Осетия Квайса



У СКГМИ «запас прочности» есть!

Какие профессии считаются самыми важными? Экономисты планируют и рассчитывают финансы, юристы следят за тем, чтобы исполнялись законы. Учителя учат, врачи лечат. А вот инженеры производят, создают экономику – условия для благосостояния страны, ее основу, базу. Без которой невозможно само существование государства, развитие его национальных интересов. Так что делайте выводы сами…

Согласно современным стандартам, критериями жизнеспособности и процветания вуза являются, среди прочего, высокий проходной балл ЕГЭ, наличие иностранных студентов. Однако, мне кажется, и со мной согласятся многие, прежде всего, это способность высшего учебного заведения гарантировать своим выпускникам возможность найти достойную работу. Буквально на днях по всем СМИ прошла информация о том, что Северо-Кавказский горно-металлургический институт занял первое место среди вузов СКФО по трудоустройству своих выпускников…. Поэтому вполне логично, что наша беседа с ректором этого престижного вуза Николаем ШУБИНЫМ началась с приятной новости.

– Я могу с уверенностью сказать, что комплексный подход к обучению в нашем вузе позволил завязать тесные партнерские отношения практически со всеми крупными и передовыми предприятиями и организациями республики, Северного Кавказа и промышленными гигантами России. В 2013 году на основе заключенных договоров 71% выпускников очной формы обучения, а это 605 человек, были трудоустроены в структурные подразделения стратегических партнеров университета, более 15% продолжили обучение в магистратуре и аспирантуре.

Согласно данным рейтинга, ежегодно проводимого координационно-аналитическим центром Минобрнауки России, в 2013 году СКГМИ по трудоустройству занял 16 место среди вузов России, а среди вузов СКФО это, как мы уже отметили – лучший результат.

Является ли этот показатель весомым доказательством того, что институт по праву занимает свое достойное место в отечественном образовательном пространстве, оказывая огромное влияние на развитие экономики не только нашей республики, но и России в целом?

– Думаю, да. СКГМИ – инженерный вуз, с одной стороны, специфичность создает определенные сложности. В то же время – в сегодняшних реалиях – в этом же и преимущество перед классическим университетом.

– «Российское профобразование должно стать конкурентоспособным на мировом уровне. Именно инженерные кадры, воспитанные российскими вузами, будут основой для модернизации экономики» – эта мысль Президента Российской Федерации В.В. Путина определяет главную цель и направление деятельности технических вузов страны.

Сегодня в российском образовании полным ходом идет модернизация. Введена и реализуется система оценки эффективности вузов, позволившая провести их «ревизию» и установить общие показатели качества условий для образовательной деятельности.

Программой развития нашего института, принятой в конце 2011 года, перед коллективом поставлены задачи обновления образовательных программ в соответствии с современными направлениями развития техники и технологий, оптимизации структуры вуза, модернизации учебной базы. Как итог решения этих задач – СКГМИ стабильно признается эффективным вузом. Причем, как показали результаты последнего мониторинга, мы имеем значительный «запас прочности» по всем предъявляемым критериям.

– Давайте остановимся подробнее на отдельных результатах.

– Безусловно, в последние годы значительное внимание в своей работе ректорат уделяет работе со школьниками – будущими абитуриентами. Все понимают, что подготовка высококлассного специалиста, особенно с техническим образованием, должна базироваться на крепких знаниях выпускников школ, прежде всего, по математике, физике, информатике.

За последние два года конкурс на такие специальности, как строительство, горное дело и энергетика, вырос у нас более чем в два раза. Определяющую роль в этом сыграла грамотно поставленная работа со школами республики и регионов Северного Кавказа. Ежегодно мы привлекаем к поступлению в вуз абитуриентов из Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестана, Ставропольского края. Итоги приема абитуриентов 2013 года показали положительную динамику результатов проведенной профориентационной работы и значительный рост авторитета вуза среди выпускников школ по сравнению с предыдущим периодом.

Так, в соответствии с рейтингом вузов по среднему баллу ЕГЭ студентов-«бюджетников» в 2013 году, подготовленным Высшей школой экономики по заказу Общественной палаты России, СКГМИ занял 39 место среди более чем 150 технических и технологических вузов России. А по показателю платного приема вошел в «ТОП-25» лучших технических вузов страны.

Вместе с тем, показатель среднего балла ЕГЭ поступивших студентов, при всей его важности, – это фасад образовательной деятельности вуза. Наполнение же ее составляют качество реализации образовательных программ, их соответствие потребностям рынка труда и спросу, качество обучения студентов.

– Насколько я знаю, в 2012 году СКГМИ успешно прошел проверку Рособрнадзора, подтвердив высокий уровень образовательной деятельности?

