Осетия Квайса



Эх, дороги!..

На днях состоялось второе заседание обновленного совета общественности при главе администрации местного самоуправления столицы Северной Осетии. Одним из его участников был Михаил ШАТАЛОВ, возглавляющий в совете комиссию по организации общественного контроля за ходом благоустройства и развития жилищно-коммунального хозяйства.

Мы попросили Михаила Михайловича вкратце рассказать о работе совета.

– Уже название этой общественной структуры говорит само за себя – совет. То есть мы призваны помогать администрации местного самоуправления решать самые насущные задачи жизни Владикавказа. В совет, который после ротации вновь возглавил Таймураз Хутиев, входят не просто патриоты города, а профессионалы. И когда идет обсуждение тех или иных проблем, им есть что сказать, посоветовать руководителям структурных подразделений городского хозяйства. И порой разговор бывает нелицеприятным.

– Например?

– Да вопросов уйма. Возьмем наши дороги. Не хочу хвастаться или впадать в ностальгию, но посмотрите на наши уличные покрытия. В свое время, когда мы строили улицы Ардонскую и Московскую, дорожников буквально за горло брали, каждый их шаг тщательно проверяли. И что? Покрытие этих магистралей и сейчас на уровне.

– Да, помню ваши ежеутренние планерки на Ардонской…

– И это подстегивало строителей. Нужен жесткий контроль, без него не добиться качественного результата, особенно когда речь идет о строительстве. Поэтому я попросил нынешнего главу администрации города на первом же заседании совета рассмотреть состояние дорог во Владикавказе. Потому что ситуация, сложившаяся в этой сфере сегодня, не терпит отлагательств. Да, делается немало, но нужно сделать неизмеримо больше. Самое главное, необходимо работать качественно. А потому особое внимание я обратил на контроль со стороны дорожного департамента во главе с Эльбрусом Гадиевым. Считаю, что такой контроль на сегодняшний день недостаточный. Чтобы соблюдать технологию укладки асфальта, сейчас есть все условия: техника, финансы… Людей не устраивает, что от магистральных улиц влево или вправо ни проехать, ни пройти.

В своем выступлении на совете я обратил внимание присутствовавших на то, что речь идет не просто об улицах, а об улицах столицы республики. Уважаемая администрация местного самоуправления города, к нам приезжают гости, все больше туристов (открылась дорога с Грузией). А посмотрите, что творится на набережной Терека – ни одного цветочка! Посмотрите на фасады домов на главной улице – проспекте Мира. Гости ведь не пойдут на окраины города, они будут смотреть проспект Мира, Центральный парк им. К.Л.Хетагурова. И что они там увидят?

– В парке цветов нет, только трава.

– А посмотрите, как в Нальчике, Грозном. У нас тоже море цветов было. А сейчас?

– А сейчас город заполонила амброзия…

– Вот на все эти моменты мы и обращали внимание и задавали «неудобные» вопросы руководителям города. Но если мы всем миром не возьмемся за наведение порядка, одной мэрии вряд ли можно справиться с проблемой.

– И все же еще раз о дорогах…

– Наверное, каждый водитель, проезжающий по ним, поминает нехорошими словами и дорожников, и городскую администрацию. И он прав. Почему человек должен гробить свой автомобиль, да еще быть в стрессовом состоянии: как бы не совершить аварию?! Опять с некоторой ностальгией возвращаюсь в прошлое. В мою бытность главой АМС города финансов на дороги было значительно меньше. Мы работали в экстремальных условиях: война в Южной Осетии, наплыв беженцев и т. д. А сейчас что мешает хорошо работать? Просто нужны профессионалы.

– Михаил Михайлович, как только в городе пройдет приличный ливень, по улицам ни пройти, ни проехать – сплошные реки. Куда делась ливневая канализация?

– Я принял город, когда ливневой канализации вообще не было – все шло в Терек. Мы ее сделали. А сейчас спрашиваю: сколько появилось новых ливневок? Мне говорят: 2 километра. Но даже те ливневки, которые мы сделали, закатали в асфальт. Что такое 2 километра? Это мизер. А без такой канализации дороги даже летом быстро приходят в негодность. Нельзя этого допускать. А где железные плиты на переездах? Спрашиваю: их что, в металлолом сдали? Да вы их переложите аккуратно, и все будет нормально. Вот уложили пластмассовые плиты у трамвайного пути возле мэрии, и что? Уже вышли из строя.

– Да возле ЦУМа бетонные плиты, обрамляющие новые трамвайные рельсы, уже крошатся.

– Вот-вот, это из того же ряда. Ведь как получается: заасфальтировали улицу, но не прошло и двух лет, как она уже в ухабах, хотя официальная гарантия – пять лет. Почему бы не спросить с исполнителя, не привлечь халтурщика к ответственности? Мы в свое время обустраивали проспект Доватора. Это было двадцать лет назад, а асфальт до сих пор, как новенький, и только в одном месте чуть просел – из-за того что там раскопали позже. Почему нельзя вот так же везде наладить жесткий контроль?

– В свое время наш центральный парк был «одет» в красивую металлическую ограду. Она не мешала посетителям, но почему-то ее сняли. Почему?

– Я задавал этот вопрос. Ответа нет.

– Есть немало и других вопросов, на которые тоже пока нет ответов…

– Совет для того и работает, чтобы их получать. Наша главная задача – оказывать всемерную помощь руководству города в реализации задач, стоящих перед ним.

И.ЕСИЕВ
«Северная Осетия», 29.07.2013