Осетия Квайса



«Большой живот стал показателем благополучия и «солидности» мужчины…»

// Осетинская нация оказалась заложником неэффективного руководства и инертности старшего поколения

Мы, представители осетинских фамилий – В.Б.Хатагов, Дз.А.Кесаев, В.Г.Каллагов, А.П.Дзеранов, Н.И.Гаглоев, В.?А.?Цахилов, В.Ч.Кабулов, озабоченные сложной социально-экономической и экологической ситуацией, падением нравственности и физического здоровья, а также нарастающими процессами ухудшения естественного демографического развития нации, обращаемся к гражданам нашей республики с анализом происходящих в Северной Осетии процессов и предложениями по разрешению жгучих проблем, вставших перед осетинским народом.

Осетия переживает кризисные времена. Основными причинами надвигающейся катастрофы для нашей малочисленной нации являются неуправляемые цивилизационные процессы, мощный прессинг средств массовой информации, урбанизация и связанные с ними факторы социальной и техногенной экологии и, наконец, наше, сугубо осетинское, эксклюзивное право общения с Богом и святыми с бокалом крепкого алкогольного напитка. Мы вправе считать также, что оказались заложниками слабого и неэффективного руководства республики, инертного и безответственного отношения нашего старшего поколения к судьбе своего народа.

На протяжении не одного десятка лет многие патриоты Осетии выступают как в печати, так и на радио и телевидении по вопросам экологии, социально-экономического и демографического развития осетинского народа, о проблемах воспитания молодежи. Однако, как говорится, воз и ныне там. Жизнь в республике не улучшается, практически не востребованы наши сырьевые базы для развития строительного и промышленного комплексов. Нет грамотных управленческих решений и по имеющимся лечебно-рекреационным возможностям республики. А отсутствие реальной экономики крайне негативно отражается и на семейно-брачных отношениях.

Количество молодежи в РСО-Алания в сравнении с соседними республиками уже стало в разы меньше. Нарастает хроническая заболеваемость, вызываемая экологическими факторами. Недавние исследования здоровья студентов СОГУ показали, что значительный процент молодежи имеет в наследственном аппарате так называемы генетические «поломки».

Население республики в основном расселено в городах. А, как известно, фактор скученности города оказывает негативное влияние на психику человека. Представляет в связи с этим несомненный интерес опыт американского ученого Д.Кэлхауна с перенаселенностью колонии мышей, проведенного им в начале прошлого столетия. По мере нарастания плотности этих хорошо организованных животных на ограниченной территории, их последующие поколения становились все менее приспособленными к репродукции и к нормальному взаимодействию друг с другом. Уже через 3-4 года их спаривание окончательно прекратилось, а кроме того, они напрочь утратили родительский инстинкт, стали сверхагрессивными и проявляли гомосексуальные наклонности. Этот эксперимент наглядно показал одну из причин пороков современного общества. Вакханалия СМИ, отсутствие жесткого семейного уклада и, наконец, отсутствие четко сформулированных религиозных канонов этикета серьезно влияют на наше подрастающее поколение.

Следует признать, что не все религии в равной степени способны противостоять разрушительным влияниям современной цивилизации. В Интернете встречаются десятки статей с заголовками: «Пассионарный подъем ислама», «Ислам обеспечивает максимальный потенциал адаптивности и развития» и т. п. Данные Госкомстата Российской Федерации подтверждают, что в современной России только республики, исповедующие ислам, переживают этап своего демографического подъема.

Ответственность перед будущими поколениями вынуждает нас быть объективными, тем более что закон Дарвина о выживаемости биологических видов абсолютно реален и в социологии. В сложившейся ситуации нам нельзя уповать на Бога, так как «природа не потворствует слабости и не прощает ошибок». Наша вера в особую жизнестойкость осетинской духовности, основанная на «ирон агъдау», ошибочна, нация реально начала деградировать. Старшие, соблюдая традиции, пьют без меры алкоголь, молодежь подсела еще и на так называемые «энергетики», а отсутствие нормальной работы, нормального заработка и жилья не позволяет нашей молодежи создавать семьи, иметь детей.

