Осетия Квайса



Из истории благотворительности в Осетии

Заседание благотворительного обществаФеликс КИРЕЕВ

Сегодня мы все чаще говорим о благотворительности, о том, что необходимо помогать ближнему, при этом еще не так давно к этому понятию было совсем иное отношение. В Большой советской энциклопедии 1927 года о благотворительности сказано как о явлении, свойственном классовому обществу. Социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности.

Возможно, в советские времена благотворительность и не была нужна, так как по сути этим занималось государство, но в наши дни при нынешней рыночной экономике, похоже, без благотворительности не обойтись. Настало время вспомнить лучшие традиции благотворительности в России и следовать определению из словаря Брокгауза и Ефрона (1891г.): «Благотворительность – проявление сострадания к ближнему и обязанность имущего спешить на помощь неимущему».

В Российской империи благотворительностью была помощь нуждающимся со стороны организаций, государственных учреждений, церкви и частных лиц. Она вызывалась различными мотивами: состраданием, сознанием гражданской солидарности между членами общества, нравственными воззрениями, патриотизмом, желанием получить признательность со стороны правительства, которое всячески поощряло благотворительность. Государство руководствовалось, в том числе и стремлением устранить социальную опасность, источником которой было нуждающееся население. Благотворительность в России являлась не только проявлением милосердия отдельными лицами и организациями, это была целая система со своими традициями и порядками.

Представители императорской фамилии, формируя традицию, подавали пример, привлекали общественность к благотворительности и покровительствовали благотворительным фондам и обществам. Одно лишь Ведомство  учреждения Императрицы Марии (основано в 1797г.) к началу XX века насчитывало 683 благотворительных обществ и заведений, приютов, богаделен и др. Всего же в Российской Империи к 1902 году функционировало 11040 благотворительных учреждений. Действовало 19108 приходских попечительских советов.

Юбилейный знак Императорского человеколюбивого общества.

Юбилейный знак Императорского человеколюбивого общества.

Не оставалась в стороне от благих дел и Терская область. 15 июня 1880 года было учреждено Владикавказское благотворительное общество, охватывающее своим влиянием всю область. Во главе него традиционно становилась первая дама в области. Ею была супруга начальника Терской области (он же – наказной атаман Терского казачьего войска). Если начальник области был вдовцом или не женат, то главой благотворительного общества избиралась супруга другого влиятельного лица, например атамана Сунженского отдела ТКВ.

Членами благотворительного общества становились чиновники и офицеры, состоящие на службе, отставные состоятельные граждане и все желающие оказывать помощь бедным. Ежегодно они вносили определенный взнос в фонд общества, не считая различных других расходов. На средства благотворительного общества во Владикавказе  существовало дневное убежище для детей на 40 человек и женская богадельня.

Дневное убежище для детей, открытое в 1899 году, посещали исключительно дети из беднейших семей в возрасте от 1 года до 9 лет. Убежище выполняло функции современного детского сада с той лишь разницей, что и питание, и обслуживание детей здесь были бесплатными. И воспитательницы, жены чиновников, офицеров работали на добровольных началах, бесплатно. Наблюдение за состоянием дел в убежище приняла на себя жена городского головы Мария Яковлевна Фролкова.

Деньги на усиление возможностей благотворительного общества поступали различными путями. Кроме ежегодных пожертвований, регулярно устраивались различные вечера, спектакли, народные гулянья и др. Они организовывались общественностью, в основном интеллигенцией, и вся выручка шла в фонд общества или на конкретно указанные цели. В газете «Терские ведомости» постоянно встречаются такие сообщения: «Владикавказское благотворительное общество  устраивает танцевальный вечер. Вход 1 рубль. Сбор поступит на усиление средств общества», «В городском театре состоится спектакль, сбор с которого пойдет в фонд Владикавказского благотворительного общества»… Кроме того, отдельные лица на свои деньги устраивали праздники для бедных детей (особенно часто на Рождество) или давали деньги на различные нужды. Из газет тех лет мы можем узнать что: «Отставной полковник Т.Астахов устроил елку для учащихся Луковской станичной школы, на которую им израсходовано 40 рублей», «В Новоосетинском станичном училище состоялась елка на средства, пожертвованные жителями станицы, в том числе атаманом Гапузовым, священником Бабиевым, есаулом Татоновым, казаками Гуржибековым, Агоевым, Тургиевым, Тускаевым и др.».

Кроме заботы о детях, Владикавказское благотворительное общество выдавало больным, престарелым и неспособным к труду местным жителям единовременные и постоянные денежные пособия. К праздникам Пасхи и Рождества Христова бедным давали еду, одежду, обувь.

