Осетия Квайса



Трамвай – снова в центре внимания

Прошло только две недели с того дня, как работники трамвайного депо провели забастовку из-за задолженности по заработной плате. Тогда Председатель Правительства РСО–А Сергей ТАКОЕВ поручил республиканскому Минфину, Минтрудсоцразвития и Госинспекции труда немедленно разобраться в причинах. И вот новый виток во взаимоотношениях МУП «ВладЭнергоТранс» и профильных министерств и ведомств: в правительство поступило письмо о невыполнении обязательств перед предприятием.

Это послужило поводом для оперативного совещания, которое вчера провел заместитель председателя правительства республики Валентин БАЗРОВ.

Ситуация вокруг МУП «ВладЭнергоТранс» по-прежнему тяжелая, но насколько соответствует действительности информация о невыполнении правительством обязательств перед МУП «ВладЭлектроТранс»? – поставил зампред вопрос перед участниками совещания. Но прежде попросил разъяснить текущую ситуацию руководителя предприятия Олега Дедегкаева.

По информации директора, с первого же дня работы предприятия в новом статусе было понятно, что своими силами оно вряд ли изменит тяжелое финансовое и материальное положение. Износ всей инфраструктуры – путевого и энергетического хозяйств, трамвайных вагонов достиг предельного показателя. Сегодня «Влад-ЭлектроТранс» финансируется из муниципального бюджета, частично покрываются убытки за счет перевозки пассажиров. Очевидна необходимость полного покрытия межтарифной разницы, о чем не раз информировалось правительство республики. Но АМС города перечисляет предприятию только средства по статье «Субсидии на покрытие убытков».

Ранее правительство установило своим постановлением тариф на проезд в электротранспорте в размере 10 рублей, и он никоим образом не предусматривает покрытие убытков. В 2012 году региональная служба по тарифам установила иной тариф – 14 рублей. По собственным подсчетам предприятия, экономически обоснованный тариф должен быть не менее 21 рубля. Это тот показатель, который необходим, чтобы предприятие сработало без прибыли, но и без убытков.

Источники финансовых поступлений на предприятие – бюджет АМС Владикавказа, компенсации за перевозку льготников из Минтрудсоцразвития республики и собственные доходы, которых ни на что не хватает, подчеркнул Дедегкаев. На сегодня сложилась следующая ситуация: образовались серьезные задолженности по налогам, и руководитель предприятия стоит перед выбором – выплатить заработную плату, погасить задолженности по налогам или заплатить за электроэнергию.

Пользователей электрическим транспортом, судя по количеству проездных билетов, 4230 человек, – проинформировала заместитель министра труда и социального развития республики Евгения Столбина. Ежемесячно министерство перечисляет МУП «ВладЭлектроТранс» более 1570 тысяч рублей компенсации за обслуживание пассажиров льготной категории. С начала года общая сумма перечислений составляет более 20 млн рублей. Следует принять во внимание, подчеркнула замминистра, что компенсации перечисляются в тот же день, как поступают средства из республиканского бюджета.

Заместитель руководителя Региональной тарифной службы Александр Зурабов подчеркнул: при принятии тарифа на проезд правительством учитывается, прежде всего, социальный фактор, интересы населения. Тариф разрабатывается с учетом предоставленных предприятием данных. Однако вызывает сомнения пассажиропоток: проведенный совместно с заинтересованными ведомствами мониторинг показывает, что он на 25 процентов больше. И даже заявленный на 2014 год пассажиропоток 4,5 млн человек фактически составит более 6 млн. Значит, часть денег за проезд попросту не собирается, и это влияет на тариф.

Принятое в свое время решение сохранить во Владикавказе трамвай ставит определенные обязательства перед всеми профильными структурами, – высказал свою точку зрения заместитель главы АМС Владикавказа Петр Кацалов. Дедегкаев борется за выживание своего предприятия, за возможность быть ответственным руководителем перед налоговыми органами и прокуратурой за выплату заработной платы. Но взаимоотношение предприятия «ВладЭлектроТранс» и городского бюджета – отражение ситуации в стране в целом. Сейчас речь идет о покрытии убытков, чтобы не допустить банкротства, на которое, возможно, обречено предприятие.

По информации Кацалова, уже утверждена схема развития трамвая с выходом на улицу Весеннюю, к рынку «Викалина», микрорайону «Новый город» в районе Архонского перекрестка. Но на сегодняшний день первостепенная задача – решить комплекс вопросов, связанных с тарифом, пассажиропотоком.

Позицию Министерства промышленной и транспортной политики РСО–А озвучил руководитель ведомства Алан Джибилов. Электротранспорт – бездна, в которую падают огромные средства без всякой отдачи. В то время как проведенный министерством мониторинг пользования общественным транспортом показал, что на первом месте по востребованности маршрутные такси, на втором – легковое такси и только потом – трамвай. Трамвайные вагоны и полотно путей не выдерживают никакой критики. Министр внес предложение: пересмотреть трамвайную маршрутную сеть в городе, определить наиболее популярные маршруты и развивать их. Строить новые трамвайные магистрали – не выход из создавшейся ситуации, позиция «не мы строили – не нам разрушать» сегодня в принципе неверна. Иначе трамвай ждет судьба троллейбуса.

В завершение совещания Валентин Базров предложил создать комиссию из числа представителей профильных министерств и ведомств для изучения пассажиропотока и разработки тарифа за проезд. Следующим шагом должна стать подготовка аналитической записки для Главы республики и председателя правительства, разработка предложений по оптимизации работы электротранспорта и финансированию. На все отводится конкретный срок – не более трех недель.

Т.БАЙБАРОДОВА
«Северная Осетия», 31.10.2013