Осетия Квайса



Сослан ЦАЛЛАГОВ: «Сняли резную деревянную дверь ручной работы и удовлетворенно вставили современное турецкое барахло…»

foto-08Архитектурное безобразие, процветающее в историческом Владикавказе, вопреки праведному возмущению на различных уровнях власти и общества, продолжает иметь место. В связи с этим руководство администрации города поручило группе специалистов во главе с известным архитектором и краеведом, директором Северо-Осетинского филиала Российского фонда культуры Сосланом ЦАЛЛАГОВЫМ заняться восстановлением первозданного облика старого Владикавказа, в частности проспекта Мира. Сослан Федорович поделился переживаниями относительно нелегкой миссии и выразил обеспокоенность пагубной тенденцией к безвкусным издевательствам над вековыми культурными ценностями.

– Мэрия намерена остановить грубое вмешательство в облик проспекта Мира и поручила фонду заняться восстановлением вида старого Владикавказа, – рассказывает С. Цаллагов. – Усилиями дизайнера Валерия Кокаева и архитектора Евгении Шевцовой выполнено архитектурно-реставрационное задание и передано главному архитектору города. Создана концепция колористической организации исторического центра, найден ряд ценных фотографий, проведена фотосъемка панорамы проспекта, составлены колористические паспорта – специалисты соскабливали слои на сохранившихся фасадах и находили изначальную цветовую культуру зданий. Программа расписана детально. Это только часть предварительных мероприятий, но на данный момент уже проведены огромные реставрационные работы.

Восстановлены дом архитектора Шмидта на улице Горького, фасадная часть дома барона Штейнгеля, расположенного в парке. Разработан проект воссоздания первоначального облика фасада Общества взаимного кредита, где сейчас располагаются Совет ветеранов и магазин “Солнечный”. Это здание пало жертвой безвкусицы: уже подготовленным к реставрации его неожиданно покрасили в непонятный цвет. Ко всему прочему сняли резную деревянную дверь ручной работы и удовлетворенно вставили современное турецкое барахло. Кропотливая работа проведена в Музыкальном театре, по которому выдано колористическое решение.

Уникальные здания уродуются со страшной силой, уничтожаются памятники и в горах. Процесс ликвидации начат давно и продолжается по сегодняшний день. Абсолютно отсутствует контроль над самовольными вмешательствами бесконечных предпринимателей. Мы стремительно теряем ценнейшие памятники архитектуры.

– Контролирующие органы, призванные оберегать исторически значимые объекты, не справляются с обязанностями?

– Государственные органы охраны памятников необходимо укомплектовать специалистами соответствующей квалификации: архитекторами-реставраторами, инженерами. Нужно проводить контроль реставрационных процессов и мониторинг состояния памятников истории и культуры, восстановить работу научно-производственных реставрационных мастерских.

К строительным и ремонтным работам привлекают людей, которые никакого отношения не имеют к памятникам архитектуры. Пострадала Госфилармония – в прошлом немецкая лютеранская кирха, выполненная в стиле нео-готики, полностью убрали прекрасный лепной декор со здания аптеки № 3 на проспекте (знаменитое фотоателье Квитона), а взамен сделали “казарменную” штукатурку. В здании бывшего букинистического магазина на ул. Горького, 9 орнаментальные боковые рельефы эркера банально заштукатурили, даже на секунду не задумавшись. Пробит вход на памятнике архитектуры английско-бельгийского консульства… К сожалению, список можно продолжать.

В горах Осетии сплошь и рядом идут отводы участков. Свежепостроенные объекты на фоне памятников портят визуальное восприятие. Скоро показывать будет нечего, турист сюда не поедет.

Утрачиваются филенчатые двери с великолепными резными фрагментами, решетки балконов, ворот, козырьки парадных входов, сложные литые ручки. Предстоит восстановление отдельных элементов, вплоть до водоприемных воронок, наверший, дымников, эркеров. Наблюдается просто вульгарное отношение к природному камню, который по неизвестным причинам принимаются красить. А это все равно что купить золотое кольцо и перекрасить в другой цвет. Необходимо уделять внимание и ландшафту, бережно охранять растительный мир – многолетние платаны, липы, каштаны.

Ни профессионализма, ни ценностных понятий… По тендеру набираются специалисты подешевле. На мой взгляд, слова “тендер” и “реставрация” просто несовместимы. Заниматься реставрационными работами должны исключительно специалисты соответствующей квалификации. Случайные рабочие в итоге калечат старинные объекты. Постепенно тенденция разрушения памятников переходит в горы. Множество проблем с сохранением великолепных комплексов. Мы можем все утратить! Недавно вышел фильм о Цмити. Любитель живописных пейзажей собирается строить дом на фоне уникальных памятников. Кто дал разрешение на строительство – непонятно. В горах сплошь и рядом идут отводы участков. Свежепостроенные объекты на фоне памятников портят визуальное восприятие. Скоро показывать будет нечего, турист сюда не поедет.