В 1892 году было открыто «Общество попечения о сиротах и бедных детях Владикавказа». Оно оказывало всякого рода помощь сиротам и детям бедных родителей. Общество содержало детский приют, куда принимались бесплатно сироты и дети бедных родителей от 2 до 12 лет. При этом дети обучались грамоте, мальчики – сапожному мастерству, а девочки – шитью и вязанию. Дано общество также занималось усыновлением детей.

С 1880 года во Владикавказе существовало «Общество вспомоществования учащимся». Его целью было оказание помощи всем без различия бедным учащимся в средних и низших учебных заведениях путем взноса платы за обучение, предоставления одежды и обуви. Окончившим учебу, но желающим продолжить обучение «Общество» выделяло денежные пособия.

плакатПри каждом учебном заведении существовали попечительские советы, в которые входили состоятельные граждане, следившие за положением дел в данном учреждении и дававшие деньги на его нужды. Например, в январе 1901 года начальник Терской области утвердил в должности почетного блюстителя Владикавказского женского мещанского училища мещанина Н.И.Жилина, который письменно выразил свое желание вносить в пользу училища по 50 рублей ежегодно. В августе 1903 года почетный блюститель того же училища П.И.Пешков пожертвовал 15 рублей на покупку учебных пособий для раздачи беднейшим ученикам, а почетный член попечительского совета Владикавказского графа Лорис-Меликова ремесленного училища Г.И.Оганов пожертвовал училищу «волшебный фонарь» и микроскоп, всего на сумму 100 рублей. Почетный блюститель Владикавказского городского Николаевского училища Х.А.Андреев в январе 1898 году пожертвовал для этого училища на выписку газет и на уплату местному госпиталю за лечение ученика Сакаева 15 рублей, а купцы Никифоров и Кауда пожертвовали соответственно по 8 и 5 рублей на покупку сладостей для учеников этого училища. В январе 1914 года председатель «Общества вспомоществования беднейшим ученикам города» врач П.Е.Митник оплатил обучение (45 рублей) девяти беднейших учеников Владикавказского 2-го городского четырехклассного училища.

Нуждами горцев занималось «Общество распространения образования и технических знаний среди горцев». Оно оплачивало учебу представителям бедных семей.

Нельзя не упомянуть местное отделение Российского общества Красного креста. Оно оказывало помощь всем нуждающимся единовременные денежные пособия, снабжало пищей и предоставляло помещения. Кроме того, Красный крест занимался сбором пожертвований для пострадавших в случае неурожая, землетрясения и других бедствий.

Отдельно существовали церковные благотворительные организации. Например «Владикавказское епархиальное попечительство о призрении бедных духовного звания» помогало нуждающимся священникам, их вдовам и сиротам.

«Михаило-Архангельское православное братство» и «Свято-Троицкое православное братство» выделяли нуждающимся денежные пособия, помогали в поиске работы, предоставляли временное жилье. Свято-Троицкое на свои средства содержало богадельню.

«Попечительное общество о трудовой помощи» оказывало помощь бездомным, не имеющим заработка, освобожденным из мест заключения и т.д. При обществе имелись ночлежный приют и трудовой пункт.

«Общество на случай смерти» выдавало пособие на погребение его членов и оказывало помощь их семьям.

Многие граждане оставляли деньги на благие дела после смерти. Так, в капитале Терского казачьего войска имелись деньги (2118 руб. 78 коп.) надворного советника Зерщикова, завещанные им в 1895 году для выдачи из получаемых на него процентов пособий двум беднейшим семействам Терского войска. Войсковой старшина Синюхаев завещал 2087 руб. 82 коп., с условием, чтобы проценты с них шли на приданное одной бедной девушке-невесте из станицы Старогладковской. Полковник Кулебякин еще при жизни пожертвовал  Терскому войску 2114 руб., чтобы проценты шли на улучшение библиотеки училища станицы Червленной, на пособия беднейшим ученикам и в награду одному из лучших учеников училища. Анастасия Золотарева пожертвовала 4 тыс. рублей в память мужа, хорунжего Моздокского казачьего полка Георгия Золотарева. Проценты с этого капитала шли на пособие беднейшему казаку станицы Наурской для снаряжения его на службу и на разговение беднейших семей той же станицы к праздниками Рождества Христова и Пасхи.

Всего Терское войско имело капиталов специального назначения на сумму около 270 тыс. руб. (на 1915 год). Кроме вышеназванных, были капиталы генерала Скобелева (3665 руб. 28 коп), генерала Тутолмина (2310 руб. 65 коп.), генерала князя Дондукова-Корсакова (3247 руб. 25 коп.), Наследника цесаревича, будущего Императора Николая II (5708 руб. 52 коп.), Эмира Бухарского Сеид-Абдул-Ахад Хана (5444 руб. 25 коп.), генерала Сафонова (2230 руб. 18 коп.), барона Бюллера (3322 руб. 96 коп.). Проценты с этих капиталов шли на снаряжение бедных казаков в армию. Проценты с капитала полковника Булгарина (около 13 тыс. руб.) были для станичных школ.  Капитал полковника Фиерковского был пожертвован  для воспитания дочери одного из офицеров Горско-Моздокского полка.

