прозвучал вопрос: кто же все-таки будет отстаивать права граждан, о нарушении которых так настойчиво пишет газета? Почему администрации местного самоуправления не контролируют, как выполняют свои обязанности управляющие компании?

Известно, что на Госжилинспекцию возлагается обязанность не только контроля технического состояния жилфонда, но и надзор за соблюдением жилищного законодательства. Федеральным законом № 123-ФЗ от 4 июня 2011 г. внесены изменения в ст. 165 – пп. 1, 4, 5 Жилищного кодекса, обязывающие органы местного самоуправления контролировать деятельность управляющих компаний. Администрация должна сообщать собственнику об участии своих представителей в годовых и внеочередных общих собраниях в многоквартирных домах. Но разве это практикуется? Разве есть в администрациях местного самоуправления такая система контроля? Во всех ли УК с 1 июля 2013 г. введены тарифы в соответствии с действующим законодательством и с учетом инфляционного коэффициента?

А кто проверяет договоры УК с ресурсоснабжающей организацией на приобретение ресурсов? Минрегион РФ должен был разработать примерные договоры, а есть ли они? О необходимости государственного контроля за деятельностью УК не устают говорить многие жители, так как их собственный контроль зачастую неэффективен, а управляющие компании перестали быть объектом внимания проверяющих. Хотя вопросов возникает немало. Например, каким должен быть типовой тариф на ремонт и содержание общедомового имущества? Какова методика его расчета? В каком процентном соотношении в тарифе должны быть статьи по прибыли и особенно статья по обеспечению деятельности УК? Каковы сметы, расценки, договоры? Правильно ли их составляют УК?..

С развалом домоуправлений разрушена и их производственная база. Ремонт производят частные лица, шабашники, затраты на ремонт огромные, должного контроля за расходованием материалов ни со стороны УК, ни со стороны собственников нет, хотя в первую очередь должны быть заинтересованы именно они, создав для этого Совет дома.

Больной вопрос для собственников многоквартирных домов – ОДН. Народ эту аббревиатуру расшифровывает хлестко: «Отъем Денег у Населения».

Подтверждение сказанному – недавняя публикация «Чудеса, да и только!» («СО», 18 июля) председателя комитета Республиканского совета ветеранов Е. Хадонова. Действительно, почему энергетики требуют погашения долга по истечении срока давности? Удивляет позиция «Севкавказэнерго», убежденного в том, что пенсионеры сами должны искать воров.

У набившей оскомину проблемы общедомовых нужд, с моей точки зрения, есть решение, ибо знаю о ней не понаслышке: работу с потерями электроэнергии в г. Моздоке мы ведем уже 5 лет.

Наш совет общественности № 1 стоял у истоков создания первой управляющей компании «Управдом». Мы разработали договор, (кстати, одобренный Институтом экономики фонда «Городское хозяйство», г. Москва). Когда в 2008 году в МКД стали устанавливать общедомовые приборы учета и приборы учета электроэнергии в местах общего пользования, энергетики организовали раз в квартал снятие показаний всех имеющихся приборов учета в присутствии домкомов и представителей УК.

И в тех домах, где управляющие компании выявляли причины больших потерь, где им удалось отключить посторонних потребителей, заменить счетчики класса точности 2,5 на 2,0 и выше, где домкомы проявляли инициативу, старались соблюдать точность снятия показаний, результаты были налицо: потери составляли не больше 5%. Собственники платили за потери в процентном отношении от показаний квартирных счетчиков, а УК производила плату за освещение подъездов по показаниям счетчиков МОП (оплата входила в тариф на ремонт и содержание общедомового имущества).

Казалось бы, наконец-то установился определенный порядок в подсчете потерь электроэнергии. Но реформаторы пошли дальше, экспериментируя над населением. С 1 сентября 2012 г. в соответствии с постановлением № 354 изменился порядок расчета общедомовых нужд. Отпала необходимость в снятии показаний МОП. На мой взгляд, напрасно, так как счетчик в местах общего пользования дает возможность подсчитать процент потерь в домах и искать их причины.

