Осетия Квайса



Прогулки по истории Осетии. Мелодика нартских сказаний

ironКамилла БАДОЕВА

70 лет назад, 11 апреля 1941 года, во Владикавказе открылся слет сказителей нартского эпоса. Для звуковой документации исполнения народными певцами нартских сказаний кабинет по изучению музыкального творчества народов СССР при Московской государственной консерватории, учитывая огромное значение проводимой работы, представил Управлению по делам искусств при СНК Северо-Осетинской АССР новейшую высококачественную звукозаписывающую установку.

Запись производилась на целлулоидные грампластинки и, как писал в газете «Социалистическая Осетия» организатор мероприятия, композитор, аспирант Московской консерватории Михаил Душский, она «может быть сейчас же воспроизведена на обыкновенном патефоне».

За первые три дня были прослушаны 10 сказителей, прибывших из различных районов Северной Осетии. Наиболее интересные сказания, героические, обрядовые  песни и танцевальные мелодии были отобраны специальной комиссией, в которую входил композитор Душский, и записаны на пластинки.

Все мероприятие длилось в Доме учителя во Владикавказе почти месяц. Как сообщалось в газете «Социалистическая Осетия» от 22 апреля 1941 года, в столицу республики прибыла новая группа сказителей из селений Заманкул, Кобань и других.

У сказителя П.Каммарзаева (сел. Заманкул) записаны напевы «Бораевы и Алборовы», «Как нарт Сырдон» перехитрил алдара», «Песнь о девушке и юноше». Сказитель Х.Дзампаев (сел.Кобань) напел сказания «Охота нарта Урызмага и Созрыко», Сказание о сыне нарта Хамыца» и др.

Позже Михаил Ильич напишет: «Нами были записаны 23 нартских сказания и 19 нартских  танцевальных мелодий. Кроме того записан целый ряд старинных народных песен (исторических, героических, застольных и шуточных) и современные народные песни. Наибольший интерес представили записи, произведенные от сказителей Гусова, Цопанова, Каргиева, сопровождавших свое исполнение игрой на осетинском смычковом инструменте – фандыре».

Историческое чудо, что эту важную работу удалось начать – и так основательно – незадолго до начала Великой Отечественной войны. Как повезло Осетии и в том, что неутомимым организатором и вдохновителем стал Михаил Душский. К великому сожалению, талантливый композитор и энергичный собиратель музыкальной культуры народов СССР Михаил Душский погиб на фронтах Великой Отечественной войны. И работа, начатая им, не нашла своего столь важного продолжения.

Значение записей мелодий нартских сказаний, произведенных в апреле 1941 года Душским, подчеркнул выдающийся осетинский композитор, автор монографии «Музыкальная культура осетин» Феликс Алборов.

«Эпические сказания в музыкальном фольклоре осетин представлены в основном песнями-сказами о героях Нартовского эпоса. Как известно, это монументальное творение осетинского народа дошло до нас в поэтической форме, в прозе и как эпическая песнь (кад?г). Прозаическая и поэтическая формы изучены несоизмеримо больше и глубже, нежели форма музыкальной их передачи. Ограниченное количество нотированных образцов напевов осетинских Нартовских сказаний в значительной степени затрудняет ретроспективный обзор многовековой традиции…»

Таким образом, 70 лет назад был сделан шаг, который позволил сберечь часть бесценного музыкального наследия народного творчества осетин.

Читайте также:

24.08.2010 Осетинская рапсодия Михаила ДУШСКОГО