Осетия Квайса



Андрей БУЗАРОВ – летописец осетинской Украины

Аслан СЛАНОВ

1--61Осетинские диаспоры российских регионов и зарубежья – эта тема, несомненно, всегда интересна. Нам, жителям Осетии, приятно бывает узнавать что-то новое про осетин, проживающих в разных уголках земного шара, мы испытываем гордость от того, что своими деяниями они прославляют свою малую Родину, свой народ.

Совсем недавно у нас появился повод вновь испытать подобные чувства. Донецкий осетин Андрей БУЗАРОВ сделал настоящий подарок своим землякам – в короткие сроки (не в ущерб качеству!) подготовил и издал книгу «Осетины Украины».

Это не первый печатный труд, посвященный осетинам зарубежья. В разные годы к этой теме обращались и другие: Мурат Мамсуров писал о турецких осетинах, Дамир Дауров – о сирийских осетинах, коллектив авторов подготовил к печати книгу «Осетинские национальные диаспоры в современном мире». Было еще несколько изданий, так или иначе затрагивающих эту тему.

Изучив этот опыт, автор нового исследования пошел дальше: значительно расширил как объем книги (она состоит из трех разделов и нескольких сотен статей), так и ее тематическое разнообразие (помимо информационно-справочной и биографической информации, здесь есть исторические, этнографические, статистические материалы, творческие работы).

– Идея написания данной книги появилась у меня сравнительно недавно, немногим более года назад, когда в Донецке организационно оформилась осетинская диаспора (а уже для подготовки книги к печати мне понадобилось около шести месяцев), – рассказывает Андрей. – Начав общаться с донецкими осетинами, я формировал списки осетинских семей, проживающих в Донбассе. Естественно, уже готовых списков, книг или справочников про осетин Донецка и Украины не было. Поэтому начали фактически с чистого листа. Искали осетин через знакомых, посредством Интернета, в телефонных справочниках, другими способами. Затем начался сбор материалов о наших земляках, проживающих в других областях Украины.

Во время работы над книгой автор познакомился с различными книжными, публицистическими, статистическими и другими изданиями, материалами из личных архивов и Интернет-сайтов.

По словам Андрея, в материалах по истории и жизни современных осетин, которые он изучил, про украинских осетин было очень мало информации (или не было вообще ничего). Восполнить этот информационный пробел – одна из целей данного издания.

Вообще, факторов, которые подтолкнули меня к написанию этой книги, было несколько: это и научный интерес, и известные трагические события в Беслане и Южной Осетии, испытания, которые выпали на долю осетинского народа. Мне захотелось показать украинских осетин с их лучших сторон, написать о том, как они прославляют свой народ, – говорит Андрей. – Если хоть в какой-то степени мне удалось это сделать, то мой труд был не напрасен.

--376То, что Андрей и его помощники потрудились не зря, подтвердит любой, кто возьмет в руки книгу «Осетины Украины». Книга написана добротным, грамотным языком. Открывается она предисловием составителя и «Походной песней» Коста Хетагурова (что, конечно же, символично). Далее в ней публикуется статья профессора Руслана Бзарова об истории осетинского народа и сегодняшнем дне Осетии. В первом разделе есть еще такие главы: «Осетины в глазах исследователей и путешественников» и «Диаспоры осетин в современном мире».

Думается, составитель поступил правильно, открыв книгу кратким экскурсом в историю Осетии: читателю, который знает историю, он напоминает ее. А главное – читателям (как членам осетинских диаспор, так и представителям других народов), не знакомым с историей алан-осетин, дает прекрасную возможность познать ее основные вехи.

Второй раздел, где автор подробно рассказывает об осетинских общинах украинских городов и областей, начинается главой «Осетины и Украина». В этой статье дается обзор по теме «Следы скифо-сарматских и аланских племен на территории современной Украины», называются имена известных исследователей, их работы по данной тематике. «Среди них следует отметить Ф. Бруна, Ю. Кулаковского, О. Бубенка, М. Швецова, И. Храпунова, Х. Хачирова и др., – отмечает автор. – Настоящим событием в исторической науке стало опубликование в 1899 году капитального исследования Ю.А. Кулаковского «Аланы по сведениям классических и византийских писателей», в котором киевскому историку удалось собрать в одно целое и прокомментировать всю информацию об аланском этносе, которая была известна на то время».

В этой главе также прослеживаются и другие аспекты украино-осетинских (аланских) отношений.

Далее автор переходит к советским годам нашей общей истории. «Неувядаемой славой покрыл себя осетинский народ и на фронтах Великой Отечественной войны. Более 25 тысяч осетин сражались за Украину, среди них – 27 Героев Советского Союза. Их именами названы улицы, школы, парки, им поставлены памятники. В свою очередь, 24 Героя Советского Союза – украинца воевали за свободу Осетии.

