Осетия Квайса



Неутешительные итоги власти: Южная Осетия – на грани социально-гуманитарной катастрофы

Московское бюро по правам человека, представитель которого принимал участие в качестве наблюдателя в так называемых повторных выборах Президента Южной Осетии, сделало по итогам первого тура, а также по состоявшимся в Абхазии парламентским выборам специальное заявление. Мы публикуем ту его часть, которая относится к Южной Осетии.

Интересно при этом отметить, что организация, позиционирующая себя как защитница прав и свобод граждан, ни слова не сказала ни об избранном и свергнутом Президенте Южной Осетии Алле Джиоевой, ни о надругательстве над выбором 17 тысяч граждан РЮО, сделанном в ноябре 2011 года.    

*   *  *

В первом туре президентских выборов в Южной Осетии ни один из кандидатов не смог одержать абсолютную победу. По данным ЦИК Южной Осетии, во второй тур президентских выборов вышли бывший глава КГБ республики Леонид Тибилов, набравший 42,48% голосов избирателей, и уполномоченный по правам человека при президенте Южной Осетии Давид Санакоев – 24,58% голосов. Также участвовавшие в выборах чрезвычайный и полномочный посол Южной Осетии в РФ Дмитрий Медоев набрал 23,79%, а лидер Коммунистической партии Станислав Кочиев – 5,26%.

Выборы показали высокую активность избирателей: общая явка составила 70,28% от количества избирателей, а против всех проголосовало только 0,80% (216 избирателей).

На выборах присутствовали наблюдатели из России, Приднестровья, Нагорного Карабаха, представители нескольких международных организаций. Московское бюро по правам человека представлял Александр Брод.

В ходе голосования были зафиксированы некоторые нарушения. Распространялись слухи о подкупе избирателей сторонниками Санакоева и Тибилова, однако проверка ЦИК это не подтвердила. Штаб Санакоева также заявлял о незначительных нарушениях, таких как агитация на избирательных участках и неточности в списках избирателей. В нескольких случаях избиратели попытались унести несколько бюллетеней.

Тем не менее, нарушения были признаны наблюдателями и ЦИК незначительными и не повлиявшими на ход выборов. По мнению секретаря французской парламентской партии «Радикальные Левые» Оливье де Крок, выборы президента Южной Осетии проходили в полном соответствии с европейскими демократическими стандартами. Наблюдатель от Совета Федерации Федерального Собрания РФ Виктор Озеров отметил, что фальсификации на выборах президента Южной Осетии вообще были практически невозможны – так хорошо выборы были организованы.

Второй тур голосования предположительно состоится 8 апреля. В основном интрига сводится к тому, за кого проголосуют сторонники достаточно успешно выступившего в первом туре Дмитрия Медоева, – поэтому следует ожидать интенсивных переговоров с ним обоих конкурентов, вышедших во второй тур.

В связи с прошедшими выборами и предстоящим вторым туром эксперты отмечают два обстоятельства. Прежде всего, избиратели голосуют скорее «против» политики прежнего президента Эдуарда Кокойты, а нового президента выбирают, исходя больше из личных симпатий, а не из вдумчивого анализа предвыборных программ. Все кандидаты декларируют курс на максимально тесное сближение с Россией, но при этом никто открыто не декларирует поддержки его кандидатуры в Москве. Российские власти также прямо не говорят о поддержке кого-то из кандидатов.

В основном программы кандидатов схожи: поднять сельское хозяйство, освоить добычу и переработку древесины, минеральных вод и полезных ископаемых.

В самом деле, экономике Южной Осетии требуется сделать серьезный прорыв, поскольку сейчас она находится в весьма плачевном положении. Восстановительные работы в республике идут плохо. Цхинвал весь перекопан, административные и жилые здания до сих пор стоят разрушенные.

В республике бедственное экономическое положение: по некоторым расчетам, размер потребительской корзины на одного человека составляет более 8 тысяч рублей, в то время как среднестатистическая заработная плата составляет 5 тысяч рублей, а минимальный размер оплаты труда (МРОТ) населения, задействованного в бюджетной сфере, – 998 рублей. При этом разрыв между среднегодовыми зарплатами высокопоставленных чиновников и рядовых работников бюджетной сферы необычайно высок – соответственно, 960 тысяч рублей и 60 тысяч рублей.

На рынке товаров и услуг повсеместно наблюдается бесконтрольное повышение цен. При этом детское пособие составляет всего 73 рубля (!), очень низок уровень пенсионных выплат.

Крайне тревожная ситуация складывается в демографическом плане, она, по оценкам специалистов, приближается к катастрофическому порогу.

В республике фактически отсутствует официальная статистика по количеству населения, нет статистических сведений о рождаемости и смертности, не изучается состав населения, что делает невозможным никакое стратегическое, экономическое и социальное планирование. При этом, по некоторым данным, смертность в республике намного выше, чем рождаемость. На высокую смертность влияют не только нервно-психологические стрессы последних лет, но и неумеренное и неконтролируемое потребление алкоголя и наркотиков.

Чрезвычайно высокий уровень безработицы, невостребованность интеллектуального, трудового и культурного потенциала, обострение криминогенной обстановки заставляют население мигрировать за пределы республики. При этом никакого миграционного учета не ведется, что лишь усугубляет ситуацию.

Помочь восстановлению республики могла бы финансовая помощь из дружественной России. Без учета гуманитарной помощи, в республику направили почти 43 млрд. рублей; для республики с населением не более 36 тысяч человек это огромная сумма (так, вся доходная часть бюджета 1,5-миллионной Ленинградской области составляет 41 млрд. рублей). Однако выделение денег сопровождалось взаимными обвинениями Москвы и Цхинвала в коррупции. Например, 14 марта, на заседании Совета безопасности ЮО, было объявлено, что бесследно исчезли 800 млн. российских рублей, поступивших в республику в качестве финансовой помощи от России. В какой период и при каких обстоятельствах была украдена указанная сумма, не уточнялось. Однако некоторые эксперты утверждают, что виновата сама Москва: с самого начала была неправильная схема финансирования республики, и деньги оседали по пути в Цхинвал у многочисленных посредников.

Республиканская генпрокуратура возбудила 17 уголовных дел против строителей и чиновников, участвовавших в восстановлении разрушенной республики. Комитет экономической безопасности вскрыл нарушений на 500 млн. рублей; строительные сметы завышались в 10, а иногда и в 20 раз, превысив нормативные почти на 1 млрд. рублей. Тем не менее, стоимость 1 кв. м построенного жилого дома в Цхинвале составляла $830, на 30% выше, чем в расположенном неподалеку Владикавказе. С десяток российских фирм из Чечни, Северной Осетии, других регионов, взявших подряды на работы, даже не начали строительство – они просто исчезли с бюджетными деньгами.

В республике повсеместно происходят конфликты местных силовиков с предпринимателями: они взаимно обвиняют друг друга в коррупции.

И это лишь малая часть социальных и экономических проблем, которые буквально душат республику.