– Извечные вопросы “кто виноват?” и “что делать?” в очередной раз подтверждают актуальность. Если городская администрация уверенно и конкретно обозначила желание заняться, наконец, насущной проблемой, значит, в скором времени реставрация перейдет от проектной фазы к непосредственной реализации?

– Будем надеяться. Разработан проект-предложение сохранения исторического центра столицы, но реализация намеченных планов зависит от финансовых возможностей, всегда ограниченных и нестабильных.

– Искреннего гнева бизнес-сообщества, оккупировавшего проспект, не боитесь?

– По идее, бояться должны нарушители. Ни при каких обстоятельствах не допускается произвольное, дилетантское вторжение в памятники архитектуры. Кроме того, по закону, собственник или арендатор первого этажа обязаны взять “под крыло” здание полностью. Но на практике требования игнорируются. Не соблюдаются и принципы застройки в старом городе. Бесконтрольно возводятся многоэтажки, которые выглядят совершенно неуместно на фоне исторического центра. Посмотрите, как испорчена чудесная панорама Суннитской мечети!

Я совершенно не против бизнеса, но нужно подходить к делу грамотно, качественно, соизмеряя со средой, в которой находишься.

Примеры положительного взаимодействия с коммерческими структурами хотя и редки, но весьма показательны. Банк развития региона с пониманием отнесся к инициативе демонтировать страшного вида козырек. Мы нашли давнюю фотографию, показали подлинный вид строения и общими усилиями восстановили исторический вид. Новый владелец бывшего здания республиканского Минлесхоза на ул. Никитина, 15 проявил сознательность и чувство прекрасного, постаравшись придать взятому на пользование объекту первоначальную красоту. При желании можно гармонично совмещать современные нужды бизнеса и вековое очарование.

– Аргументы понятны и правильны, но сильно сомневаюсь, что модный бутик на главной улице города примется лихорадочно перестраиваться под старину, лишившись ярко-зазывающей вывески.

– Вывески нарушают изначальную композицию, что запрещено категорически. Все завешено кричащей рекламой вопреки законам сохранения культурных и исторических ценностей. Заниматься проектной деятельностью в области реставрации в республике имеют право только обладатели соответствующих лицензий. Формально, без разрешения даже прикасаться к зданию нельзя. Делаем предписание: никакие работы, связанные с изменением внешнего облика, нельзя осуществлять без согласования с органами охраны памятников и администрацией города, которая привлекает к работе наших архитекторов. За нарушение предусмотрена уголовная(!) ответственность. Но все равно лезут самостоятельно, и такие явления надо категорически пресекать.

– Один из примеров, получивших известность, – печально известное “Уайт кафе”…

– В Риме огромное количество кафе располагается на исторических площадях. Но они выносные, конструкции негромоздкие. Заведения закрываются – столики заносятся, улица мгновенно очищается. Я совершенно не против бизнеса, но нужно подходить к делу грамотно, качественно, соизмеряя со средой, в которой находишься.

– Многое безвозвратно потерял проспект Мира?

– Наверное, утрачено процентов тридцать. Хочу обратиться к людям: не выбрасывайте в мусор предметы культуры! Сняли старинную дверь – сдайте в музей!

Радует, что остались редкие примеры сознательности и бережного отношения к национальному достоянию. Хочу поблагодарить Анатолия Пухова, откликнувшегося на мою просьбу в газете “Северная Осетия”. Он предоставил из семейного архива массу ценных фотографий. Обязательно включим их в книгу “Владикавказ – летопись в камне”, которую планирую переиздать.

– “Луч света в темном царстве” – золотой диплом на московском фестивале зодчества за ленту о непревзойденной владикавказской архитектуре…

– Мы удостоены золотого диплома в номинации “Лучший фильм об архитектуре и архитекторах” на международном фестивале зодчества в Москве. Это наша вторая высшая награда. Цель фильма проста – пропаганда сохранения культурного наследия, исчезающего и деградирующего. В фильме режиссера Татьяны Остаевой, в частности, рассказывается об особняке Оганова, ныне – Художественном музее им. М. Туганова. Продемонстрированы история строительства здания, интерьеры и экстерьеры. Взыскательное московское жюри было приятно удивлено архитектурой, которая находится на периферии. А картина Темины Туаевой намеренно снята без слов: искусство оператора Немысского сопровождается красивым музыкальным оформлением. К слову, в столице России очень высокого мнения о ценности архитектуры Северной Осетии.

В рамках программы Фонда культуры будет проведена встреча с доктором искусствоведения, профессором Московского архитектурного института, президентом Национальной академии дизайна Вячеславом Голазычевым. Обратимся к нему с просьбой предоставить экспозиционный материал о творчестве нашего земляка, известного архитектора Алексея Гутнова – автора реставрации Старого Арбата в Москве. Думаю, богатый опыт, накопленный Гутновым, будет полезен и Осетии.

В.ТУГАНОВ,
газета «Северная Осетия»