…Чтобы спасти Одессу от разрушений и не лишить ее питьевой воды, войскам осетина Плиева была поставлена задача без артподготовки захватить водонапорную станцию и взять город. Его конница выполнила эту задачу. Сегодня одна из улиц Одессы носит имя генерала Плиева. С особым чувством благодарности к нему относятся жители Раздельной», – пишет автор.

И в последующие годы, и в нынешнее время осетины активны во всех сферах жизни Украины: политике, экономике, культуре, образовании и науке, спорте… Материалы об этом читатель найдет во втором и третьем разделах книги. Причем, там есть отдельные статьи о каждой осетинской региональной диаспоре (их создание, деятельность, руководители, контактная информация). Отдельно даются списки осетинских фамилий, представители которых проживают в той или иной области Украины.

Автор подробно останавливается на том, как (в какие периоды и по каким причинам) прирастала количественно осетинская диаспора Украины. Он выделяет несколько крупных волн переселения осетин в эту республику: 1) период до Великой Отечественной войны (в это время осетины приезжают на Украину для работы в различных отраслях промышленности и науки, военной сфере); 2) период после Великой Отечественной войны и до момента распада СССР (на эти годы приходится основной прирост осетинской диаспоры Украины. Многие осетины остались здесь после демобилизации, создали свои семьи. Немало специалистов было направлено из Осетии сюда для восстановления разрушенной во время войны экономики. Следует также отметить, что именно в конце 70-х – 80-х г.г. прошлого века расцветает спортивная слава Осетии, много спортсменов и тренеров (прежде всего, борцов) приезжают на Украину, чтобы выступать под ее флагом; 3) период после распада СССР (эти годы в целом характеризуются развитием рыночной экономики и бизнеса, поэтому многие осетины переезжают на Украину для осуществления предпринимательской деятельности. Кроме того, после грузино-осетинского конфликта конца 80-х – начала 90-х г.г. ХХ столетия на Украину приезжают целые семьи из Южной Осетии, многие из которых обретают здесь свою вторую родину).

Интересны статистические данные и по количественному составу осетинской диаспоры, которые составитель приводит в этой главе. Так, по данным переписи населения 1979 года на территории Украины проживало 5 257 осетин. По переписи 1989 года их было уже 6 345 человек. Согласно же данным последней переписи населения Украины, в 2001 году на Украине проживало 4 834 осетин.

Хотя, автор отмечает, что последние «указанные данные об осетинском населении Украины не являются абсолютно точными, так как в них учтены лишь те лица, которые указали свою национальность как осетина», тем не менее, не делается анализ того, почему численность осетинской диаспоры уменьшилась (или часть осетин выехала с Украины, или она предпочла не указывать в переписных листах свою национальную принадлежность). А эти тенденции, несомненно, важны.

Говоря о географическом расселении осетин, следует сказать о том, что наибольшее их количество проживает в Донецкой, Киевской, Днепропетровской, Харьковской и Одесской областях, в Крыму.

Третий, самый объемный, раздел книги посвящен известным осетинам Украины (как умершим, так и ныне здравствующим). Каждая биография, представленная в книге, как подмечает сам составитель (и с ним можно только согласиться), по-своему, уникальна, так как она дает возможность проследить жизнь конкретного человека, семьи, а иногда – и целого рода. В автобиографии или биографии отдельного человека переплетаются судьбы десятков (иногда – и сотен) людей, высказываются собственные мнения и суждения о различных исторических событиях, участниками которых довелось быть героям книги.

Материалы об этих достойнейших людях даются в таких главах: «Герои Советского Союза, ветераны Великой Отечественной войны», «Государственные деятели Украины», «Деятели искусства», «Работники правоохранительных органов», «Хозяйственные руководители, бизнесмены, меценаты и общественные деятели», «Спортсмены» и других.

Как было сказано выше, объем книги очень внушителен (более 650 страниц). Поэтому очень удобно то, что составитель снабдил издание именным алфавитным указателем – любого человека можно быстро и легко найти.

А найти здесь можно биографии и другие материалы о жизни очень известных (и не очень), заслуженных людей. Герои Советского Союза Энвер Ахсаров, Георгий Бзаров, Павел Билаонов, Георгий Бутаев, Давид Доев… Эти и другие сыновья Осетии освобождали Украину от фашизма, в украинской земле и нашли многие из них вечный покой.

Нынешние поколения украинских осетин берегут память об ушедших старших, преумножают их славу.

