Осетия Квайса



Нам надо уйти от вражды и ненависти…

Судя по всему, общественно-политический кризис в Южной Осетии вряд ли разрешится в ближайшее время. И, тем не менее, кое-какие промежуточные итоги уже можно подвести. Первое, и самое главное – о демократическом государстве РЮО с действующей Конституцией и «основой основ» – разделением исполнительной, законодательной и судебной  властей сегодня говорить не приходится. Вся наша власть – бутафорская, подчиненная воле одного человека, что позволяет смело проводить параллели с некими банановыми республиками.

Наш известный земляк Дз.Тедеев прекрасно знал, что если в государстве закон есть закон, то у него не было никаких шансов выдвинуться кандидатом в президенты, но именно время и форма принятия пресловутой поправки к «цензу оседлости» позволила ему апеллировать к властям и Конституции. При этом показателен итог голосования ЦИК республики – голоса  членов ЦИК распределились 6 на 5, т.е. норма закона стала предметом обсуждения на самом заседании, на индивидуальном уровне! В правоприменительной практике многовековое золотое правило для чиновника (если сомневаешься, действуй строго по закону) в РЮО потеряло смысл, ибо некоторые законы у нас пишутся не во имя Права и Закона, а для удовлетворения сиюминутных амбиций в режиме политической целесообразности. Кто-то осуждает сейчас  Дз.Тедеева за избранные формы протеста, но он действовал в рамках закона, и тем самым дал людям веру в возможность законным путем изменить сложившуюся нетерпимую для общества политическую ситуацию.

Но настоящий юридический шабаш начался после второго тура выборов. В моей многолетней практике, а я в качестве наблюдателя работал во всех странах СНГ,  не считая более 20 выборных кампаний в России, такого правового беспредела, а тем более с отменой итогов выборов, нигде не видел. ЦИК РЮО лишают возможности огласить окончательные цифры.  Верховный Суд РЮО без соответствующей аргументации, спрятавшись за размытую формулировку «о многочисленных нарушениях», выносит «историческое» решение об аннулировании итогов выборов (!?).  Не думаю, что судья А.Биченов  столь неграмотен и не знает элементарных вещей. Судья определяет степень влияния выявленных нарушений на конечный результат, а первичным источником таких зафиксированных нарушений для суда является ЦИК со своей армией наблюдателей или прокуратура. А тут у ЦИКа (кстати, пропрезидентского, история его формирования еще свежа в памяти), со стороны наблюдателей, даже международных, нет замечаний.  Но, несмотря на это, Верховный суд  в лице одного судьи без широкого, детального и коллегиального обсуждения выносит «нужное» решение.

Отмена выборов – это уникальное событие на постсоветском пространстве. И не надо сравнивать с Абхазией – там все-таки был «третий тур», и там стороны выполнили принятое соглашение до последней запятой, а, самое главное, в Абхазии народ на улицы вывела проигравшая сторона – Р. Хаджимба. У нас же – выигравшая за явным преимуществом  А.Джиоева.

Казалось, что в такой ситуации в нормальном государстве при таком поспешном и явно ангажированном решении в дело немедленно включаются остальные ветви власти – Президент и Парламент. Но, как и ожидалось, Президент руководит, а Парламент послушно, в течение 10 минут (!?), без обсуждения, даже без наличия соответствующим образом оформленного документа почти единогласно назначает новые выборы! Все! Думаю, демократии и имиджу РЮО нанесен серьезный урон.

И вот тут, казалось, настало время представителей Москвы. Но и здесь много вопросов. Зачем надо было российские выборные шаблоны переносить на Южную Осетию? Кто и по каким критериям выделил из 17 кандидатов, всех абсолютно пророссийских, одного, сделав его прокремлевским? Если все было сделано ради удовлетворения профессиональных амбиций московских политтехнологов – кого  хотели, того и назначили, тогда понятно. Но если все делалось ради сохранения влияния и власти уходящего Президента, то зачем и кому это надо? Я бы не стал все сводить к примитивной проплате консалтинговых услуг. Здесь возможно все глубже и значительнее.

Я с сочувствием и пониманием отношусь к тем, кто от России имел отношение к выборам в РЮО.  К сожалению, они изначально пользовались недостоверной информацией, исходя из чего существенно переоценили степень своего влияния на выборный процесс. Думаю, они до сих пор   так и не свыклись с мыслью, что именно катастрофически низкий рейтинг Э.Кокойты, его неприятие обществом настолько пересилили у пророссийского народа Южной Осетии любовь,  уважение, благодарность к России и к её руководству, что выборы выиграла протестная часть народа.

