Осетия Квайса



Праздник святилища Аргом

В минувшее воскресенье в селении Дарг-Кох отметили праздник почитаемого ими святилища Аргом. Этот праздник местные жители называют Дзуары бон, или Татартуппы бон. Святилище, расположенное на холме правого борта балки, спускающейся со склонов Кабардино-Сунженского хребта, было основано еще в ХIХ в. Время возникновения его точно не известно, но, вероятнее всего, это связано с датой основания селения Дарг-Кох на новом месте.

Дело в том, что Равнинный Какадур был основан переселенцами из Горного Какадура в 1824 году сначала в 2-3-х километрах севернее нынешней Гизели, где оно просуществовало 17 лет.

В марте 1841 года по предложению властей состоялось очередное переселение, но уже севернее и в более сухие места – на правый берег Терека, западнее с. Заманкула. Как отмечалось в рапорте владикавказского коменданта полковника Широкова от 13 сентября 1841 года кавказскому начальству, переселение произошло «в местечко, именуемое Дарг-Кох (Длинный лес), между деревнями Карджин и Заманкул, с образованием тут селения с одноименным названием».

Автор известного труда «Топонимия Северной Осетии» А.Дз.Цагаева подтверждает, что название селения возникло от хребта «Даргъ-Кохы рагъ» – «Даргкохский гребень», буквально Гребень у длинной рощи. Лесной хребет у северо-восточных окрестностей с. Дарг-Кох и дал название селу.

Переселение возглавлял старшина Хатахцико Жантиев (Дзантиев). Всего переселилось 28 дворов со 196 жителями. Старое селение было основано у подножия Кабардино-Сунженского хребта и располагалось на левом борту балки, тогда как святилище покровителя селения возникло на правом борту. Но и это селение просуществовало недолго. Из него жителям из-за нехватки питьевой воды вновь пришлось уже в третий раз переселиться туда, где было много воды и земли. Переселились ближе к урочищу Туаце на правобережную часть р. Камбилеевка, между селениями Карджин и Брут, на место современного селения Дарг-Кох.

По установившейся традиции, праздник этого святилища отмечается после уборки урожая (в последнее воскресенье сентября). Сначала в самом селении по кварталам (сых) и по очереди, а затем в первое воскресенье октября он отмечается возле самого святилища на склонах Кабардино-Сунженского хребта, где для проведения праздника еще в советское время были построены навес и помещение для хранения культового инвентаря.

Нынешний праздничный день выдался на славу. По рассказам местных жителей, как правило, в День святилища бывает хорошая погода; даже если с утра небо хмурится, то к началу молений оно проясняется.

Организаторами праздника выступили Совет старейшин и местная администрация с. Дарг-Коха во главе с Зелимом Таймуразовичем Дигуровым. Он проходил под покровительством хранителя святилища (дзуарлагом) Елкана Георгиевича Калоева. По его словам, совершая определенный ритуал и трижды обходя святилище, он молится о мире и благополучии, здоровье и успехах своих земляков, особенно подрастающего поколения.

Старейшие жители селения Борис Тимофеевич Алдатов, Темиркан Михайлович Уртаев, Заурбек Хазбаевич Мазлоев, Константин Татарканович Есенов, Руслан Батырбекович Беликов, Тасолтан Садуллаевич Дзебоев и другие их ровесники вознесли молитвы Всевышнему. Сопровождались торжества выступлением хора героической песни Кировского района из с. Эльхотова под руководством Руслана Мильдзихова и директора районного Дома культуры Светланы Басаевой.

Мне как краеведу было интересно наблюдать за происходящим. Люди не только говорили о традициях предков, но и следовали им во всем. Накануне была благоустроена территория, выкошена крупнотравная растительность, подготовлены площадки для автомобилей. Завезли бочки с квасом и прохладительными напитками. Под навесом расставили длинные столы с осетинскими пирогами, мясом, «нартским» пивом. За главным праздничным фынгом (столом) уважаемые старцы произносили тосты с пожеланиями благополучия всем собравшимся.

Для молодежи были устроены соревнования по армрестлингу, перетягиванию каната и другим видам спорта.

Для подпитки аппаратуры был завезен дизельный генератор, так что весь день звучала музыка. Окружающие святилище склоны, покрытые бородачевой степью, радовали глаз осенним нарядом. Ласкающий ветерок разносил запах ритуального очага.

…Разъезжались, увозя в своих сердцах частичку этого огня, объединенные ощущением близости к малой родине, возможностью прикоснуться к древним верованиям предков, отдать дань родным традициям и обрядам.

К.ПОПОВ
«Северная Осетия», 10.10.2014