Осетия Квайса



Кодекс чести Алана ЧЕРЧЕСОВА

В республиканской юношеской библиотеке им. Г.Газданова состоялась презентация нового, четвертого по счету романа известного писателя Алана Черчесова «Дон Иван». Книга вышла в Москве в издательстве «Астрель» тиражом 3000 экземпляров.

Презентация – событие для храма книги, казалось бы, обыденное, такие мероприятия проводятся здесь регулярно. Но эта встреча стала, как говорится, из ряда вон. А все дело в личности самого Алана Черчесова – человека неординарного, интеллектуала, философа, интересного собеседника, которому есть что сказать, удивительного лектора (поневоле позавидуешь его студентам), прекрасно владеющего аудиторией, писателя, убежденного, что литература по-прежнему может воздействовать на жизнь. Потому и неудивительно, что даже после того как были, казалось бы, произнесены прощальные слова, молодежь (небывалый случай!) еще долго не расходилась, окружив плотным кольцом Алана Георгиевича.

А в самом начале встречи заместитель директора библиотеки и ведущая презентации Рита Царахова представила писателя аудитории. Алан Черчесов, сообщила она, – известный в России писатель, финалист премии Букера,  номинант премии «Большая книга», прозаик и переводчик (публиковался в журналах «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов», «Россия», в издательстве «Советский писатель») и даже автор сценария полнометражного художественного фильма «Между небом и небесами» по мотивам собственного рассказа «И будет лето», а также автор десятков научных и публицистических статей, вышедших на русском, английском, немецком, французском и фламандском языках. Произведениям писателя дал в свое время высокую оценку известный литературовед  Алексей Зверев. А критик Андрей Немзер восторженно подметил, что «редко кто сейчас пишет по-русски так красиво и так самозабвенно, как Алан Черчесов».

Высокую оценку новому роману писателя – роману о любви, написанному языком XXI века, – дала литературовед, доцент СОГУ Залина Марданова. Она заметила, что книга «Дон Иван» вобрала в себя целую историю литературы, в основе которой популярный миф о Доне Жуане.  Действие в романе Алана Черчесова происходит сразу в двух местах – Москве и Севилье, история Дона Жуана и жизнь писателя, который рисует ее, удивительным образом переплетаются. В книге есть и рассказывание, и  рассказывание о рассказывании. Но основная тема и «Дона Ивана», и предыдущего романа Алана Черчесова «Вилла Бель-Летра», по мнению Залины Мардановой, – тема рождения литературы. А вот два первых романа писателя – «Реквием по живущему» и «Венок на могилу ветра» – иные и по тематике, и по месту действия. Они, считает литературовед, относятся к первому – кавказскому или горскому периоду творчества писателя.

«Книга очень взрослая. Если вы доросли до Черчесова, это должно повысить вашу самооценку», – высказала, обратившись к собравшимся, свое мнение о «Доне Иване» преподаватель кафедры русского языка факультета русской филологии СОГУ Людмила Белоус. Она назвала также прозу Алана Черчесова «породистой, сочной, яркой, узнаваемой, стильной», а книгу «Дон Иван» щедрой, для глубокого чтения. Читать роман  следует не спеша, медленно, несуетливо. «В нем много воздуха» и есть ответы на извечный вопрос: что делать? Только две вещи, по мнению писателя, способны нас спасти – это любовь и литература. «Потребляйте меньше горя и еще больше читайте  книжек – вот лучшая в мире диета» – такой рецепт исцеления от Алана Черчесова приводится в «Доне Иване».

Отвечая на вопросы читателей, писатель и сам подтвердил, что его новый роман – о любви, той самой, что дарует невиданную свободу и шанс на новое вдохновение. «Когда мы любим по-настоящему, то становимся еще сильнее, мы словно вырастаем из себя… Любовь сильнее смерти. Смерть перед любовью – ничто», – размышлял вслух Алан Черчесов.

Однако самое главное в жизни для него – это свобода. Отстаивать ее, дабы оставаться самим собой, нужно повседневно. Кто нам мешает сказать мерзавцу, что он мерзавец, а хаму, что он хам (хамство, по Черчесову, – это желание утвердиться за чужой счет). Единственный способ их не бояться – их не бояться. Нужно добиваться своих прав. Ведь главный рецепт выживания – это, как советовал еще А. П. Чехов, «по капле выдавливать из себя раба».

Сегодня мы утратили чувство чести. Мы не требуем ничего, мы перестали задумываться над тем, что справедливо, а что нет. Мы привыкли даже голосовать за зло, делать сбросы, поступать не по совести. И после этого ожидать чуда – что с нами будут поступать честно. Так не бывает. От нас самих, в сущности, все и зависит.

Чем отличается наша молодежь от молодежи других стран, где довелось побывать Алану Черчесову? Да тем, что она талантливее. Но при этом невероятно инфантильная, не использующая свой потенциал, в 70 раз уступающая, скажем, китайским студентам, которые стремятся к знаниям и много читают.

«Наша молодежь привыкла, что за нее все  должны решать, ее должны устраивать, а одеваться она хочет (и одевается) лучше, чем сверстники за рубежом, и при этом ничего не желает делать», – отвечая на один из вопросов читателей, поделился своими наблюдениями Алан Черчесов. Ведь по большому счету, дело даже не в образовании, а в самообразовании, которое единственное чего-то стоит. «Я мечтаю о том, чтобы были переполнены наши библиотеки, где люди сидят и читают», –  признался Алан Черчесов.

Он также не скрывал, что его коробит всякий раз, когда начинают говорить, что « у нас великие традиции, что наш народ всегда отличался…». «Чем? Когда? Это иллюзия. И Нартский эпос, архитепические сюжеты, которые рассказывают про нас все, тому доказательство», – выразил свою точку зрения писатель.

Кстати, пятый роман Алана Черчесова, по собственному его признанию, будет связан с Нартским эпосом. «Мы так или иначе повторяем миф о Сырдоне, который съедает своих собственных детей», – сказал он. И добавил, что сейчас ему интересно пописать рассказы. Если все задуманное сбудется, то, скорее всего, новые произведения писателя, как и положено истинной литературе, будут возвращать нас к вечным ценностям, каковыми являются, к примеру, десять заповедей. По мнению Алана Черчесова, человек может не ходить в церковь, но быть богоугодным, если  он соблюдает заповеди. «Не творите подлостей и не терпите подлости», – призвал он собравшихся напоследок.

Ольга РЕЗНИК,
«Пульс Осетии», 6.03.2012