Осетия Квайса



Измаил БУРНАЦЕВ: «Комедии нужны, как воздух. Они помогают решать проблемы, даже политические»

Bur-4Ольга РЕЗНИК

Сегодня исполняется 70 лет со дня рождения известного в Осетии кинорежиссера, заслуженного деятеля искусств РСО-Алания, заслуженного работника культуры России Измаила БУРНАЦЕВА. В творческой копилке кинематографиста около 40 картин – художественных, документальных. И за каждой из них, без преувеличения сказать, вьется свой дымок истории.

Да что там говорить, телефильмы Измаила Бурнацева узнаваемы. Они давно уже стали классикой осетинского кинематографа. «Сюрприз», «Семейная драма», «Сбереги башню», «Чегери», «Возвращение Урузмага», «В одной связке», «Тайна бронзовый головы», «Крутизна», «Диалог», «И оглянулся путник», «Дезертир», «Волшебная папаха», «Буйный Терек», «Горская новелла»…

Список можно продолжать и продолжать. Главное же, что все эти киноленты наглядно демонстрируют неравнодушие их постановщика к происходящему вокруг, его стремление разглядеть красоту и поделиться ею с окружающими, знание материала, любовь к своей профессии.

Поэтому неудивительно, что фильмы Бурнацева так полюбились зрителю. Как не удивительно и то, что многие из них были отмечены дипломами и призами на всевозможных кинофестивалях. Сам же Измаил Бурнацев в 2006 году за заслуги в области телевидения  международным фондом «Меценаты столетия» был награжден орденом «Честь и польза», а чуть раньше на Международном телекинофоруме в Ялте за фильмы и программы, созданные при  непосредственном его участии, получил специальный приз жюри, а также призы города Москвы и «Парламентской газеты».

К этому времени Измаил Петрович уже возглавлял Северо-Кавказский филиал Межгосударственной телерадиокомпании «Мир», оказавшись, таким образом, в центре важнейших событий, происходящих в самом «горячем» регионе России. При этом все сюжеты, отснятые творческим коллективом во главе с Измаилом Бурнацевым, отличаются не только оригинальным художественным решением и высоким изобразительным вкусом, но и  глубокой гуманистической наполненностью.

Сегодня, оглядываясь назад, на самое начало творческого пути, Измаил Бурнацев признается, что в детстве вовсе не грезил о кино, как многие его сверстники. Просто так распорядилась судьба, что он связал свою жизнь с кинематографом.

– Неужели, правда, ни когда не мечтали снимать кино или сниматься в кино?

– Не мечтал, но в кино ходить любил. Жил я на проспекте Сталина. Так во времена моего детства называлась главная улица Владикавказа – проспект Мира. Неподалеку находился кинотеатр «Гигант». Вот мы, мальчишки, и бегали смотреть интересные фильмы: трофейные «Дама с камелиями», «Тарзан»; советские «Смелые люди», «Застава в горах», «Джульбарс». Не всем из моих приятелей удавалось тогда попасть в кинотеатр. И я им эти картины пересказывал – в лицах. Но тогда даже предположить не мог, что буду работать в кино. Хотя к искусству, творчеству меня всегда тянуло.

– Как же так случилось, что вы связали жизнь с важнейшим из искусств?

– По окончании  школы я пошел зарабатывать двухгодичный стаж, чтобы потом поступить в институт. И устроился работать в Северо-Осетинский телецентр сначала ассистентом радиомеханика, потом сам стал радиомехаником, позже оператором. В то время на телевидении в прямом эфире шли театральные спектакли. Работал я старательно, и мое рвение было замечено. Совершенно неожиданно мне предложили попробовать поступать во ВГИК. Из республики тогда поехал далеко не я один. В общем, кто больше баллов наберет, тот и будет учиться. И… я поступил.

БУРНАЦЕВ: «Студенческие годы были удивительными»...

Измаил БУРНАЦЕВ: «Студенческие годы были удивительными»...

– Какими вам запомнились студенческие годы?

