Осетия Квайса



Почему пешеходный проспект Мира во Владикавказе стал автодорожным?

Камилла БАДОЕВА

Прогулки по проспекту – главной артерии Владикавказа, как бы она ни называлась (Александровский проспект, Пролетарский, Сталина или, как сейчас, Мира) – являются неотъемлемой частью жизни многих поколений горожан еще с позапрошлого века. Но в последние годы эта идиллия не просто нарушена – она возведена в постоянное автомобильное вторжение, которое имеет тенденцию к развитию и дальнейшему вытеснению доброй городской традиции.

На отдельных участках проспекта в столице Северной Осетии днем и ранним вечером автомобилей больше, чем прохожих. Ну, а ночные гонки стали здесь почти ритуалом.

Я специально прошлась вчера, в солнечный погожий день (+16.5°), по всему проспекту. Увиденное только подтвердило приведенные выше выводы. Дошло до того, что в двух местах благополучно занимались …починкой автомобилей.

Городские власти много говорят о благоустройстве исторического центра Владикавказа. И их усилия, действительно, видны и многообразны. Установлен прекрасный памятник Михаилу Булгакову. В ближайших планах – еще ряд скульптурных подарков. Меняются трамвайные пути. На том же проспекте в районе улицы Джанаева сделана отличная брусчатка для автомобильного переезда, начата укладка нового пешеходного покрытия.

Но этого явно недостаточно, да и медленно все строительные новации происходят. Так что пока проспект Мира глаз не радует – слишком много архитектурного хаоса и неприглядности. Фасады большинства бесценных в архитектурном отношении зданий нуждаются хотя бы освежающе-косметическом вмешательстве, а уродливое здание Дома быта – в сносе. Значительное число вывесок не вписывается в архитектурный стиль, а многие графически убоги. И эту бессистемность никто, похоже, не собирается с помощью жестких регламентных требований приводить хотя бы в какое-то стилистическое соответствие.

Однако главным бедствием для проспекта остается его величество автомобиль. При этом в одних (редких) случаях почему-то удается блюсти правила и традиции, в других (большинстве) – нет. Например, возле недавно открытого отеля «Александровский» вы не увидите припаркованного автомобиля. А возле гостиницы «Империал» – почти всегда. О стоматологической поликлинике на проспекте и говорить не приходится – там вереница машин, которые иногда выстраиваются в два ряда. И это под носом у нашей полиции, чьим структурным является ГИБДД, рядом с центром республиканской власти Северной Осетии (в 100 метрах от Дома правительства)!

Можно и дальше расписывать сложившийся порядок вещей, указывать на те или иные негативные проявления, на несогласованность действий полиции и мэрии, полагая, что все это в цепи сегодняшних житейских проблем – нечто второстепенное. Но все начинается с простого. Вседозволенность в малом порождает безобразия во всем. Когда автовладельцы становятся хозяевами проспекта, когда они паркуют машины на тротуарах в центре города, будут ли они думать о скоростном режиме или о том, что на «зебре» надо пропустить переходящего дорогу на зеленый свет пешехода? А потом мы удивляемся непрерывному росту аварийности как на трассах, так и в самом Владикавказе, не давая себе труда связать все в единую цепочку.

И так – во всем.

Проспект – визитная карточка Владикавказа, символ его славного исторического развития. Он видел многих выдающихся людей, принимал видных гостей со всего мира – от российских императоров и руководителей СССР до глав зарубежных государств. Приведение его в надлежащий вид и возвращение должного порядка – это не только дело чести власти и всех граждан, но показатель состоятельности руководителей и управленцев всех рангов и ведомств, реального, а не застольного патриотизма населения.

Работа по замене трамвайных путей в самом разгаре.

У гранд-отеля «Александровский» автомобили паркуются там, где положено.

Для кого-то проспект - уже ремонтно-перевалочная база, а скоро станет автомойкой.

Плановая замена колеса на проспекте Мира.

Стоматологическая поликлиника больше напоминает автостоянку.

А быть главный проспект во Владикавказе должен таким.