Осетия Квайса



«Я благодарен актерской судьбе…»

// Народному артисту Северной Осетии Роберту БИТАЕВУ – 70

– …Наверное, каждый актер мечтает однажды попробовать себя в амплуа, неожиданном для зрителей и коллег по сцене. Сыграть то, что, вроде бы, на устоявшийся взгляд и публики, и режиссеров, – совсем и «не его». Правда, Юрий Любимов в свое время об этом не без юмора сказал так: «Если давать актеру играть то, что он сам хочет, ничего, кроме беды, в итоге не получится», – улыбается он. По-мальчишески, с озорной лукавой хитринкой. И неожиданно признается, доверительно, просто и без всякой рисовки: – Но, если честно, очень бы хотелось когда-нибудь сыграть в «Короле Лире». Несмотря на то, что я уже привык: меня считают больше актером комедийным… Шекспир и Чехов – эти титаны, наверное, как никто, понимали актерскую душу. А что такое для меня театр? Знаете, может быть, мой ответ на этот вопрос покажется кому-то излишне пафосным и высокопарным, но я так отвечу: это – святое. Это – то, в чем для актера сфокусирована вся жизнь, то, чему ты отдаешь, выходя из вечера в вечер на сцену, всего себя. Отдаешь – и по-настоящему этим счастлив…

…А впервые моего собеседника, народного артиста Северной Осетии Роберта БИТАЕВА, который отмечает сегодня, 20 марта, свой 70-летний юбилей, крылатые алые паруса мечты о сцене поманили, когда он был еще школьником. И история того, как сбылась эта мечта у него, мальчишки из селения Синдзикау, ставшего одним из ведущих актеров труппы Северо-Осетинского академического театра – уже сама по себе готовый сюжет для пьесы или кинофильма. Потому что это не только история большого и по-настоящему яркого таланта. Но и упорства, и преодолений, и подвижнической верности тому, что зовется еще одним звонким и высоким словом: «призвание»…

…Служба в армии, учеба на факультете физвоспитания Северо-Осетинского госпединститута – все было, как у многих его ровесников… Только вот та самая мальчишеская мечта упрямо не отпускала. Так Роберт Битаев пришел в самодеятельную театральную студию Дворца культуры «Металлург», которую тогда, в конце 1960-х, возглавлял актер Владимир Макиев. И одаренного парня заметили. Была работа в Республиканском театре кукол «Саби» – в его труппу Роберта пригласил тогдашний его главный режиссер Михаил Гаев. Были семь лет, отданных работе диктором на Северо-Осетинском радио – о них он и по сей день вспоминает с большой теплотой… И все-таки «одна, но пламенная страсть» к театру снова оказалась сильнее. Будучи уже солидным семейным человеком со сложившейся карьерой, отцом двоих детей, Роберт Битаев опять резко «перекладывает штурвал» своей профессиональной судьбы: устраивается в Северо-Осетинский госдрамтеатр рабочим сцены. И вскоре его включают сначала во вспомогательный актерский состав, а потом и в основной – после того, как он блеснул в спектакле «Сказание о гончарном круге» по пьесе А. Абу-Бакара в маленькой, но яркой роли нищего. Запомнившейся зрителям – и замеченной критиками.

А сегодня за плечами у Роберта Александровича – уже многие десятки ролей, сыгранных за три с лишним десятилетия на подмостках Осетинского театра. Его по-настоящему крепко любит зритель – за творческую страсть и харизму, за поистине подвижническую преданность сцене. Он – всегда нарасхват у режиссеров. А гости Осетии, маститые московские и петербургские театроведы, не раз отмечали: да, собственно, Роберт Битаев и не играет-то вовсе на сцене – живет. Потому что сполна наделен даром пропускать образы своих персонажей через сердце. Даром, без которого просто нет настоящего Артиста – чуткого, глубоко мыслящего, не терпящего в искусстве фальши и небрежности…