– Студенческие годы были удивительными. Главное, что они были отмечены общением и знакомством с такими великими мастерами советского кино, как Лев Кулешов, Михаил Ромм, Сергей Герасимов. Мне посчастливилось слушать их лекции…

– По окончании института не  было желания остаться в Москве?

– Знаете, многие приезжие хотели тогда остаться в Москве. Но я рвался домой. Ведь у нас на телевидении появилась редакция кино. Тогда государственная политика была направлена на развитие национального кинематографа.

– Вы ведь учились на операторском факультете?

– Да, но с замахом, что стану режиссером. Первое время доводилось порой быть самому и оператором, и режиссером, а иногда даже и сценаристом. Когда по Центральному телевидению были показаны отснятыми мною фильмы, то приказом председателя Гостелерадио СССР мне была присвоена квалификация режиссера.

– Я знаю, что уже ваши дебютые картины – а это были документальные фильмы – имели большой успех. Самый первый из них «Непокоренные» в 1969 году на смотре киноискусства в Саратове был удостоен диплома Союза кинематографистов СССР. Припомните, о чем был этот фильм?

– «Непокоренные» – это четыре новеллы об интересных, удивительных людях, выстоявших в сложнейших жизненных ситуациях.

На съемочной площадке.

Весь в работе (на съемочной площадке).

– Следующий ваш документальный фильм «Плавка» в 1971 году завоевал диплом 4-го Всесоюзного фестиваля в Минске. Фильм «Верность» в 1973 году в Ташкенте получил приз жюри 5-го Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов. О чем тогда снимали кино, что было в центре внимания кинематографистов?

– О людях труда, преданных своему делу, которое выполнялось с любовью. О лучших человеческих качествах и устремлениях. Об этом мы как раз и пытались рассказать в фильме «Верность», который состоит из четырех новелл.

– Как известно, людям хорошо работается в слаженном, дружном коллективе, в кругу единомышленников. Расскажите, пожалуйста, что за атмосфера царила на нашей студии телевидения, когда вы только начинали там работать?

– На телевидении тогда было много молодежи. Кто-то пришел по окончании  института, кто-то – из самодеятельности. Все горели, работали с интересом. Становилось на ноги осетинское кино. Приезжали такие известные мастера, как Юрий Чулюкин, Иоаким Шароев. Они ставили здесь кино. А наши ребята у них учились. Мы занимались настоящим делом. И даже в качестве рабочих принимали участие в строительстве кинокомплекса.

Bur-10Хорошо помню, какой восторг у всех нас вызывали подводные съемки, выполненные Мироном Темиряевым в фильме «Человек-амфибия». Помню, как встретился Мирон с Михаилом Казаковым, который приезжал к нам и выступал на нашем телевидении. Мы еще с ним сфотографировались на память. Встали вдвоем на ступеньках, ноги одинаково поставили, руки скрестили. Думали, что мы похожи.

– И где сейчас эта фотография?

– Мои родственницы–девчонки ее утащили. После выхода «Человека-амфибии» Казаков был всеобщим кумиром.

Из тех, с кем работал в те годы, хорошо помню Роберта Меркуна. Он сейчас режиссер в Санкт-Петербурге. Рафика Гаспарянца, Михаила Немысского, Игоря Притулу (светлая ему память). Все это люди известные. Потом пришел Алан Себетов. С ним я в основном и работал. Он прекрасный оператор.

– И какой первый игровой фильм вы поставили?

– «Сюрприз». Потом была «Семейная драма». Меня всегда тянуло больше к комедиям. Озвучивали «Сюрприз» на «Мосфильме». «Семейную драму» – здесь. Поэтому в профессиональном плане эта картина менее совершенна. Зато в ней остались голоса актеров, которые снимались. А это очень ценно.

Хорошо помню, когда озвучивали «Сюрприз», женщины на «Мосфильме» смеялись до слез. У них начинала течь тушь. Они выходили, приводили себя в порядок. Возвращались опять красивыми. И все опять начиналось сначала. Женщины вновь хохотали, опять текла тушь. То же самое было и во время съемок «Сюрприза» в ауле Лац в Куртатинском ущелье. Собирался народ. Все хохотали. Мы отвлекались.

