Осетия Квайса



Не казаться, а быть!

// Реалии сегодняшней Осетии представляются мне катастрофическими…

С интересом прочитал в газете «Стыр Ныхас» №?7 2012 года статью Сергея Дьяконова, члена президиума, управделами МОД «Высший совет осетин». Высокопарность самоназвания нашей международной этнокультурной организации оживила в моей памяти старый анекдот о моряке, продающем трех попугаев.

На вопрос: «Сколько стоит попугай на левом плече?» – моряк отвечал – «100 долларов», продолжив при этом: «Он насвистывает три мелодии». За второго попугая, сидящего на правом плече, он попросил 200 долларов, объясняя цену умением этой птички еще и ругаться матом на трех языках. За третьего, восседающего на бескозырке хозяина, он просил 300 долларов. А на вопрос о его талантах гордо доложил: «Он ничего не умеет делать, зато… два других попугая называют его шефом!» Думаю, что ситуация с третьим попугайчиком совпадает с положением «Иры Стыр Ныхас» в осетинском обществе. Название громкое, пафосное, а дел нет! Искренне говорю, что отношусь к каждому из этих достойных людей, представляющих наш национальный совет, с уважением.

Однако, как говорится, «хороший человек не профессия». На переломном этапе, переживаемом сегодня осетинским народом, нам следовало бы давно понять, что Осетии в этой серьезной организации нужен не просто ареопаг почтенных старцев – необходимы люди самого активного и деятельного возраста, умеющие анализировать процессы, происходящие в республике, и способные взять на себя ответственность за решение самых серьезных задач. Есть они у нас или нет? Их у нашего народа очень и очень много. Ввиду своего преклонного возраста и бесконфликтности нынешнего состава ВСО ни социальные, ни экономические, ни этнокультурные проблемы никак не решаются, а только нарастают.

Эта картина этносоциального кризиса осетинского народа особенно очевидна при сравнении с соседними национальными республиками. Не буду приводить цифры и показатели Госкомстата. Обоснованность моих утверждений и непонятность движения финансовых средств в республике можно легко проверить в Госкомстате РСО-Алания.

И все-таки вернусь к главному – к роли и значимости Совета осетинского народа. Каждый взрослый мужчина должен и обязан нести ответственность за семью, за близких, за детей, а также за судьбу своей Родины, своего народа. Это абсолютно логично. Однако физиологически и психологически человеческая жизнь, как говорили древние римляне, четко разделена на возрастные периоды – юности, молодости, зрелости и философских рассуждений. Практически 90 процентов нашего «Иры Стыр Ныхас», с горечью следует признать, переживают свой философский возраст.

Не могу не сказать и о том, что Высший совет осетин при этом оказался также в жесткой зависимости от исполнительной власти. Правильно ли это? Абсолютно нет. В соответствии с уставом этой этнокультурной организации и исполнительная, и законодательная, и судебная власти должны, в той или иной степени, быть подотчетными Высшему совету осетин, если он реально таковым является, а не только так называется. А уже на национальных съездах он обязан представлять обстоятельные доклады о проделанной работе.

Кажется, ситуация проста как дважды два четыре. Однако, повторюсь, Совет старейшин, проявляя свойственную для этого возраста осторожность как в принятии решений, так и в реализации поставленных задач, в действительности обнулил себя!!! Нам в Высший совет осетин следовало бы избрать не просто почетных, а самых влиятельных, энергичных и креативных людей в возрасте от 30 до 60 лет. А то ведь дожили до каких глупостей – у нас уже объявилось частное предприятие «Кувандон» на Эльхотовской трассе. Разве это не достойно анекдота?

Ну скажите, с какой стати Хет?джы къох оказался вотчиной алагирских «мудрецов»? И это при том, что все осетины Юга и Севера, проезжающие по этой трассе, в равной степени имеют право на принятие решения по использованию денежных пожертвований. Значит, только избранный Иры Ныхас, и это даже не должно обсуждаться, вправе полностью распоряжаться всеми собранными средствами, по своему усмотрению. Это абсолютно обязательное условие для всех не имеющих строго определенной фамильной, сельской или ущельской принадлежности наших святых мест!

Теперь постараюсь ответить уважаемому члену президиума Высшего совета осетин С.Дьяконову на поставленные мне вопросы. Начну с того, каким образом «слабое руководство республики сделало нас, представителей многих фамилий, заложниками». Не мной придумана фраза: «Нет большего бедствия для народа, чем попустительство неправде, несправедливости и жестоким обстоятельствам». Или другая мысль: «Все, что необходимо для торжества зла, – это бездействие хороших людей!» Так уж сложилось, в нас, осетинах, неистребимо наше законопослушание и долготерпение, а еще вера в начальство!

А в итоге положение народа становится все хуже и хуже. Реального просвета не видно. Я говорю об экономике, о занятости молодежи, о кризисе в духовной сфере и, наконец, о демографическом развитии осетинского народа. И конечно, о состоянии здоровья, о высоком проценте простатитов и аденомы простаты у осетинских мужчин 50-летнего возраста.

Неужели моему уважаемому оппоненту не известны показатели реального состояния нашего общества? Тогда мы вправе задать вопрос Вам, представителю «Стыр Ныхаса»: «Для чего вы там сидите? Почему в это новое время – время информационных технологий вы не ведете анализа эффективности проводимых мероприятий?» И не надо считать «бредовыми» приведенные в моей статье материалы научного эксперимента Кэлхауна с грызунами. Уверяю Вас, эти данные во много раз ценнее и полезнее «собирания» ритуалов и традиций. Тем более что в ходе этих этнографических экспедиций «Шурика» из «Кавказской пленницы» количество тостов на наших траурных мероприятиях этими авторитетными людьми было в угоду любителей долгих застолий увеличено.