– Я благодарен судьбе. От души. За то, что, начиная работать в Осетинском театре, еще застал на его сцене созвездие прославленных мастеров его старшего поколения, чьи имена сегодня уже стали легендарными. Александр Царукаев, Давид Темиряев, Коста Сланов, Юрий Мерденов, Николай Саламов – этот список можно продолжать и продолжать… Общение с ними, их творческие уроки – всего этого не забыть, – делится Роберт Александрович. – Это была целая школа. Она дала мне очень и очень много… И я горжусь тем, что сегодня эти традиции в Осетинском театре продолжаются. И убежден: он, опирающийся на их фундамент, просто не может зачахнуть и умереть…

…Дарданел из «Четырех судеб» Геора Хугаева, Кларин из пьесы Кальдерона «Жизнь есть сон», Саукудз из «Осенних цветов» Асахмата Айларова, Юсов из «Доходного места» Островского, Земляника из гоголевского «Ревизора» – это самый беглый, пунктирный и далеко не полный список запомнившихся зрителям ролей, воплощенных Робертом Битаевым в постановках Осетинского театра за одно лишь последнее десятилетие. И в то же время, известен и любим он в Осетии не только как актер театральный: стоит вспомнить, хотя бы, к примеру, целый «букет» всенародно популярных в республике фильмов Северо-Осетинской киностудии с его участием – и «Обиду старого охотника», и великолепные короткометражки Бабле Дзбоева…

Снимался он и в таких получивших широкий резонанс за пределами Северного Кавказа игровых картинах режиссеров-земляков, как «11 писем к Богу» Акима Салбиева и «Ласточки прилетели» Аслана Галазова. А российским зрителям Роберт Александрович знаком и по участию в сериалах Сергея Снежкина «Убойная сила» и «Женская любовь», и по работе в остросюжетном фильме Ходжакули Нарлиева «Голос матери», который несколько лет назад снимался у нас в Осетии…

А еще он и сам с успехом пробует себя в режиссуре: им осуществлена не одна постановка на сценах Северо-Осетинского академического и Дигорского театров. Пишет и песни к спектаклям. Им, Робертом Битаевым, переведены на осетинский язык пьесы Мольера, Леонида Филатова, болгарского драматурга Стратиева. Был в свое время в творческой биографии Роберта Александровича и эпизод, связанный с работой на республиканском телевидении, где он вел новостную программу «Иристон абон»… Интереснейший собеседник и рассказчик, удивительно обаятельный, теплый и открытый человек, наделенный по-юношески кипучей и светлой душевной энергией, отец двух сыновей и дочери – и дедушка уже шестерых внуков… Он словно бросает дерзкий вызов постулату: «Нельзя объять необъятное»…

Сегодня, 20 марта, на сцене Северо-Осетинского академического театра пройдет юбилейный творческий вечер народного артиста РСО–А и заслуженного артиста РЮО Роберта Битаева. И снова будут звучать в заполненном до отказа зале в его честь благодарные зрительские аплодисменты. Ну и, конечно, будут поздравления – красивые и теплые: от руководства республиканского Союза театральных деятелей, от коллег и друзей из театров Севера и Юга Осетии, от будущих актеров с факультета искусств СОГУ, от Госансамбля «Алан» и известных в республике мастеров эстрады…

А сам Роберт Александрович сейчас работает над новой ролью, в которой его скоро увидят зрители Осетинского театра – над ролью шута из исторической трагедии Шамиля Джикаева «Отверженный ангел», которую ставит здесь, в театре, молодой режиссер Андрей Кокоев. «Эта роль для меня – тоже знаковая. Хотя, казалось бы, она и небольшая, но смысловая нагрузка на нее ложится очень серьезная. Почти шекспировская, по нашей задумке – потому что голос моего героя, которого окружающие считают блаженным, звучит в спектакле как голос самой совести человеческой, как голос свыше», – рассказывает он.

Будем ждать!

Е.ТОЛОКОННИКОВА
«Северная Осетия», 20.03.2013