– Совершенно верно. Кроме того, существенной оценкой качества образования в последнее время становится общественная экспертиза образовательных программ. Так, по результатам экспертного опроса, проведенного в 2012 г. журналом «Аккредитация в образовании», четыре из двадцати реализуемых в вузе образовательных программ признаны лучшими в России по качеству подготовки специалистов. Это программы подготовки специалистов по направлениям «Горное дело» «Прикладная геология» и бакалавров по направлениям «Металлургия» и «Строительство».

По результатам исследования, проведенного Научно-исследовательским институтом общественного мнения «Статэксперт» в октябре 2013 года, СКГМИ стал лауреатом межрегионального конкурса «Лучшие вузы СКФО-2013».

– Что нового ожидает абитуриентов в этом году?

– В 2014 году в соответствии с мероприятиями программы развития в СКГМИ будет открыт прием на 6 новых программ бакалавриата, одну программу подготовки специалистов и одну магистратскую программу. В их число входят такие современные, наукоемкие и востребованные на рынке труда образовательные программы, как информационная безопасность автоматизированных систем, инфокоммуникационные технологии и системы связи, стандартизация и метрология, реклама и связи с общественностью. Таким образом, в текущем году мы ожидаем дополнительный рост конкурса в вуз, что благоприятно скажется на уровне подготовки будущих студентов.

– В СКГМИ организовано повышение квалификации специалистов по 30 образовательным программам…

– 28 из которых инженерно-технического профиля. В 2013 году вуз выиграл конкурс Минобрнауки России и стал участником президентской программы повышения квалификации инженерных кадров, в рамках которой повысили свою квалификацию более 230 инженеров-строителей, механиков.

Мы бы не достигли таких результатов, если бы не создали условия для повышения преподавательского мастерства наших сотрудников. Каждые пять лет преподаватель СКГМИ повышает свою профессиональную квалификацию. В прошедшем году, например, 115 наших преподавателей повысили свой профессиональный уровень, преимущественно в ведущих вузах страны. Почти 79 процентов преподавателей СКГМИ имеют ученые степени и звания – это наивысший результат среди вузов региона.

Для обеспечения учебно-научного процесса по направлениям фотоэлектроники, наноэлектроники и нанотехнологий в течение 2012 и 2013 годов было приобретено уникальное исследовательское оборудование – атомно-адсорбционный микроскоп, вакуумное и технологическое оборудование, учебно-лабораторные комплексы.

– Николай Евгеньевич, известно, что ваши будущие горняки, строители, механики получают «трудовое крещение» в стройотрядах.

– Еще одно направление нашей работы по комплексной подготовке и воспитанию инженерно-технических кадров – организация студенческих стройотрядов. В 2013 году в работе 7 стройотрядов вуза приняли участие более 300 студентов. По результатам их работы вуз был признан лучшим в СКФО, а 3 стройотряда – «Новоангарск-2013», «Снежные барсы» в МРСК, стройотряд «Сочи-2013» на Олимпийских объектах – стали лучшими во всероссийском масштабе.

Кстати, только завершились Олимпийские игры в Сочи. Вся страна в восторге от успешного выступления наших спортсменов. А какие объекты спортивные были созданы! И мы можем сказать, что наш институт внес свою лепту, наши студенты-стройотрядовцы оставили частичку своих сердец на строительстве спортивных сооружений. У нас много и других строек. И здесь мне бы хотелось выразить благодарность руководству Северной Осетии за понимание и поддержку наших инициатив.

– В современных условиях вуз не может существовать в обособленном, замкнутом пространстве.

– Согласен. Одним из главных источников его развития является постоянное общение в сообществе вузов, вхождение в единое научно-образовательное пространство страны и мира, постоянная информационная связь с органами власти и организациями. Например, как ректор и ученый, я принял участие в ряде международных конференций, работе комитетов Государственной думы, совещаний в Минобрнауки и т.д. Сотрудники вуза также часто принимают участие в «круглых столах», посвященных проблемам высшего образования, механизмам реализации программ развития, трудоустройству выпускников.

– И в заключение: скажите, какое внимание уделяется ректоратом СКГМИ созданию комфортных условий для учебы и работы, развитию инфраструктуры вуза?

– В 2012 году благодаря поддержке Минобрнауки России была начата, а в прошлом году завершена реконструкция студенческого общежития, проведенная по современным стандартам с применением технологий энергосбережения. Студенты получили прекрасные условия для проживания и досуга. Немного ранее студенты и преподаватели получили в свое распоряжение Дом ученых с лабораториями, залом для конференций и семинаров, бизнес-инкубатором.

Будущее нашего вуза – в развитии учебной базы, улучшении условий обучения, обновлении образовательных программ, общественном признании высокого качества подготовки наших выпускников…

Н.ГОГАЕВА
«Северная Осетия», 03.03.2014

Фото – Т.Шеходанова