Осетия Квайса



Интересы республики выше желаний подрядчиков

Правительство Южной Осетии, похоже, принялось за выполнение своего обещания, данного в 2012 году, навести порядок в сфере строительства, сократив многочисленные ряды подрядчиков. Такое намерение было озвучено сразу после формирования нынешнего правительства, шокированного такими количественными показателями – 67 организаций было задействовано только по реконструкции городских коммуникаций, но встретило дружное сопротивление многочисленной братии подрядчиков, имеющей немало покровителей как в самой республике, так и за ее пределами. Все они хором начали клясться в непоколебимом желании восстанавливать республику.

Кто же эти подрядчики, про которых говорится на каждом совещании, и работой которых недовольны все без исключения?

Надо сказать, что более разношерстной компании представить трудно. В их длинных рядах можно встретить представителей десятков национальностей, от местных осетин до узбеков, и профессий – от действительно строителей, до певцов, спортсменов и домохозяек, была даже одна вагоновожатая.

Некоторые подрядные организации располагают собственной техникой, рабочей силой и квалифицированными кадрами. У других же нет ничего, кроме желания и амбиций поучаствовать в весьма выгодном деле, под которое Россия выделяет немалые суммы. У каждого найдется знакомый, который еще вчера «стоял на бирже», а сегодня имеет свой объект или свои «50 метров» на улицах Цхинвала. Сторонники подрядного «демографического» взрыва в Южной Осетии в свое время настаивали, что таким образом решается проблема трудоустройства граждан послевоенной республики, плюс ко всему Южная Осетия через пару лет получит подготовленные кадры строителей и оснащенные строительной техникой подрядные организации. Но почему-то, вместо этого республику наводнили гастарбайтеры, а процесс восстановления сопровождали тотальные провалы, приведшие, в конечном счете, к взрыву. Как говорят на Руси: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

В прошлом году, приступив непосредственно к работе, премьер предупредил, что правительство до конца года не будет предпринимать резких изменений и проверит на деле, кто способен выполнять взятые на себя обязательства, причем качественно и в срок. После этого будут оставлены только доказавшие свою дееспособность строительные организации, а остальным придется сменить профессию на менее ответственную.

Проверочный срок в итоге стал одной из главных причин срыва планов по благоустройству улиц Цхинвала, хотя основной шквал критики в результате был направлен исключительно против правительства. Не увидев обещанных пяти улиц, в Южной Осетии только ленивый не ругал руководство республики и министерство строительства, всех, имеющих прямое и не очень отношение к замене коммуникаций в Цхинвале.

В нынешнем 2013 году планируется завершить незаконченные работы по основным улицам и также благоустроить ряд других. Но стало очевидным, что без наведения порядка в строительстве эти планы также останутся невыполненными. На днях председатель правительства Ростик Хугаев заявил, что ежедневно будет лично контролировать ход работ на улицах города. После чего действительно направился на улицы А.Джиоева, И.Харебова, Московская и др., пообщался с рабочими и руководителями строительных организаций. Одним, как опытный строитель, дал совет, другим пригрозил, в случае невыполнения сроков, расторжением договора. Безусловно, эти меры по ежедневному контролю принесут какие-то плоды, однако говорить в таком случае о системной работе правительства не приходится. Премьер не должен ежедневно лично проверять ход работ по благоустройству улиц. За это должны отвечать Минстрой как заказчик и подрядные организации.

В течение всего прошлого года неоднократно во время пресс-конференций, прямых эфиров и интервью президенту, премьеру, министру строительства задавали вопросы о том, когда же будет принято решение о сокращении количества подрядных организаций. И вот теперь правительство непосредственно приступило к решению этой проблемы – Министерство строительства РЮО получило распоряжение о приведении в соответствие с законодательством Республики Южная Осетия действующих договоров подряда.

Распоряжение обязывает Минстрой (заказчик всего строительства в республике) «в целях повышения ответственности участников строительного процесса, укрепления договорной дисциплины, эффективного использования бюджетных и инвестиционных средств, обеспечения своевременного ввода их в действие, в срок до 1 апреля 2013 года предоставить информацию по количеству действующих договоров подряда и работающих по ним подрядных организаций, провести правовой анализ действующих договоров подряда и в случае противоречия их действующему в Республике Южная Осетия законодательству подать исковые заявления в соответствующие суды для их расторжения».

Как нам сообщили в Министерстве строительства, эта работа сейчас идет полным ходом. По словам министра Эдуарда Дзагоева, подрядным организациям, имеющим договор о генеральном подряде с Министерством строительства Южной Осетии, были направлены письма, в которых им предписывалось в течение срока, указанного в письме, явиться в Министерство строительства для ревизии договора и решения вопросов дальнейшего сотрудничества.

«Каждый договор будет изучаться индивидуально. Изучается объем уже проделанных работ по договору, их качество, состояние и комплектность отчетной документации. И в соответствии с этим будет решаться вопрос о целесообразности дальнейшего сотрудничества с каждой отдельной организацией», – сказал министр строительства.

Среди тех нарушений, которые имели место при заключении договоров, Э.Дзагоев в первую очередь отметил отсутствие необходимых приложений к договору – это проектно-сметная документация, графики работ. То есть, подрядная организация по договору не несла ответственность за сроки работ, а заказчик даже не имел права требовать работать быстрее.

При этом Эдуард Дзагоев подчеркнул, что само по себе расторжение договоров не является самоцелью.

«Заказчик должен иметь возможность контактировать с одним, или несколькими, ответственными за строительство организациями, с теми генеральными подрядчиками, которые гарантируют выполнение обязательств по всему комплексу выполняемых работ. Это не означает, что все остальные останутся без работы. Те из подрядных организаций, которые до сегодняшнего дня добросовестно выполняли работы, и к которым нет вопросов и претензий, у которых есть достаточный потенциал, будут министерством рекомендоваться генподрядчику для заключения с ними субподрядных договоров», – отметил министр строительства.

Без наведения должного порядка, работы на улицах Цхинвала, которые идут с 2009 года, не завершатся. Зачастую сложно состыковать участки, выполненные разными организациями. Как следствие – до сегодняшнего дня практически не задействованы новые линии коммуникаций, которые проложены.

Вышеуказанные мероприятия позволят устранить эти недостатки и поэтапно, с привлечением городских служб – Горводоканала и Энергоресурса, которые обязаны участвовать в ревизии и приемке этих работ, вводить в действие готовые участки инженерных коммуникаций.

Наведение порядка в договорах с подрядными организациями, разумеется, может вызвать негативную реакцию среди строителей. С одной стороны, это, конечно, хорошо, когда человек получает подряд, первым долгом покупая себе иномарку. Но что он реально может сделать без техники, без рабочих, без опыта и знаний? Даже при самых благих намерениях после получения подряда и аванса, такой подрядчик начинает судорожно искать строительную технику, рабочих, в основном за пределами РЮО, стройматериалы и т.д. Соответственно не может незамедлительно приступить к работе, а это задерживает и других подрядчиков. Образно говоря, пока один подрядчик благоустраивает свои 100 метров, другой в это время занимается неизвестно чем. Результат, вернее его отсутствие мы сегодня видим на наших улицах. Настало время поставить интересы всей республики выше желаний относительно небольшой группы людей.

Впрочем, как отмечает Эдуард Дзагоев, 15-го марта в Минстрое прошла встреча с представителями подрядных организаций, им разъяснены цели вышеописанных мероприятий, необходимость наведения порядка в договорах и за редким исключением это было воспринято с пониманием.

Аслан ТЕДЕЕВ
«Южная Осетия», 27.03.2013