А вообще «Сюрприз» нам с автором сценария Владимиром Гутновым преподнес тот еще сюрприз. Мы ведь и не подозревали, что сняли фильм с политическим подтекстом. Но когда «Сюрприз» прошел по Центральному телевидению, к нам мгновенно прилетел из Москвы куратор. Собрали совет. Оказывается, зоркие цензоры нашли в картине политический невыдержанный момент, не те призывы.

– Что-то я не припомню в этой веселой комедии никаких политических призывов.

– А их усмотрели в том эпизоде, где персонаж, сыгранный Исаком Гогичевым, повиснув на дереве, восклицает: «Лучше построить новый дом, чем ремонтировать старый». А потом его внук-сорванец выкрикивает: «Ура! Мы будем строить новый дом!»

Зато, когда началась перестройка, о нас с Гутновым заговорили как о предвестниках грядущих перемен. А мы на самом деле всего лишь хотели сделать смешную вещь.

– Да, забавная история. Но ведь смешная вещь у вас в итоге и получилась. О «Сюрпризе» восторженно отзывался известный грузинский кинорежиссер Тенгиз Абуладзе. Он дал высокую оценку картине, сказав, что «эта работа осетинских кинематографистов относится к тем редким произведениям искусства, в которых проглядывается искра Божья его создателей». Да и о других ваших фильмах было много хороших отзывов. Поставленная вами картина «Горская новелла», к примеру, на 8-м Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов в Баку завоевала приз жюри. К тому же, она явно полюбилась зрителям. Ее неоднократно показывали по Центральному телевидению в День учителя. А у вас самого среди отснятых вами картин есть любимая?

– Любимая? Трудно сказать… Профессия режиссера дотошная и сложная. К тому же мы работали в чрезвычайно непростых условиях. У нас была студия «Телефильм». А это значит, что нормативы с Госкино СССР были разные. Во всем. Даже в сроках производства. У нас были более короткие сроки, меньшая смета. В общем, все заниженное. Поэтому работать было чрезвычайно сложно.

На съемках фильма «Чегери». Измаил Бурнацев – слева. Рядом с ним – дагестанский писатель Ахмедхан Абу-Бакар.

На съемках фильма «Чегери». Измаил Бурнацев – слева. Рядом с ним – дагестанский писатель Ахмедхан Абу-Бакар.

Помню, председатель Госкомитета по телевидению и радиовещанию Северной Осетии Ахсарбек Агузаров, бывало, подтрунивал: «Вы же не Феллини». А я ему отвечал: «Эх, если бы Феллини хоть раз снимал в таких условиях».

Я почему это вспомнил? Сложные условия не давали возможности довести съемочный процесс до той степени совершенства, которой я хотел достичь. Успокаивать себя можно было словами великого Ромма, который говорил: «Если вы реализуете 10 процентов задуманного, считайте, что вам повезло». Но мы не реализовывали и этих 10 процентов. Поэтому только сейчас я пытаюсь что-то улучшить. Где есть возможность сократить, сокращаю. Как говорят скульпторы, отсекаю лишнее.

А любимый фильм… Наверное, все-таки «Сюрприз».

– Мне бы хотелось поговорить о еще одной вашей картине – «Буйный Терек». Тем более, что в этом году у нее тоже юбилейная дата – 30 лет. Этому фильму, повествующему о революционных событиях на Тереке, в свое время  высокую оценку дал видный советский режиссер и сценарист Владимир Мотыль. Он, в частности, отмечал, что, воссоздавая события гражданской войны в фильме «Буйный Терек», вы пропустили их через свое субъективное восприятие. А это наиболее плодотворный путь создания исторических картин. Как вам такое удалось? Все-таки гражданская война, отдаленное прошлое…

– Да, вы правы, эта кинолента была отснята в 1981 году, то есть 30 лет тому назад по сценарию Ахсарбека Агузарова – народного писателя Осетии, председателя Госкомитета по телевидению и радиовещанию нашей республики. Мы его считаем зачинателем осетинского кино.