Как профессионал я пытался понять алгоритм поведения действующих властей и представителей Москвы и пришел к следующему выводу. Любая власть программирует свои действия в поствыборный период. Это правильно и ответственно. Да вот программа готовилась против «проигравшей оппозиции», а не против выигравшей А.Джиоевой. Отсюда спонтанность, юридически ничтожные в правовом отношении действия Э.Кокойты, его заявления о происках западных и грузинских спецслужб, опасности «цветных революций», антироссийских настроениях, прозападной ориентации и «обращениях к НАТО» – это все заранее подготовленные клише. Э.Кокойты ведет себя не как государственный деятель, а как мелкий бизнесмен накануне банкротства – мечется, хитрит, изворачивается, сталкивает своих оппонентов. Более того, своими действиями он взял в заложники своих сторонников, отрезав им пути отступления. А что дальше?

Рано или поздно окончательно придется уйти, да вот только после себя он оставит разобщенное, враждующее общество, а не единый народ  для строительства независимого государства, о чем он постоянно пространно и заученно декларирует. Кокойты надел на себя тогу единственного политика – защитника интересов России в РЮО и пытается придать происходящему политическую окраску. Все его последние действия и выступления могут спровоцировать прямое гражданское противостояние. В сознании не могу допустить, но тем не менее не исключаю, что после первых провокационных выстрелов он может отбросить уже никому не нужное Соглашение и вернется в свой бывший кабинет до инаугурации следующего Президента (согласно Конституции), а до этого, в режиме Чрезвычайного Положения, будет править; и тогда, по его задумке, ему пригодятся его идеологемы о «цветных революциях, зарубежных центрах и русофобии оппозиции.

Парадоксально, но те, кого обвиняют в дестабилизации, сегодня являются единственным сдерживающим фактором.  Лозунг сторонников А.Джиоевой в момент подписания Соглашения – «Пусть проиграем мы и Кокойты, но выиграет народ» – достоин самого высокого уважения. Алла Джиоева пожертвовала своей Победой ради сохранения мира в республике.

Сегодня можно и надо вылезать из той ямы, в которой мы оказались. С горечью приходится констатировать, что в республике не осталось ни одной легитимной структуры, которая в режиме гражданского согласия смогла бы разрулить ситуацию. И, тем не менее, многое могли бы сделать и. о. Президента, Парламент (последние заявления Миры Цховребовой, Юрия Дзиццойты, Станислава Кочиева и др. вселяют надежду), объединённые усилия всех политических партий и общественных организаций, наша интеллигенция. Ради будущего надо отбросить амбиции, клановые, родственные интересы. Еще не поздно спокойно и объективно разобраться во всем, исправить ошибки, самим принять нужные решения. Мы много апеллируем к России, но вопрос надо ставить так: мы разработали программу выхода из кризиса, и просим Москву оказать содействие в её реализации. При этом вопрос  перед  каждым из нас должен стоять не «за кого», а «во имя чего». Надо помнить одно: если мужчина встанет перед выбором – стрелять или нет, то это уже не выборы, и точно – не выбор народа.

Народ уже сделал свой выбор. И с этим не считаться крайне опасно. Даже сегодня Э.Кокойты со своими соратниками может разрядить ситуацию, он знает, как это сделать, и поверьте, все забудется, и в памяти народа, в истории он останется Первым Президентом  Независимой  РЮО, достойно передавшим власть достойно победившему преемнику.

Если он этого не сделает, то остается единственный выход  в традициях нашего народа –  собрать Представительное собрание всех сил в республике, которое детально изучит создавшееся положение, подготовит и примет АКТ ГРАЖДАНСКОГО СОГЛАСИЯ, под которым поставят подписи все участники процесса.

Вражда и ненависть порождают только вражду и ненависть. А нам надо уйти от такого развития событий.

Анатолий ЧЕХОЕВ,
I
секретарь Юго-Осетинского обкома КПСС в 1988-1989 гг.,
народный депутат СССР в 1988-1991 гг., сопредседатель депутатской группы «Союз»,
депутат ГД РФ 
II и III созывов 1995-2003гг., зам. председателя Комитета по делам СНГ