По мнению идеологов советской эпохи, всякая религия – это «опиум для народа». Конечно, догматы религиозных учений тормозят творческое развитие человека, однако некоторые религиозные течения оказываются единственным реальным спасением народа от разврата и растления. Несколько лет назад в нашем Манеже проходило большое собрание «Свидетелей Иеговы». Организация этого многотысячного мероприятия, в которой принимало участие и много осетинской молодежи, поражала атмосферой особой, не «пьяной» праздничности, что в наше время встречается крайне редко. Ропот осетинской общественности и интеллигенции никак не испортил праздника адептам этой секты. Но, что было интересно отметить, в числе аккуратно одетых участников того собрания были сотни мужчин, которые до вступления в эту секту были обречены на смерть «под забором» от алкоголизма.

Сегодня многие осетины в буквальном смысле насильно готовы «сдать» своих сыновей-пьяниц в секты иеговистов во имя спасения их жизней. Нам следует сознаться в своем бессилии перед традиционным, точнее сказать, ритуальным осетинским пьянством. Есть десятки примеров тому, как поминальные «пиршества» продолжаются более 3-5 часов, и это в рабочие дни, в плохо отапливаемых палатках, в зимнее время. Анализ ситуации по алкоголизму, да и по аденоме простаты, в соседних национальных республиках однозначно подтверждает, что ислам реально противостоит алкоголизму и содействует сохранению мужского здоровья на долгие годы. Он формирует в сознании верующих здоровую конструкцию семейного уклада и взаимоотношения между поколениями, определяя внутрисемейные задачи и обязанности. Есть в исламе и жесткая система поддержки молодой семьи. А как нам быть? Какие у нас рычаги и возможности остановить вырождение и вымирание нашего народа?

Осетинский этнос – что в нас особенного? В чем же наша «оригинальность стереотипа поведения»? Мы самоидентифицируем себя не по религиозному признаку, а по признаку соблюдения «ирон агъдау». С горечью надо отметить, что при всей позитивности этого всеобъемлющего этнического фактора – «жизни ради подвига», определенного базовым принципом «ирон агъдау», он сегодня стал неактуальным. А ведь жертвенность во имя благополучия народа обеспечивала жизнеспособность «существующей энергетической системы», величия народа Осетии. В нашем языке сохранилась лишь поговорка: «Л?г ?м? арт царды райдай?н сты», при этом утрачена система воспитания аланской молодежи, которые делали из каждого мальчика настоящего воина, мужчину, отца семейства, а из девочек мудрых женщин – матерей аланского народа!

Что же мы видим сегодня? Наши в прошлом мудрые обычаи и традиции в большинстве своем низведены к банальной обжираловке. То, что высмеивалось нашими предками, сегодня расценивается как достоинство. Большой живот стал показателем благополучия и «солидности» мужчины. А между тем в результате неумеренного употребления алкоголя и банального обжорства в Осетии в последние годы умирает больше людей, чем в страшные годы холерных эпидемий. И хотя таких научных исследований нет – высокая смертность осетинских мужчин и ранняя мужская несостоятельность связаны, прежде всего, с долгими поминальными застольями! Краснобайство за поминальными столами неприлично, об этом надо всегда помнить ведущим траурные застолья, так как «поминальная трапеза продолжительностью более одного часа оскорбительна для памяти умершего». Кстати, не менее древние народы – греки и армяне – на подобных мероприятиях ограничиваются лишь 3–4 тостами.