На съемках фильма «Буйный Терек».

На съемках художественного фильма «Буйный Терек».

Но во время съемок фильма «Буйный Терек» мы с Ахсарбеком Татаркановичем оказались, как говорится, на разных полюсах. Он преследовал политические цели – показать революцию на Северном Кавказе. Меня же (и это я просил учесть Ахсарбека Агузарова при  работе над сценарием) гораздо больше интересовала человеческая драма, что разыгралась в семье царского полковника Дзандара. Один из его сыновей, роль которого играл известный чеченский артист Дагун Омаев, оказался в стане белых, другой (в этой роли зрителям полюбился наш Валерий Цариев) сражался на стороне красных.

В общем, с Ахсарбком Агузаровым мы спорили до хрипоты. Он был человек очень эмоциональный. Случалось, очки разбивал об пол, телефон мог разбить. Но очень талантливый был человек, с юмором. Нас всех любил. Хотел, чтобы я снимал его фильм. Мы, по большому счету, дополняли друг друга.

Словом, я так и не сумел до конца переломить ту сценарную канву. Если бы была снята вторая серия, как изначально планировалось, может быть, что-то у меня и получилось бы.

– А почему не удалось снять вторую серию картины?

– Вы, наверное, помните, какие драматические события происходили в 1981 году в нашей республике. После них поснимали все руководство, в том числе и председателя Госкомитета по телевидению и радиовещанию…

Кстати, именно Ахсарбеку Агузарову мы обязаны тем, что столицей телевизионного кино Северного Кавказа стал наш Владикавказ. Комиссия из Москвы, решавшая тогда тот вопрос, первым делом приехала сюда, в Северную Осетию. А Ахсарбек Агузаров как хороший стратег посоветовал москвичам проехаться по республикам Северного Кавказа, уверяя, что все столицы автономных республик достойны того, чтобы стать центром регионального телевизионного кино. В итоге, исколесив весь Северный Кавказ, комиссия вернулась к нам. Как оказалось, Агузаров был единственным председателем республиканского Госкомитета по телевидению и радиовещанию, высказавший мнение, что и другие тоже достойны…

– Да, любопытная история. Тянет на сюжет для комедии. Как-то, заполняя одну из анкет, в графе «увлечения» вы написали: «только кинематограф». Интересно, а какова сегодня ваша кинематографическая мечта? О чем хотелось бы поведать миру?

– Сказав о сюжете для комедии, вы попали в точку. Именно хорошую современную комедию на осетинскую тему я бы и хотел снять. Последней была «Волшебная папаха». И то давно. Потом не было возможности снимать комедии, да и вообще игровое кино. А они нужны, как воздух, потому что помогают решать проблемы, как показала жизнь, даже политические.

– Что же нужно для того, чтобы ваша мечта осуществилась?

– Нужно возродить осетинский кинематограф. Хотелось бы, чтобы было восстановлено игровое кино. А такое невозможно без государственной поддержки. Да и одна республика такую ношу не потянет. Создание Северо-Кавказской студии поможет в решении многих наболевших проблем, в том числе и информационных. Это была бы реальная возможность достучаться до зрителя, показать и другой Северный Кавказ, который зрители не знают. Ведь в нашей жизни так много доброго, позитивного. Между тем «лицо кавказской национальности» в представлении многих – это злодей. Такие вот нынче сложились стереотипы. И в наших силах их разрушить. Важное место в этом отводится игровому кино, которое, помимо всего прочего, призвано воспитывать. А хорошее, правильное воспитание, основанное на лучших традициях предков,  – это ведь как раз то, чего так не достает в настоящее время подрастающему поколению.

– С вами трудно не согласиться. Что ж, остается только пожелать, чтобы сбылись все ваши надежды и мечты. А мы будем ждать от вас веселую, искрометную комедию, да такую, что намекнет нам о наших проблемах и подскажет, как их разрешить. Новых вам творческих успехов, счастья, здоровья, радости! С юбилеем!