Осетия Квайса



Бронзовый лик Неведомого

Археологическая коллекция Национального музея РСО-Алания – одного из старейших музеев Северного Кавказа, который был основан еще в 1897 году, – это около 70 тысяч единиц хранения. В том числе, абсолютно уникальных предметов – и каждый из них, умей он говорить, наверняка рассказал бы о себе историю, достойную остросюжетного романа. Где нашлось бы место и драматическим приключениям, и загадкам, и тайнам…

Но эта вещь даже среди них – одна из самых загадочных. В прошлом, 2013 году исполнилось ровно сто лет, как она попала в фонды Национального музея. Это – его гордость. Ею восхищаются, о ней спорят, но мы и по сей день не знаем о ней, по большому счету, почти ничего. «Голова идола. Кобанская культура. Бронза. II тысячелетие до н. э.» – так, предельно лаконично, «паспортизирована» эта находка в описях коллекций музея.

Найдена была эта бронзовая человеческая голова-маска, отлитая приблизительно около трех с половиной – четырех тысяч лет назад по глиняной или восковой модели, неведомым кобанским мастером, в окрестностях родины Коста – селения Нар. Тоже совершенно случайно. Но имя человека, благодаря которому этот бесценный артефакт украшает сегодня собрание Национального музея, сохранилось. Звали его Еста Калоев.

«Дополнительные сведения о нахождении бронзовой головы сообщены нам в личной беседе (14 марта 1950 г.) сыном Еста (Евстафия) Калоева – Александром Евстафьевичем, проживающим в настоящее время в г. Дзауджикау. Находка была обнаружена в его присутствии, когда ему было 13 лет, – так излагал эту историю в своей статье «Памятник древнего культа Осетии», опубликованной в 1951 году в сборнике «Материалы и исследования по археологии СССР (№ 23)», профессор Леонид Семенов – кавказовед, литературовед, искусствовед, видный северокавказский археолог и исследователь нартского эпоса. – Он был учеником Владикавказского реального училища и во время летних каникул жил у отца в с. Нар. Однажды, в поисках гнезд горных индеек, он с группой местных пастухов-подростков поднялся на высокую скалистую, покрытую кустарником гору, возвышающуюся против селения. Вырывая со своими спутниками куст можжевельника, он вдруг заметил в яме, образовавшейся под кустом, часть предмета, который они сочли было за изделие из золота. Это была бронзовая голова. Не делая никаких дальнейших розысков в том же месте, все вернулись в селение; бронзовая голова осталась у юных пастухов. Позднее Еста Калоев, служивший в селении писарем и неоднократно доставлявший в Терский областной музей случайные археологические находки из своего района, получил от пастухов эту голову и через сына Александра передал этот предмет в названный музей».

…Размеры «Головы идола» невелики. Высота – всего 19,5 см, вес – 1780 граммов. Внутри эта голова-маска – полая. Высокий лоб с округлым верхним краем, узкое удлиненное лицо, длинный прямой нос, чуть выступающий вперед твердый подбородок, сильно выдающиеся надбровные дуги, резко прочерченные сросшиеся брови, которые разлетаются к вискам, плотно сомкнутые узкие губы… Завораживающее лицо. Но особенно завораживают глаза маски. Почти гипнотизируют. Из этих пустых, как у масок античного театра, но удивительно живых продолговатых глазниц на тебя, кажется, смотрит сама Вечность. Смотрит само Прошлое – испытующе, пристально, в упор. Словно спрашивая: кто ты, далекий потомок? И какой ты?

Ближе к верхнему краю лба «Головы идола» расположено маленькое круглое отверстие диаметром около 0,3 см. Это – не дефект отливки, сделал его мастер явно специально – и, как предполагают ученые, предназначалось оно именно для того, чтобы голову-маску на чем-то закреплять. То ли – на древке, то ли было у этого кобанского идола когда-то еще и туловище, вырезанное из дерева.