Политик и общественный деятель Николай Баграев, спортсмен, политик, общественный деятель Эльбрус Тедеев, режиссеры Алан Бадоев и Николай Засеев-Руденко, оперные певцы Чатуранга Билаонов и Виктория Гиголаева, живописец Георгий Гагиев, модельер и дизайнер Руслан Джангобеков, композитор Олег Золоев, музыкант Роман Маргиев, поэтесса Лилиана Пилиева, архитектор Валерий Савлаев, актер и режиссер Анатолий Хостикоев, доктор технических наук Казбек Гогаев, борец Борис Бигаев, тренеры Руслан Савлохов и Артур Дзигасов, генерал-майор Ярик Тасоев, врач и писатель Виталий Тотиков, бизнесмен и общественный деятель Эмзар Санакоев, бизнесмен и меценат Казбек Фидаров… И еще много, много интереснейших людей представлены в книге…

С удовлетворением хочется отметить и то, что составитель в своей работе много внимания уделил не только заслуженным людям, как правило, старшего и пожилого возраста, но и молодежи. Автор посчитал «необходимым и целесообразным рассказать о молодых перспективных представителях осетинской нации, проживающих на Украине, тех, кто уже, несмотря на свой молодой возраст, добился определенных успехов. Без талантливой и патриотически воспитанной молодежи ни у одной нации нет будущего». Здесь остается заметить только то, что этими словами можно охарактеризовать и самого автора – составителя этой замечательной книги. Ведь работа, которую он со своими помощниками проделал за столь короткое время, достойна наивысшей похвалы. И, конечно же, подражания.

– Я надеюсь, что в скором времени появятся исследования о жизни осетин Америки, Грузии, Бельгии, Франции, других стран. Должны быть изданы книги об осетинах Москвы, Киева, Минска и других городов. Ведь такая малочисленная нация, каковой являются осетины, не может себе позволить пренебрежительное отношение к своей истории, культуре и генофонду. Для того, чтобы осетины не ассимилировались с другими народами (а угроза этого со временем вполне реальна), они должны помнить свое этническое происхождение, (особенно – живя за рубежом), а также знать историю своей фамилии и рода, близких и дальних родственников, ярких и лучших представителей своего народа. Осетинам есть, чем и кем гордиться, – говорит Андрей Бузаров.

***

Андрей Бузаров родился в г. Донецк в 1984 году. Среднюю школу окончил с золотой медалью. Затем обучался в Донецком национальном университете, где в 2006 году получил диплом с отличием и квалификацию магистра правоведения.

После окончания университета работал в юридических компаниях    «Apriori lex» и «Первый советник».

В 2008 году сдал квалификационные экзамены и получил адвокатское свидетельство. Организовал с коллегами собственную юридическую фирму. В настоящее время Андрей – практикующий адвокат с широким юридическим профилем.

Андрей также занимается научной работой, является автором ряда статей по философским, юридическим, этнографическим, историческим и иным аспектам. В настоящее время он – аспирант Донецкого государственного университета экономики и торговли по специальности «Социальная история и философия истории», работает над кандидатской диссертацией, а также готовит к изданию книгу по арабской тематике.

Изучает арабский, английский, немецкий, французский, новогреческий и другие иностранные языки. Занимается переводческой деятельностью с арабского, английского, французского, итальянского и других языков.

Андрей активно участвует в жизни Донецкой осетинской общины, был заместителем председателя общественной организации «Аланы Донбасса». Принимал непосредственное участие в организации многочисленных культурно-массовых мероприятий, которые проводились под эгидой организации «Аланы Донбасса». В том числе: открытие воскресной школы осетинского языка в Донецке, различные праздники, поездка делегации украинских осетин во Владикавказ на съезд осетинского народа в 2009 году и др. общественно-политические акции.

За участие в восстановлении пострадавшего вследствие грузинской агрессии города Цхинвала был награжден Почетной грамотой Министерства по делам молодежи, спорта и туризма Республики Южная Осетия, отмечен благодарностью Президента Южной Осетии.

Андрей непосредственное отношение имеет и к спорту, обучался в детской футбольной школе ФК «Шахтер», был победителем и призером различных соревнований по футболу и бегу. Сейчас является игроком футбольной команды «Аврора».

Отец Андрея – Игорь Григорьевич Бузаров родился в г. Дигора Северной Осетии в 1952 году. После того, как уехал из Осетии, учился и работал в Красноярском крае, имел музыкальное образование. Затем переехал на Украину, где работал по специальности. После распада СССР активно занимался бизнесом. Трагически погиб в 1995 году, похоронен в Донецке.

Мать Андрея – Ирина Афанасьевна Бузарова (Тутова), русская по национальности, педагог, проживает в Донецке.