А между тем не мне Вам говорить о том, что еще лет 50–70 назад на поминках, как в день похорон, так и в последующем, были очень лаконичные застолья, произносилось всего 2–4 тоста. Вы считаете эти свои нововведения серьезным шагом в развитии традиции или продвижением к прогрессу? Вы посчитали наших дедов, исполнявших скромные поминальные мероприятия и после участия в Крымской кампании, недостаточно осведомленными? А просчитали ли Вы финансовые затраты семьи и экономический урон от отвлечения людей на эти ритуалы и традиции? И смею Вас заверить, уважаемый С.?Дьяконов, это касается не только дня похорон. И сороковины, и годовщины должны быть менее многолюдными, чем сегодня.

Эта «помпезность», надо признать, разорительна для семьи умершего. Впрочем, медицинская сторона этих этнографических новаций, полученных в результате «хождений в народ», видна невооруженным глазом – у нас заметно выросло количество больных, страдающих ожирением, сердечно-сосудистыми и желудочно-кишечными заболеваниями, ранее я говорил и о мужских «болячках».

Ну а теперь остановимся на телепрограмме «Дом-2», «опекаемой» Вами, ввиду Вашего молчаливого согласия. Уверяю, она ведь реально оскотинивает нашу молодежь. Поклонники этой программы во сто крат хуже любых грызунов из приведенного мной «бредового» опыта Кэлхауна. Прогуляйтесь по нашим паркам, это же содом и гоморра! А ведь можно с помощью современных фотоаппаратов снять этих «героев ток-шоу парка Хетагурова» и вывесить эти фото на специальном стенде! Ответьте мне, кто должен выступить против пахабщины в СМИ? Вы по рангу своему должны и обязаны поступить так, как велит вам совесть, а не признаваться в бессилии и в отсутствии законных методов борьбы с развратом.

Для вас, сегодняшних, честь мундира оказалась дороже, ценнее духовности ваших детей! Таковы реалии вашего отношения к воспитанию нашей молодежи. Для вас всех важнее называться мудрецами, чем быть патриотами нации. Посмотрите на соседние национальные республики – Чечню и Ингушетию. Опустив нередкие вылазки их террористов, в остальном, надо признать, у них заметно выше уровень воспитанности молодежи. Там вопреки всяким условностям «Дом-2» исключен из сетки телевещания. Есть четкое понимание ответственности за недопущение растления молодежи. Как врач, имеющий неплохую подготовку и психолога, утверждаю, что наша попустительская позиция способна подвести черту под хваленой духовностью осетинского народа.

Недавно в Совете ветеранов республики меня с настойчивостью, достойной лучшего применения, старались убедить в бессмысленности войны с «ветряными мельницами» и в надуманности разрушительного влияния как «Электроцинка», так и «Дома-2». Могу сказать одно: в Чечне, Ингушетии и Кабарде совершенно иные векторы деятельности аналогичных этнокультурных организаций. Сам Рамзан Кадыров в жесткой форме запретил курение молодежи, не говоря уже о каких-то традициях питья алкоголя. Там строго осуждается и привычка грызть семечки в общественных местах. Создана особенная обстановка требовательности к поведению молодежи!

А что у нас? Какие идеи вы могли предложить фамильным ныхасам, если вы согласились своим попустительством с развратом, тиражируемым с телеэкранов? Какие мудрые идеи вы несете в массы, если насаждаете обжорство и пьянство? Что вы знаете о движениях бюджетных средств и государственных программах развития семьи и молодежной политики? Я до безумия люблю футбол, однако никогда не поставлю эту великую игру в приоритетах выше программ поддержки молодых и многодетных семей и молодежной политики в целом. А вам эти вопросы так же неинтересны, вам ничего об этом, к вашему стыду, неизвестно.

И наконец, прошу Вас, будьте скромнее, не позволяйте себе апеллировать к великим сынам осетинского народа, создававшим государственность и славу нашему народу, не примазывайтесь к их подвигам. Вы, по большому счету, на современном историческом этапе стали «тормозами» осетинского народа. Каждый в отдельности из вас, безусловно, интересная и заслуженная личность, но ваш коллективный разум и труд оказались абсолютно неэффективны, ничего позитивного вы не дали осетинскому народу!

Очень прошу Вас, уважаемый С. Дьяконов, впредь всуе не называть себя сподвижниками и равными великому Еба Кесаеву и Харитону Хатагову. Их бескомпромиссности и мужеству нам всем надо учиться, а ваше величие и богоизбранность, исходя из социальной, экономической, этнокультурной и демографической ситуации в республике, крайне сомнительны.

Конечно же, Вы можете не соглашаться со мной. Выскажу в качестве резюме свое мнение о ваших перспективах – советую сложить свои полномочия и передать бразды правления действительным лидерам нации, которые, я надеюсь, еще смогут вывести нацию из кризиса!!!

Ни в коей мере не отношу себя к таковым, ни на что не претендую. Прошу меня простить за жесткость ответа на Вашу статью. Положение осетинского народа настолько критическое и опасное, перспективы его в сравнении с соседними национальными республиками настолько неопределенные, что реверансы и сантименты уже не к месту!!!

Реалии сегодняшней Осетии представляются мне настолько катастрофическими, что деликатность в оценке происходящего в республике тоже зло. Надо кричать во все горло, чтобы заставить наш народ задуматься о перспективах нашей национальной идентичности. Надо определиться, в чем она в действительности? С этого нужно начинать новому составу «Иры Стыр Ныхас»!

С уважением,

Владимир ХАТАГОВ,
«Пульс Осетии», 22.05.2012