Кому же принадлежит это лицо? Исследователи дружно сходятся на том, что назначение уникальнейшего артефакта – явно культовое, ритуальное, и что вряд ли, конечно, он мог быть портретом какого-то конкретного человека (пусть и портретом достаточно условным, стилизованным). Но вот только кто это? Божество, которому поклонялись древние кобанцы – непревзойденные мастера-литейщики, искусные ремесленники, земледельцы, скотоводы, ювелиры и воины, чья культура признана одной из технологических и художественных вершин европейского бронзового века? Дух-первопредок, хранитель рода? Вопросы, ответа на которые пока нет – хотя гипотезы на сей счет строятся интересные и разные.

Тот же Леонид Семенов, например, считал: «Голова идола» изображает женщину. Богиню-мать, олицетворение плодородия и изобилия, память о древнем культе которой сохранилась в осетинской Нартиаде, прежде всего, в образе «матери нартов» Шатаны. И приводил в качестве аргументов и то, что у маски нет ни усов, ни бороды, и то, что линии шеи у нее – длинные, совсем по-женски изящные, а в левом ухе – маленькая дырочка для серьги… Но у этой гипотезы есть и противники. Убежденные: суровые, дышащие силой, властностью и энергией черты «Головы идола» – типично мужские. Да и серьги в те времена тоже были отнюдь не только женским украшением…

Не менее интересно и другое: а как вообще «Голова идола» попала в Нар? Кто спрятал ее на утесе над селением – и когда?

«Никаких других археологических изделий возле бронзовой головы тогда не было найдено. Ниже того места, где была сделана находка, примерно на расстоянии 0,5 км, на той же горе стоит заброшенный древний каменный дзуар (святилище), название которого давно забыто местными жителями, – писал Леонид Семенов в своей статье, благодаря которой «Голова идола» обрела в научных кругах всесоюзную известность. – В дзуаре много различных старинных вещей культового характера… В этом селении и близ него имеются различные памятники древности, которые до сих пор подробно не обследованы…».

И среди этих памятников – обнаруженные и раскопанные учеными Института истории и археологии РСО–А при СОГУ им. К.Л.Хетагурова совсем недавно уникальные кобанские древности Зарамага: о ходе этих спасательных раскопок в районе водохранилища Зарамагской ГЭС не раз писала и наша «СО». Не там ли когда-то и была сделана эта голова-маска?

Около сорока лет назад побывала «Голова идола» и в Германии – на международной выставке, где она экспонировалась вместе с коллекцией артефактов из собрания Московского Государственного исторического музея. И интерес к ней там тоже был просто огромный.

А в декабре прошлого года этот раритет из Владикавказа впервые увидели жители и гости Грозного, Ставрополя и Нальчика – в рамках передвижной выставки «Легенды Кавказа», которую подготовил и провез по соседним регионам СКФО при поддержке Минкульта РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РСО–А наш Национальный музей.

Кстати, с середины февраля этот выставочный проект, знакомящий посетителей с уникальными археологическими и этнографическими «жемчужинами» из его фондов (которых в экспозицию выставки вошло, в общей сложности, больше трехсот), вновь возобновит свою работу в залах Национального музея, где 11 декабря состоялась его презентация.

– Предметы из нашей коллекции кобанской бронзы, представленные на этой выставке, вызывали везде единодушный восторг посетителей. Потому что невозможно не восхищаться этими уникальнейшими работами древних мастеров-художников, которые поражают своим совершенством и красотой. А для знаменитой «Головы идола» это было первое путешествие по Северному Кавказу, – рассказывает генеральный директор Национального музея РСО–А Лариса Сохиева. – И, конечно, эта вещь до сих пор вызывает очень много вопросов. И вызывает совсем особые, почти мистические чувства, когда ты на нее смотришь… Тайна ее пока так и не раскрыта – и, я думаю, «Голова идола» еще ждет того, кто сможет подойти к разгадке этой тайны. А самое удивительное в ее истории, пожалуй, то, что жители Нара, которые сто лет назад ее нашли, скромные горцы-пастухи, возможно, даже не очень образованные, – осознали значимость своей находки. То, как важна она для науки. И передали ее в дар музею… Чем не пример заботливого и бережного отношения к родному культурному наследию для нас, сегодняшних?

Е.ТОЛОКОННИКОВА
«Северная Осетия», 24.01.2014

Фото – К.ФАРНИЕВ