Осетия Квайса



Годы, отданные музыке и детям

Она приехала на учебу восьми лет от роду, и ей сразу дали понять, что следует заниматься много и серьезно. В десятилетке при Тбилисской консерватории изучались не только спецпредметы по музыке, но шла учеба и по обычной школьной программе. Нагрузка была большая но, догнав и перескочив через классы в течение двух лет, Марина параллельно училась в пятом классе, успевала по всем музпредметам, включая школьную программу. Приходилось заниматься часами по фортепиано, а заодно делать домашнее задание по математике, русскому языку…

Это было время больших эмоциональных и физических нагрузок. Чтобы поддержать дочь, в музыкальную школу поступил и отец Марины, Георгий Тедеев – народный артист ГССР, директор и преподаватель музыкальной школы №1, талантливый танцор, один из лучших исполнителей плавного танца на носках. Он сел за школьную парту, чтобы помочь Марине в преодолении житейских трудностей. Теперь это только воспоминания о прошлом, но она на всю жизнь останется признательна своему отцу.

За спиной Марины Тедеевой годы обучения на фортепианном отделении в консерватории, затем началась преподавательская деятельность в своем родном Цхинвале. Способный музыкант и педагог, она обладает почти фотографической музыкальной памятью, удерживающей во всех подробностях любое услышанное произведение.

С 1967 года Марина Тедеева работает преподавателем музыкальной школы №1 и в музыкальном училище. «Приходилось нелегко, в те годы считалось престижным получить музыкальное образование, конкурс в музыкальную школу был высокий, детей было много, мы приходили на учебу в 9 утра и уходили поздно вечером. Многие из моих учеников продолжили музыкальное образование, и сейчас они преподают по всей республике и даже за ее пределами», – вспоминает Марина Георгиевна.

Выучиться музыке самостоятельно сложно, поэтому Марина Георгиевна считает работу учителя музыки хоть и интересной, но нелегкой. Ведь до ребенка следует донести каждую деталь, суть музыкального произведения, интонацию, метро-ритм. Показать, покорить красотой заданного музыкального произведения. Такая работа требует длительных усилий. Нередко совместные и увлеченные занятия музыкой переходили в привязанность и дружбу на долгие годы, и сейчас отовсюду ее благодарные ученики присылают поздравления и пожелания доброго здоровья.

Почти 30 лет Марина Тедеева проработала завучем в первой музыкальной школе. С 2000 года она директор школы. За все эти годы Марина Георгиевна руководила своим коллективом как опытный стратег и тактик. При этом, несмотря на нелегкие условия работы постсоветских перемен и военного времени, учебный процесс в школе никогда не останавливался. Все занятия проходили по утвержденному учебному плану: зачеты, концерты, экзамены, все так, как требует академическая программа музыкального воспитания и образования.

«Это сейчас у нас отопление, новый ремонт, уютно, красиво. А тогда приходилось договариваться заранее о поставках дров. Мы закупали дровяные печки в каждый класс. Спасибо педагогам школы, сколько им пришлось перетаскать дров. Мы ни разу не остановили учебный процесс. Даже во время открытых концертов мы ставили печки в концертный зал. Теперь, наконец, дети сняли куртки, пальто, в общем, у нас прекрасные условия для учебы и работы», – говорит Марина Тедеева.

Она гордится своим коллективом. Под ее руководством уже многие годы работают опытные и грамотные педагоги. Люди, увлеченные своей работой, трудятся добросовестно и ответственно.

Судьба Марины Георгиевны складывалась так, что к ней всегда тянулись люди талантливые и одаренные. Мастерство великолепного пианиста, профессионализм высоко ценил основатель и директор музыкального училища, композитор Феликс Алборов. Их творческий союз длился не один год.

«Феликс Шалвович практически под мою игру шлифовал свои фортепианные произведения. Мне он доверял их первое исполнение. Так случилось и с его знаменитым «Экспромт-посвящением», который Феликс посвятил великому Васо Абаеву. После моего исполнения он внес еще некоторые правки, затем подарил свой рукописный текст», – вспоминает она.

Музыкальная общественность Осетии единодушна во мнении, что Марина Тедеева является виртуозным и непревзойденным исполнителем фортепианных произведений Феликса Алборова.

В 1973 году она связала свою жизнь с Георгием Джиоевым, который прошел с ней путь от лаборанта кафедры математики и физики, работавшего над диссертацией, до ректора Юго-Осетинского госуниверситета. Человек степенный и порядочный, Георгий Алексеевич удержал и вытянул университет из кризиса после долгих военных лет. Глубоко преданные друг другу, они смогли сохранить искренние теплые чувства на многие годы. Их семейный союз – это школа положительных взаимоотношений в браке. Теперь, после невосполнимой утраты, в семье Марины Тедеевой растет внук, тоже Георгий Джиоев. Живой, общительный, любимец бабушки.

В новых условиях Марина Георгиевна полна новых планов, под ее руководством обновляется преподавательский состав, приходят на работу молодые учителя музыки. Музыкальная школа расширила возможности для получения музыкального образования для цхинвальских ребятишек. В школе, помимо фортепиано, скрипки и аккордеона, открылись новые классы гитары и вокального исполнительства.

Она целиком отдается работе в школе. Здесь проходит вся ее жизнь. То, что запланировано, обязательно будет исполнено. Практически весь рабочий день расписан по минутам. Ежедневный рутинный труд учителя музыки требует немалых сил. Впрочем, он не будет во благо, если труд будет только учебным. Поэтому концерты, подготовка к ним, репетиции, подбор произведений – это непрерывный процесс обучения, где учитываются любые мелочи. Вместе с тем концертная деятельность не ограничивается стенами школы.

«В тесном содружестве с министерством культуры мы возобновили выездные концерты. Сейчас провели только один в интернате, но думаем, сможем охватить и районные школы. Это даст возможность попрактиковаться нашим ученикам в концертной деятельности. Для этого необходимо связывать обучение с исполнительской практикой», – говорит Марина Тедеева.

В ней всегда живет большой музыкант. Она зачастую музицирует в своем кабинете, играя с легкостью Шопена, Листа, Бетховена, Прокофьева и других.

«Часто руки сами вспоминают текст, иной раз достаточно сыграть два такта, и сразу весь материал всплывает в памяти. Начав играть, я вспоминаю, как будто учила только вчера. Я только так могу отдохнуть», – говорит Марина Георгиевна.

Она никогда не подвергала сомнению тот факт, что способности обязательно проявятся только тогда, когда стремление к знаниям принимают характер каждодневного труда, тем более в музыкальном воспитании и образовании. Почти 40 лет для Марины Тедеевой музыкальное воспитание детей – одна из главных задач, многое делается для того, чтобы дети с радостью приходили в музыкальную школу, неважно, на каком инструменте они предпочтут обучаться. Важно работать с детьми так, чтобы их увлечь и заинтересовать – убеждена она…

За большие заслуги в области музыкальной культуры Южной Осетии Марине Тедеевой присвоено звание «Заслуженного деятеля культуры РЮО». Как и прежде, она верна традициям музыкального образования и воспитания. Учиться музыке, как показывает время, нужно. Это благотворно влияет на духовный мир каждого из нас.

Тамара КОТОЛОВА
«Южная Осетия», 8.03.2013