Тем управляющим компаниям, которые заключили договор с «Севкавказэнерго» на потребленную электроэнергию, энергетики предъявляют к оплате ОДН как разницу между показаниями общедомового счетчика и суммой индивидуальных, смешав в одну кучу и освещение, и потери, и воровство, требуя до 15-го числа следующего месяца 100%-ю оплату за ОДН, хотя не все собственники производят ее в срок.

Управляющие компании распределяют ОДН каждому собственнику по предъявленным киловаттам, исходя из соотношения площади квартиры к площади дома. Ясности в подсчетах ОДН стало меньше, но так, наверное, энергетикам выгоднее.

Действующие правила не разъясняют порядок расчета оплаты ОДН по какому тарифу, когда стоит двухтарифный общедомой счетчик, а в квартирах – и однотарифный, и двухтарифный.

Энергетикам выгодно считать оплату ОДН по дневному тарифу, хотя тем самым ущемляются интересы собственников, имеющих однотарифные счетчики. Законодателям надо этот пробел исправить, отраслевому парламентскому комитету, возглавляемому А. Гулаевым, следует изучить этот вопрос.

Чтобы навести порядок с расчетом ОДН, необходима заинтересованность всех 3 сторон: и собственников, и УК, и энергетиков.

Управляющая компания должна объяснить собственникам, каковы площади общедомового имущества и всего дома, где и какие установлены общедомовые приборы учета, какие помещения являются нежилыми, люди должны знать график снятия показаний счетчиков. И, что важно, создать совет дома, чтобы взять ситуацию под контроль.

Никто со стороны не придет в ваш дом наводить порядок. В связи с чем уместно вновь обратиться к практике работы моздокчан: неравнодушные домкомы требуют от УК и энергетиков составления графиков снятия показаний и вместе с контролерами в один день делают обход счетчиков. У нас домкомы (ул. Кирова, 121 и 149) А. Айропетьянц и И. Насонова сами подают реестры показаний в «Севкавказэнерго». Они добились замены старых счетчиков, отключения посторонних потребителей, что сократило расходы на ОДН. Конечно, эта работа отнимает много времени, но другой альтернативы заоблачным цифрам в счетах энергетиков просто нет. И потому стоит, на мой взгляд, последовать примеру моздокчан.

Почему мы должны терпеть тех, кто любит жить за чужой счет, проводит в доме скрытые проводки, ставит автоматические выключатели, совершает хищения? Таких надо выявлять и наказывать. Но главную роль в борьбе с хищениями должна все-таки играть энергоснабжающая организация, а не старушка-пенсионерка.

По данным «Севкавказэнерго», в 99% многоквартирных домов энергетики непосредственно принимают плату за электроэнергию от собственников, следовательно, они заинтересованы в том, чтобы индивидуальные приборы учета были высокого класса точности, проверены, исправлены.

Согласно законодательству собственник обязуется обеспечить исправность прибора учета, а вот пункт 2 статьи 539 Гражданского кодекса РФ предусматривает: если электроэнергию гражданин потребляет для бытовых нужд, то «обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние, безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом». «Иное», на мой взгляд, настолько здесь неуместно, что на законодательном уровне нашим парламентариям следует внести поправку.

Постановление Правительства РФ № 491 обязывает управляющие компании обслуживать только общедомовые приборы учета. И получается, что индивидуальные – бесконтрольны. Поэтому, невзирая на способ управления, обслуживание индивидуальных приборов учета следует возложить только на энергетиков. Тем более что ст. 16 Закона «Об энергосбережении» устанавливает требование по вопросам замены и установке обращаться в специализированные организации.

И последнее. На июньском заседании Комитета Парламента РСО–А по вопросам жилищно-коммунального хозяйства под председательством А.Гулаева было рекомендовано РСТ перенести ввод платы за общедомовые нужды по услугам водоснабжения на 1 января 2014 года.

Считаю это разумным, так как необходим переходный период для разъяснительной и большой организационной работы, дабы введение оплаты еще одной ОДН не вызвало социальную напряженность среди населения.

Татьяна БЕЛОКОНЬ, председатель комиссии по социальным вопросам Моздокского совета ветеранов
«Северная Осетия», 05.09.2013