Осетия Квайса



«Музыка – это Жизнь…»

«…Это – музыка, написанная не нотами, а кровью сердца, раненного навылет незаживающей болью своего народа. Так же, как когда-то великая «Блокадная» симфония Шостаковича», потрясенно признавались слушатели Москвы, Волгограда, Кавминвод, Ростова-на-Дону и других городов России после знакомства с его симфонией «Моя Родина – Беслан». Признавались – и, не пряча слез, утирали мокрые глаза…

Его сочинения для фортепиано, звучащие в исполнении юных «звездочек» из нашей республики на престижных всероссийских и международных конкурсах и фестивалях, всякий раз ввергают восхищенное жюри в состояние, скажем так, легкого шока, который сродни шоку Колумба, вдруг нежданно-негаданно обнаружившего на противоположном краю Атлантики Америку: «Мы просто не подозревали, что в Осетии пишут ТАКУЮ музыку!» В конце минувшего года он в четвертый по счету раз был единодушно переизбран коллегами по цеху на пост председателя Союза композиторов Северной Осетии. Премьеры его новых произведений неизменно становятся событиями для наших поклонников высокой музыки, а целое созвездие молодых музыкальных талантов республики благодарно называет его сегодня своим «крестным отцом в искусстве»…

 Он – это Ацамаз МАКОЕВ. Композитор. Пианист. Известный на Северном Кавказе общественный деятель. Секретарь Союза композиторов Российской Федерации. Заслуженный деятель искусств России. Трижды(!) лауреат Госпремии имени Коста Хетагурова. Лауреат Национальной премии «Яблоко нартов». Уже почти целых 16 лет – бессменный худрук и директор Северо-Осетинской государственной филармонии. Автор двух опер, балетов, трех симфоний, пяти инструментальных концертов, мюзиклов, вокально-хоровых сочинений, музыки к всенародно любимым в Осетии спектаклям и кинофильмам, множества музыкальных произведений для юного слушателя… А еще – давний хороший друг и внештатный автор «СО».

15 февраля ему исполнилось 55. Дата красивая и по-своему символичная: «две пятерки».

 – Веха ли это для меня? – задумывается на миг Ацамаз Владимирович над «стартовым» вопросом нашего с ним юбилейного интервью. – Знаете, наверное, только с возрастом, с годами, когда мы становимся старше и в чем-то умудреннее, когда начинаем оглядываться на то, что у нас осталось за плечами, и какие-то определенные итоги для себя подводить, вдруг приходит понимание: самое большое богатство, которое человеку даровано – это время, отпущенное ему на земле. А человек подчас так неразумно этим сокровищем распоряжается… И когда ты осознаешь, сколько из задуманного тобой еще не сделано и как мало, в сущности, времени осталось для того, чтобы задумки эти реализовать, радость от того, что подошел очередной твой юбилей, как-то смазывается. К сожалению, это так…

 Вдобавок далеко не самое, увы, радужное сейчас в стране время для культуры и для тех, кого принято красиво называть ее мастерами. Особенно на периферии. Потому что основная беда «эпохи перемен», в условиях которой вот уже два с лишним десятка лет наша страна живет, – это то, что в столицах, в федеральном центре часто забывают: Россия – это не только Москва и Санкт-Петербург. Ведь даже при всем своем самом искреннем и горячем желании региональные и муниципальные бюджеты, на плечи которых теперь, по ныне действующему законодательству, переложена центром львиная доля заботы о культуре «на местах», просто не в состоянии самостоятельно, в одиночку, решать все проблемы, в этой сфере на сегодняшний день накопившиеся и продолжающие накапливаться. У них, элементарно, возможностей таких в обрез– богатых регионов-доноров в России не так много. Один из показательных примеров чему – наша республиканская Госфилармония, где уже который год длится и длится капитальный ремонт…

– Без полных острой тревоги и горечи размышлений о том, что в России за постперестроечные годы резко упал престиж классического, академического музыкального образования, и о том, что классика, загнанная на отечественном телевидении, где бушует мутный «девятый вал» низкопробной «попсы», в «резервацию» канала «Культура», стремительно становится у нас в стране «музыкой не для всех», сегодня не обходится практически ни одно интервью с вашими коллегами из руководства российского Союза композиторов. И тем не менее на этом фоне Осетия, несмотря ни на что, сумела сохранить в нашем регионе свои позиции лидера в сфере подготовки молодых музыкальных кадров. А наш республиканский Союз композиторов – самый сегодня представительный и творчески активный на Северном Кавказе…

 – В его рядах сейчас – 19 членов. Так что наша «цеховая» творческая организация – действительно самая многочисленная в масштабах СКФО. А особенно радует, что есть в нее приток молодежи. И молодежи яркой.

 И еще очень и очень радует, что опять начинают потихоньку заполняться сегодня классы наших музыкальных школ, что приходят в них чудесные, одаренные, целеустремленные ребята, которые блистают на российских и международных конкурсах, срывают овации, выступая в серьезных, «взрослых» концертах, сами сочиняют музыку… России ведь очень больно аукнулось то, что в конце сложных 1980-х – начале «лихих» 1990-х популярность академического музыкального образования на ее просторах резко упала. «В музыканты» тогда очень мало кто шел – талантливая молодежь ринулась в юристы и экономисты… Результат печален: сейчас все провинциальные российские оркестры страдают от нехватки кадров. Еще и потому, что яркие дарования из «глубинки» рвутся в Москву и Санкт-Петербург, где зарплата в симфонических оркестрах – от 30 тысяч рублей и далее по восходящей до бесконечности…

 Культура в России привыкла жить надеждами. И искренне хочется верить сегодня в новые добрые перемены на ее «горизонте». Потому что деятели культуры должны заниматься именно тем, что составляет суть их профессии и их призвания – то есть творчеством. Чтобы была от этого отдача «по полной». А не тем, чтобы сражаться за выживание, что-то где-то выбивать, просить, искать спонсоров… Почему учитель музыки у нас в стране не приравнен сегодня по своему статусу и по величине заработной платы к учителю математики или литературы? Почему десятилетиями не обновляется материально-техническая база музыкальных школ и сельских клубов в глубинке, да и не только в глубинке? Почему тот же Большой театр в конце концов превратился нынче в «закрытый зал для VIP-персон», куда простые рабочий или педагог начальных классов не в состоянии купить билет? Почему длятся и длятся в России непонятные эксперименты в сфере музыкального образования, которое считалось в свое время лучшим в мире? Горькие вопросы, но ответы на них искать и давать надо. И надо здесь что-то менять…

– И наконец вопрос для юбилейного интервью очень дежурный, но без него – тоже никуда. Что для вас Музыка, Ацамаз Владимирович?

 – Если честно, мальчишкой я о профессии музыканта абсолютно не мечтал. Скорее уж о профессии врача – вот туда меня и вправду тянуло… То, что я, насколько смог и сумел, как музыкант все-таки состоялся – всецело заслуга моей мамы, которая во мне разглядела эту искорку. Мамы, поднимавшей меня в одиночку, без отца… И поэтому «мама» и «музыка» – слова для меня одинаково дорогие и святые. И неразделимые.

 А что касается новых творческих проектов… В мае, под занавес этого музыкального сезона, во Владикавказе в исполнении симфонического оркестра Госфилармонии состоится премьера двух моих новых сочинений – «Провинциальной симфонии» и фортепианного концерта. Этим и отмечу юбилей. А уж какими получились эти сочинения – судить слушателю…

Беседовала Е.КОВАЛЕНКО,
«Северная Осетия», 17.02.2012