Много подобных примеров было и во Владикавказе. Вдова действительного статского советника Лидия Ивановна Иванова передала в дар городу дом по улице Форштадской (ныне Олега Кошевого), чтобы доход с этого дома поступал в пользу приюта для престарелых и увечных. А один из владикавказских купцов оставил завещание, по которому на его деньги в городской больнице содержалась одна койка для бедного пациента.

Как и народному образованию, здравоохранению в России всегда уделялось большое внимание. Во Владикавказе функционировала Михайловская (в честь наместника на Кавказе великого князя Михаила Николаевича) больница для бедных. Городские врачи в свободное от своей работы время приходили в нее и обслуживали больных бесплатно. Некоторые принимали пациентов дома. В «Терских ведомостях» можно встретить такое объявление: «Доктор Н.А.Поляков принимает бедных глазных больных ежедневно, кроме праздников, с 12.30 до 13.30 на Лорис-Меликовской улице № 38». Доктор Н.В.Яшин удостоился звания почетного гражданина города Владикавказ за то, что более 20 лет исполнял обязанности попечителя городских приютов душевнобольных и престарелых и в этих приютах бесплатно исполнял обязанности врача. Одна из улиц города до сих пор носит его имя.

Различные национальные общества также устраивали благотворительные мероприятия. «В клубе приказчиков состоится грузинский вечер, сбор с которого пойдет в пользу грузинского училища», – читаем в «Терских ведомостях». Учебные заведения могли и сами организовывать подобные вечера или спектакли в пользу бедных учеников данного училища.

Во время Первой мировой войны число благотворительных мероприятий увеличилось в несколько раз. Особенно активизировался Комитет Красного Креста, во главе которого была супруга начальника Терской области.

Стоит отметить, что высокие должностные лица, их жены не были «свадебными генералами» в благотворительных обществах. Они не только вносили деньги, но и вместе со всеми участвовали в организации проводимых мероприятий. Если это был спектакль, то они могли играть на сцене, если танцевальный или музыкальный вечер, то готовили какие-либо сладости на продажу.

Но, что особенно интересно, в газетах обязательно публиковалась информация обо всех пожертвованиях. В «Терских ведомостях» можно встретить большие (в несколько десятков имен) списки жертвователей. Особенно много их было на Рождество. Например, читаем: «Поступили пожертвования в пользу беднейших учащихся города: С.В.Каханов – 5 руб., баронесса Е.П.Штейнгель – 5 руб., барон Л.В.Штейнгель – 5 руб., М.И.Розенблюм – 10 руб., Г.С.Джанумов – 18 руб., М.М.Далгат – 5 руб., В.Е.Вербицкий – 3 руб., общество «Русский стандарт» – 20 руб., К.Н.Шерошидзе – 50 коп., Б.И.Оганов – 30 руб. и т.д.

Как видно, начальник области (С.В.Каханов) дал денег меньше, чем многие другие. Это вполне естественно, он же не купец и не промышленник, это они могли пожертвовать и 50, и 100, и даже 200 рублей, а чиновник, живущий на зарплату, не мог себе этого позволить.

День белой ромашкиКроме информации о пожертвованиях регулярно в прессе печатались подробные отчеты обо всех проводимых в области благотворительных акциях. В газете «Терские ведомости» от 17 ноября 1899 года читаем (в кратком изложении): «Танцевальный вечер с благотворительным базаром, устроенный 24 октября в пользу учреждений общества попечения о сиротах и бедных детях, собрал пожертвований – 534 руб. 30 коп., с продажи билетов и базара – 1139 руб. 35 коп., израсходовано на организацию – 57 руб. 96 коп.; чистый доход – 1018 руб. 39 коп.». Таким образом, общественность всегда знала, какие суммы собираются, кто, сколько, чего дал. Куда в итоге пошел доход. Всегда публиковались фамилии тех, кому выделялись пособия и стипендии.

Во Владикавказе ежегодно проводился День белой ромашки, в ходе которого собирались средства на борьбу с туберкулезом.

Это только одна сторона благотворительности. Ведь, кроме названных, во Владикавказе существовали и другие общества, относящиеся к разряду благотворительных. В городе активно действовали: «Терская лига борьбы с туберкулезом», «Общество по восстановлению христианства на Кавказе», «Общество народных чтений», «Общество покровительства животным» и многие другие.

По делам нашим узнают нас. В старом Владикавказе милосердных людей было достаточно и имена их нам известны. Есть повод задуматься многим, чтобы продолжать добрые традиции, дабы в будущем о нас отзывались, как о тех, для кого заповедь любви к ближнему не была расхожей фразой.