Наши старшие оказались инертной массой, не способной взять на себя ответственность за нацию. Существующая около двадцати лет Всеосетинская организация «Аланты ныхас» лишь номинально обозначает место Совета старейшин нации, демонстрируя при этом свою несостоятельность перед серьезными вызовами времени. Если в соседних республиках нет развратной телепрограммы «Дом-2», то осетинская молодежь в ней даже «достойно» представлена. В РСО-Алания работают десятки саун в режиме «Все включено!» по интим-услугам, на которые уже жестко реагируют и власти, и ряд общественных организаций, но только «Аланты ныхас» молчит. Нет у этой общенациональной организации и своей принципиальной позиции по сложной экологической ситуации, связанной с заводом «Электроцинк». Никакого участия наш «Аланты ныхас» не принимает и в формировании властными структурами молодежной и семейной политики. Совет старейшин превратился в карманную организацию исполнительной власти РСО-Алания. Такое положение международной организации не делает ей чести. Она обязана иметь собственную линию поведения, исходящую, прежде всего, из интересов осетинского народа.

По данным Госкомстата Северо-Кавказского федерального округа, наша республика за 9 месяцев прошлого года в числе самых бедных регионов России, что бы нам ни говорили власти, приукрашивая свою работу. Однако самым принципиальным показателем для патриотов республики остаются данные о рождаемости и смертности населения РСО-Алания. Приведем некоторые цифры по естественному демографическому развитию некоторых северокавказких народов за последние десятилетия.

Ингушей в 1959 году в Советском Союзе было 106 тыс. чел., кабардинцев – 280 тыс. чел., осетин – 412 тыс. чел., а чеченцев – всего 419 тыс. чел. По данным же 2010 года, в России проживает 445 тыс. ингушей, 495 тыс. кабардинцев, тогда как осетин – 530 тыс., включая десятки тысяч беженцев из Грузии и Средней Азии, и 1 млн. 250 тыс. чеченцев. Думаем, что комментарии в оценке данной ситуации не нужны. Естественный прирост, по данным за 9 месяцев прошлого года, на 1000 человек в Ингушетии составил 21,6 чел., в КБР – 5,2 чел., в РСО-Алания  – 3,4 чел., в ЧР –  23,2 чел.

Немалый интерес представляют и миграционные показатели. Так, за указанный период в Ингушетию прибыло 4,5 тыс. чел., из Кабарды убыло 3,5 тыс. чел., из Осетии – около 4 тыс. чел., из Чечни миграционный отток составил всего 2 тыс. чел., при том, что в 2-миллионный Ставропольский край приехало около 3 тыс. чел. Завершая демографическую тему, приведем показатели численности детей, на которых назначено за 9 месяцев 2011 года пособие в РИ, РСО-Алания и ЧР – 116 658, 69 532 и 419 519 чел. соответственно. Вот те обескураживающие цифры, которые должны заставить любого осетина задуматься и пересмотреть свои жизненные принципы. Нам нужно спасать народ от катастрофы. Она уже абсолютно очевидна! Предложенные руководством России программы поддержки многодетных семей, выделение им жилья и земельных участков откроют, вероятнее всего, дополнительные «шлюзы и препоны» для демографического развития соседних республик. А мы, как обычно, с завистью, но безучастно будем наблюдать за торжеством жизни в Дагестане, Чечне, Кабарде и Ингушетии.

Как не вспомнить, что восточные славяне стали мощным Российским государством, а Алания, с царями которой в X? веке заключал свои первые дипломатические договоры князь Киевской Руси Святослав, сегодня практически дышит на ладан. Но в нас нетленна еще память тысячелетней истории и мы надеемся выжить. Страусиная позиция, со спрятанной в песок головой, губительна для осетинского народа, ибо нет большего бедствия для народа, чем безразличие и покорность ее граждан к своей судьбе. Попустительство – зло, а в нашем случае оно эквивалентно элементарному самоубийству. Нужна выверенная программа выхода из кризиса с самым активным участием в ней всего осетинского народа.

Обратимся к совету великого Л. Н. Гумилева: «Народ должен уметь быстро организоваться в систему с разделением функций между своими членами в соответствии с изменившимися условиями, иначе он погибнет от саморазрушения или будет уничтожен соседями». Нам нужно сделать первые шаги к собственному спасению!

«Пульс Осетии», 13.03.2012